XI. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе
Первый вариант реализации Программы
В соответствии с первым вариантом (стратегия минимизации расходования средств федерального бюджета) предполагается реализация мероприятий по следующим направлениям:
а) разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, включая адресную специализированную медицинскую помощь, в том числе:
совершенствование деятельности специализированных медицинских центров по оказанию адресной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию;
развитие системы медико-психологической поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
оказание адресной специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию;
совершенствование программного и методического обеспечения осуществления государственной радиационно-эпидемиологической регистрации граждан на федеральном и региональном уровнях и актуализация Регистра;
обеспечение деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия;
б) совершенствование системы мониторинга и ее элементов, а также прогнозирования обстановки на загрязненных территориях, в том числе:
комплексная оценка изменения радиационной обстановки на загрязненных территориях для подготовки перечней населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения;
разработка и внедрение систем поддержки принятия решений по вопросам реабилитации загрязненных территорий;
в) повышение готовности органов управления и сил к действиям по минимизации последствий радиационных аварий на основе совершенствования технической, технологической, нормативно-методической и организационной базы, в том числе:
совершенствование технической базы и технологий защитных мероприятий по преодолению последствий радиационных аварий;
гармонизация законодательства в области радиационной защиты населения и формирование комплексного плана действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения на период после 2015 года;
г) информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе:
реализация комплекса мероприятий по обеспечению прав граждан на получение достоверной информации о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности на основе развития региональных систем информационных электронных ресурсов, формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения;
разработка комплекса эффективных технологий, реализация и совершенствование системы мер по социально-психологической адаптации населения, подвергшегося радиационному воздействию, и формированию культуры безопасности жизнедеятельности;
информационно-аналитическая поддержка государственных заказчиков по реализации мероприятий Программы;
обеспечение участия Российской Федерации в реализации проектов программы развития ООН и Международного агентства по атомной энергии, а также плана действий ООН по реабилитации в зоне Чернобыля.
Второй вариант реализации Программы
В соответствии со вторым вариантом (стратегия обеспечения развития) предполагается реализация мероприятий по следующим направлениям:
а) создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях, в том числе:
строительство и реконструкция систем газо- и теплоснабжения на территориях Брянской, Калужской, Орловской, Тульской, Курганской, Челябинской областей и Алтайского края, подвергшихся воздействию радиации;
строительство и реконструкция систем водоснабжения и канализации на территориях Брянской, Калужской, Орловской, Тульской, Курганской, Свердловской, Челябинской областей и Алтайского края, подвергшихся воздействию радиации;
завершение строительства и реконструкция объектов здравоохранения с высокой степенью готовности;
б) разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, включая адресную специализированную медицинскую помощь, в том числе:
совершенствование деятельности специализированных медицинских центров по оказанию адресной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию;
развитие системы медико-психологической поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
повышение квалификации (обучение) медицинского персонала в ведущих отечественных и зарубежных медицинских центрах и учреждениях;
организация медицинского обследования и реабилитации граждан, входящих в группы радиационного риска и проживающих на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении "Маяк";
совершенствование методических подходов к выявлению повышенного онкологического риска, нарушений противоопухолевого иммунитета и психологической устойчивости лиц, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, а также молекулярно-генетических и цитологических изменений у их потомков первого - третьего поколений;
совершенствование программного и методического обеспечения осуществления государственной радиационно-эпидемиологической регистрации граждан на федеральном и региональном уровнях и актуализация Регистра;
обеспечение деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия;
в) создание условий для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда загрязненных территорий, в том числе:
анализ и внедрение эффективных технологий и технических средств, направленных на минимизацию последствий радиационных аварий и снижение риска вторичного загрязнения территории населенных пунктов вследствие чрезвычайных ситуаций на загрязненных территориях;
проведение работ по паспортизации загрязненных территорий (населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, лесов);
разработка стандартов безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях;
г) совершенствование системы мониторинга и ее элементов, а также прогнозирования обстановки на загрязненных территориях, в том числе:
разработка научно-методического обеспечения и создание общенациональной автоматизированной системы мониторинга радиоактивных загрязнений на территории Российской Федерации;
анализ и комплексная оценка изменения радиационной обстановки на загрязненных территориях для подготовки перечней населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения;
разработка и внедрение систем поддержки принятия решений по вопросам реабилитации загрязненных территорий;
д) повышение готовности органов управления и сил к действиям по минимизации последствий радиационных аварий на основе совершенствования технической, технологической, нормативно-методической и организационной базы, в том числе:
совершенствование технической базы и технологий защитных мероприятий по преодолению последствий радиационных аварий;
создание и внедрение системы защиты населения при обращении с большими объемами материалов и отходов с низким уровнем радиоактивности;
развитие системы обучения специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и населения по вопросам радиационной безопасности с учетом накопленного опыта преодоления последствий радиационных аварий;
гармонизация законодательства в области радиационной защиты населения и формирование комплексного плана действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения на период после 2015 года;
е) информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе:
создание единой информационной системы по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и проблемам преодоления последствий радиационных аварий;
разработка научной концепции и реализация комплекса мероприятий по обеспечению прав граждан на получение достоверной информации о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности на основе развития региональных систем информационных электронных ресурсов, формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения;
разработка комплекса эффективных технологий, реализация и совершенствование системы мер по социально-психологической адаптации населения, подвергшегося радиационному воздействию;
информационно-аналитическая поддержка государственных заказчиков по реализации мероприятий Программы;
обеспечение участия Российской Федерации в реализации проектов программ развития ООН и Международного агентства по атомной энергии, а также плана действий ООН по реабилитации в зоне Чернобыля.
Третий вариант реализации Программы
В соответствии с третьим вариантом (стратегия интенсивного решения проблем) предполагается реализация мероприятий по следующим направлениям:
а) создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях, в том числе:
строительство и реконструкция систем газо- и теплоснабжения на территориях Брянской, Калужской, Орловской, Тульской, Курганской, Челябинской областей и Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию;
строительство и реконструкция систем водоснабжения и канализации на территориях Брянской, Калужской, Орловской, Тульской, Курганской, Челябинской областей и Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию;
завершение строительства и реконструкция объектов здравоохранения с высокой степенью готовности;
б) разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, включая адресную специализированную медицинскую помощь, в том числе:
совершенствование деятельности специализированных медицинских центров по оказанию адресной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию;
развитие системы медико-психологической поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
повышение квалификации (обучение) медицинского персонала в ведущих отечественных и зарубежных медицинских центрах и учреждениях;
организация медицинского обследования и реабилитации граждан, входящих в группы радиационного риска и проживающих на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении "Маяк";
совершенствование методических подходов к выявлению повышенного онкологического риска, нарушений противоопухолевого иммунитета и психологической устойчивости лиц, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, а также молекулярно-генетических и цитологических изменений у их потомков первого - третьего поколений;
совершенствование программного и методического обеспечения осуществления государственной радиационно-эпидемиологической регистрации граждан на федеральном и региональном уровнях и актуализация Регистра;
обеспечение деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия;
в) создание условий для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда загрязненных территорий, в том числе:
внедрение эффективных технологий и технических средств, направленных на минимизацию последствий радиационных аварий и снижение риска вторичного загрязнения территории населенных пунктов вследствие чрезвычайных ситуаций на загрязненных территориях;
проведение работ по паспортизации загрязненных территорий (населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, лесов);
разработка стандартов безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях;
г) совершенствование системы мониторинга и ее элементов, а также прогнозирования обстановки на загрязненных территориях, в том числе:
разработка научно-методического обеспечения и создание общенациональной автоматизированной системы мониторинга радиоактивных загрязнений на территории Российской Федерации;
анализ и комплексная оценка изменения радиационной обстановки на загрязненных территориях для подготовки перечней населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения;
разработка и внедрение систем поддержки принятия решений по вопросам реабилитации загрязненных территорий;
д) повышение готовности органов управления и сил к действиям по минимизации последствий радиационных аварий на основе совершенствования технической, технологической, нормативно-методической и организационной базы, в том числе:
совершенствование технической базы и технологий защитных мероприятий по преодолению последствий радиационных аварий;
создание и внедрение системы защиты населения при обращении с большими объемами материалов и отходов с низким уровнем радиоактивности;
развитие системы обучения специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и населения по вопросам радиационной безопасности с учетом накопленного опыта преодоления последствий радиационных аварий;
гармонизация законодательства в области радиационной защиты населения и формирование комплексного плана действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения на период после 2015 года;
е) информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе:
создание единой информационной системы по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и проблемам преодоления последствий радиационных аварий;
разработка научной концепции и реализация комплекса мероприятий по обеспечению прав граждан на получение достоверной информации о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности на основе развития региональных систем информационных электронных ресурсов, формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения;
разработка комплекса эффективных технологий, реализация и совершенствование системы мер по социально-психологической адаптации граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
информационно-аналитическая поддержка государственных заказчиков по реализации системы мероприятий Программы;
обеспечение участия Российской Федерации в реализации проектов программ развития ООН и Международного агентства по атомной энергии, а также плана действий ООН по реабилитации в зоне Чернобыля.
В целях обеспечения завершения до 2015 года выполнения работ по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф государственными заказчиками Программы должны быть подготовлены предложения по следующим вопросам:
организация деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию;
ведение Регистра, медико-дозиметрических регистров и региональных баз данных;
проведение радиационного мониторинга и формирование перечней населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения вследствие радиационных аварий, включая пересмотр классификации зон в соответствии с международными стандартами;
организация и совершенствование оказания высокотехнологичной адресной специализированной медицинской помощи и медико-социальная реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию (группы риска);
организация работ по предоставлению населению информации о радиационных и экологических рисках.