IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
В результате аварии на производственном объединении "Маяк" радиоактивному загрязнению подверглись территории Челябинской, Свердловской и Курганской областей. В ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк" приняло участие около 30 тыс. человек.
В результате проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне радиационному воздействию подверглось население 167 населенных пунктов Алтайского края.
Самой масштабной по своим последствиям является катастрофа на Чернобыльской АЭС, которая затронула миллионы людей. Радиоактивному загрязнению свыше 1 Кюри/кв. км подверглось более 59 тыс. кв. км территорий 14 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 3 млн. человек. Более 200 тыс. граждан Российской Федерации приняли участие в ликвидации последствий аварии. На загрязненных территориях оказалось более 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда Российской Федерации.
В период 2002 - 2010 годов решение проблем преодоления последствий радиационных аварий и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне было обеспечено расходными обязательствами Российской Федерации и обязательствами субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года".
Расходы федерального бюджета за указанный период составили 4946,9 млн. рублей, расходы бюджетов субъектов Российской Федерации - 1560,3 млн. рублей.
Без использования программно-целевого метода решения задач преодоления последствий радиационных аварий вероятно развитие ситуаций (основных рисков), связанных:
со снижением уровня медико-социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
с возрастанием дозовых нагрузок на население наиболее загрязненных территорий;
с дальнейшим развитием негативных демографических процессов на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;
со снижением инвестиционной привлекательности территорий;
со снижением конкурентоспособности сельскохозяйственной и лесной продукции;
с потерей межведомственной координации работ по преодолению последствий радиационных аварий;
со снижением уровня доверия населения к федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отказ от использования программно-целевого метода для преодоления последствий радиационных аварий может привести к снижению темпов экономического роста территорий, подвергшихся радиационному воздействию, и развитию нежелательных социальных процессов.