6. Меры государственного регулирования зернового комплекса
В рамках реализации государственной политики по развитию зернового комплекса планируется совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. Дальнейшее развитие получит система мониторинга безопасности и качества зерна. Предполагается дальнейшее повышение эффективности механизмов государственной поддержки зернового комплекса.
Предполагается также реализация следующих мер государственного регулирования зернового комплекса:
установление льготных тарифов на перевозки зерна железнодорожным транспортом (с возмещением потерь в доходах открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за счет предусмотренных бюджетных ассигнований) из регионов с высоким уровнем профицита зерна для выравнивания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет устранения возможного снижения цены ниже уровня рентабельности. Применение данной меры сопровождается установлением уровня минимальных закупочных цен на перевозимые виды культур в рамках льготного тарифа;
осуществление мер государственной поддержки в виде возмещения части затрат на транспортировку продукции агропромышленного комплекса, в том числе продуктов переработки зерна, до точек консолидации в направлении отдаленных регионов с высоким спросом на такую продукцию, а также распространение данной меры на водные виды транспорта;
таможенно-тарифное регулирование, позволяющее оперативно сглаживать внешние и внутренние дисбалансы потребления и производства. Меры по ограничению экспорта зерновых культур и продуктов их переработки, в том числе с использованием механизма экспортной пошлины, будут применяться исключительно при возникновении угрозы продовольственной безопасности Российской Федерации исходя из критериев, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
осуществление мер государственного регулирования внутреннего рынка в целях снижения его волатильности и обеспечения баланса интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков зерна, в том числе за счет проведения государственных закупочных и товарных интервенций на рынке зерна и иных мер государственного регулирования. В рамках этого направления планируется обеспечить поддержание целевого объема резервов и запасов на уровне 2 - 2,5 процента объема внутреннего потребления в натуральном выражении, что позволит обеспечить достаточное регулирующее воздействие на конъюнктуру внутреннего рынка.
Также предполагается дальнейшее совершенствование механизма проведения государственных закупочных и товарных интервенций по следующим направлениям:
повышение оперативности регулирования зернового рынка, в том числе на региональном уровне;
возможное использование уровней минимальных гарантированных цен на основные зерновые культуры;
снижение волатильности внутреннего рынка за счет регулирования объемов запасов зерна, доступных для внутреннего использования;
расширение возможностей поставок на экспорт излишков зерна, не востребованных на внутреннем рынке;
обновление зерна федерального интервенционного фонда.
В сфере развития внутреннего потребления зерна предполагается реализовать следующие мероприятия:
реализация комплексной программы по борьбе с основными вредителями, болезнями, а также распространенными карантинными объектами зерновых культур (клоп вредная черепашка, саранча, амброзия, горчак, фузариоз, спорынья, головня (твердая, гладкая, карликовая), грибки и гнили), в том числе путем принятия соответствующих межгосударственных соглашений;
развитие биржевой торговли зерном и продуктами его переработки, в том числе обращения производных финансовых инструментов, увеличение доли в экспорте зерна, приобретенного экспортерами на биржевых торгах напрямую у сельскохозяйственных товаропроизводителей с прозрачным ценообразованием и гарантиями поставки, в том числе логистическими;
разработка стандартных договоров для формирования единых подходов к взаимоотношениям покупателя с продавцом, которые будут способствовать повышению прозрачности сделок;
развитие инфраструктуры складов общего пользования и использования складских свидетельств на зерно для повышения безопасности хранения зерна, прозрачности оборота зерна, в том числе биржевого;
увеличение оборота фьючерсных контрактов на российских биржах;
стимулирование создания российскими финансовыми институтами структурных продуктов, позволяющих обеспечить внебюджетное финансирование всего цикла урожая (от финансирования проведения посевных и уборочных работ до реализации урожая по рыночным ценам);
развитие страхования посевов зерновых и зернобобовых культур, в том числе путем совершенствования механизмов сельскохозяйственного страхования;
мониторинг объема запасов зерна на внутреннем рынке (уровень запасов зерна на начало календарного года, оказывающий минимальное влияние на уровень цен, примерно 95 процентов уровня годового внутреннего потребления);
информационно-аналитическое обеспечение деятельности зернового комплекса, включая сбор информации о движении зерна, а также сбор информации о конкретных качественных характеристиках реализуемого на рынках зерна с целью повышения его прослеживаемости от поля до конечного потребителя и повышения прозрачности рынка.
Развитию экспорта зерна и продуктов его переработки будет способствовать их активное продвижение на внешних рынках, в том числе за счет следующих мер:
реализация комплекса мер государственной поддержки в соответствии с федеральным проектом "Экспорт продукции агропромышленного комплекса";
развитие института атташе по сельскому хозяйству в традиционных и перспективных странах - потребителях российского зерна и продуктов его переработки;
активизация деятельности торговых представительств Российской Федерации в традиционных и перспективных странах - потребителях российского зерна и продуктов его переработки, в том числе регулярное проведение анализа внутреннего рынка и требований к качеству российского зерна и продуктов его переработки в странах присутствия, организация встреч представителей российских компаний и потенциальных потребителей указанной продукции в странах присутствия;
участие в работе международных зерновых конференций и выставок, способствующих повышению экспорта российского зерна и продуктов его переработки;
содействие российским сельскохозяйственным товаропроизводителям и экспортерам в участии в зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях, способствующих повышению экспорта российского зерна и продуктов его переработки;
продвижение брендов российской продукции на международном рынке;
проведение маркетинговых исследований по изучению потенциальных рынков сбыта российской продукции;
снижение барьеров для участников зернового комплекса, в том числе при оформлении экспортных валютных сделок и проведении государственного контроля безопасности и качества зерна;
реализация трансграничных (экспортных) биржевых контрактов через основные порты Российской Федерации (в первую очередь порты Черного моря) с участием портовой инфраструктуры Российской Федерации на условиях FOB, что позволит привлечь новых импортеров российского зерна, расширив географию и объемы экспорта;
совершенствование российских фитосанитарных требований и требований к безопасности и качеству зерна и продуктов его переработки с учетом требований стран - потребителей российского зерна;
проведение в местах производства зерновых культур мониторинга вредных организмов, имеющих карантинное значение для стран - потребителей российского зерна, и комплексных защитных мероприятий по борьбе с ними;
заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере торговли зерном и продуктами его переработки, в том числе позволяющих снизить существующие барьеры;
совершенствование нормативной документации по правилам хранения, перевозки и упаковки зерна и продуктов его переработки с учетом технических и технологических изменений;
снижение административных барьеров для участников зернового комплекса в части ускорения таможенных процедур;
стимулирование создания союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей, в число участников которых входят производители (их объединения), осуществляющие на территории Российской Федерации производство более чем двух третей общего объема производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и оказывающие соответствующие услуги, для упрощения процедуры донесения интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей при формировании и реализации государственной аграрной политики.