IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о расходных обязательствах Российской Федерации в указанной сфере
IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода, включающие
сведения о расходных обязательствах Российской Федерации
в указанной сфере
Реализуемый комплекс государственных мер в сфере развития судебной системы при положительной динамике отдельных показателей пока не оказал решающего позитивного влияния на доверие граждан к правосудию. Это подтверждается данными, получаемыми в ходе опросов общественного мнения. В частности, согласно опросам общественного мнения только 27 процентов граждан России доверяют органам правосудия, при этом 38 процентов органам правосудия не доверяют.
Согласно мониторингу реализации Программы до 2012 года и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами, ежегодно проводимому Министерством экономического развития Российской Федерации, сохраняется ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.
В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия, качество и оперативность проводимых судебно-экспертными учреждениями экспертиз и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.
В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" необходимо внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства и направленных на повышение доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды в защиту интересов граждан, а также на уточнение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.
Реализация предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации, а также мероприятий, направленных на развитие судебной системы России, определенных Президентом Российской Федерации в качестве основных, в частности совершенствование системы размещения судебных решений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечение доступа к этим решениям, потребует значительного укрепления материально-технической базы органов судебной власти.
Кроме того, в рамках разработки мероприятий по переходу к юридически значимому электронному документообороту требуются подготовка и принятие закона, закрепляющего возможность подписания судебных актов при помощи электронной цифровой подписи для судей арбитражных судов.
Реализация мероприятий Программы по созданию "мобильного правосудия", "электронного правосудия", внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности, осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.
Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию является создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, а также обеспечение возможности:
участия граждан в проведении открытых судебных заседаний;
проведения закрытых судебных заседаний;
участия в судебных заседаниях подсудимых, обвинителей, защитников, потерпевших, свидетелей и других участников судебного процесса;
тайны совещаний судей и присяжных заседателей;
допроса свидетелей в условиях, обеспечивающих их безопасность;
воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания;
надлежащего размещения судей и аппарата суда в служебных помещениях;
надлежащего временного содержания подсудимых и исполнения обязанностей конвойной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствующих помещениях судов при рассмотрении уголовных дел;
надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
хранения и осмотра вещественных доказательств;
организации делопроизводства;
ознакомления с материалами дел прокурорами и адвокатами под контролем работников аппарата суда;
архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;
организации работы с юридической литературой;
получения и обмена информацией с использованием современных электронных средств связи общего пользования.
В этой связи осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов, обеспечение зданий судов средствами безопасности и охраны являются по-прежнему актуальными.
В результате проводимой государством судебной реформы качественно и количественно вырос судейский корпус, создан институт мировых судей и повысилось техническое оснащение судов.
Вместе с тем одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по уголовным, гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях.
Судебная реформа привела к существенному повышению требований судов к производству экспертиз. Это определяется не только динамикой количественного роста судейского корпуса, который в сумме составляет более 29 тыс. человек, но и ускоренным развитием института частной собственности в России.
Одним из основных аспектов качества правосудия является осуществление судопроизводства и исполнение судебного акта в разумный срок.
Немаловажным аспектом в решении проблемы сокращения сроков судопроизводства является сокращение сроков производства судебных экспертиз.
В этой связи в рамках Программы предполагается реализовать мероприятия по созданию условий для осуществления качественных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, которые являются независимой структурой государственных судебных экспертов, не подчиненной органам дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, и имеют на сегодняшний день наиболее полную нормативную правовую базу по судебной экспертизе.
Количество ежегодно назначаемых судебных экспертиз судами Российской Федерации составляет 300 тыс. экспертиз. Анализ статистических отчетов показывает, что судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации осуществляют 35 тыс. судебных экспертиз в год.
Отмеченное обстоятельство привело в настоящее время к тому, что сроки производства судебных экспертиз при условии фактического перевыполнения норм экспертной нагрузки в среднем в 1,5 раза выросли и могут достигать от 3 месяцев до 1,5 года. При этом по состоянию на 1 января 2011 г. изношенность основных фондов составляет 61 процент.
Вместе с тем возможности государственной судебно-экспертной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации ограничены бюджетным финансированием, сегодня они уже практически исчерпаны и не соответствуют в полной мере возросшим потребностям судов в производстве экспертиз, в первую очередь строительно-технических, автотехнических и автооценочных, финансово-экономических, товароведческих, экологических, лингвистических, психологических, компьютерно-технических и почерковедческих экспертиз.
Реализация мероприятий Программы по созданию условий для осуществления качественных экспертиз судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации и внедрению в судебно-экспертную деятельность современных информационных технологий, а также оснащение учреждений современной приборной базой позволят улучшить качество осуществляемых экспертиз и сократить сроки их производства, что повлияет на сокращение сроков судопроизводства.
Решение задач сокращения сроков производства судебных экспертиз, увеличения объемов проводимых исследований, повышения их качества, развития новых методов и методик экспертных исследований носит масштабный и долговременный характер. Их решение не может быть достигнуто только в рамках текущей деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и иных государственных органов по организационному и методическому руководству деятельностью судебно-экспертных учреждений.
Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода государственных судебно-экспертных учреждений на новый качественный уровень деятельности, что определяет необходимость применения программно-целевого метода, позволяющего выбрать оптимальный вариант решения проблем, обеспечить рациональное и адресное расходование средств, учесть потребности судов и органов правосудия Российской Федерации в новых услугах государственных судебно-экспертных учреждений.
Решение проблемы обеспечения жильем судей и работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с точки зрения обеспечения независимости судебной власти остается крайне важным. В настоящее время статьей 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" закрепляется государственная гарантия обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации. Однако непосредственно порядок предоставления жилых помещений судьям указанным Законом не определен. В целях решения задачи Программы по обеспечению независимости судей и реализации мероприятий по обеспечению жильем судей федеральных судов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо на законодательном уровне определить порядок предоставления жилья судьям.
Следует отметить, что мероприятия по обеспечению жильем судей и работников аппаратов судов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, запланированные при утверждении Программы до 2012 года, не были выполнены в полном объеме в связи с увеличением средней стоимости 1 кв. метра жилого помещения в субъектах Российской Федерации.
В этой связи в целях обеспечения преемственности мероприятий Программы до 2012 года и выполнения задачи по обеспечению независимости судей предполагается включить в Программу мероприятия по обеспечению жильем судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:
отсутствие координации в действиях органов судебной власти и федеральных органов исполнительной власти в решении стоящих перед государством задач в сфере развития судебной системы, исполнения судебных актов и судебно-экспертной деятельности;
неэффективное использование бюджетных средств при решении поставленных перед судебной системой задач;
ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы органов судебной власти, органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных актов, и судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
Решение задач Программы без использования программно-целевого метода потребует дополнительного ежегодного финансирования за счет средств федерального бюджета на соответствующий год в связи с тем, что в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Отсутствие достаточных финансовых средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы, негативно скажется на развитии судебной системы, то есть в полной мере не будут реализованы стратегические цели государства.
Анализ ситуации показал, что средства федерального бюджета на судебную систему в 2007 - 2011 годах составили:
в 2007 году - 78931,3 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 6379,7 млн. рублей;
в 2008 году - 92627,4 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 8937,1 млн. рублей;
в 2009 году - 107289,2 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 10152,5 млн. рублей;
в 2010 году - 109009,6 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 10930,3 млн. рублей;
в 2011 году - 113858,5 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 13531,5 млн. рублей.
В 2012 году запланированы средства на судебную систему в размере 117793,4 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 10792,8 млн. рублей.
Несмотря на ряд позитивных перемен, произошедших в сфере правосудия в результате реализации Программы до 2012 года, и значительное увеличение бюджетных расходов на органы правосудия, имеются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации этой сферы удовлетворяет общество.
Использование программно-целевого метода направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами, выделяемыми для надлежащего обеспечения деятельности судебных органов, Федеральной службы судебных приставов и системы государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами.
Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий, затрагивающих судебную систему в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы показателей изменений в сфере правосудия, исполнения судебных актов и государственной судебно-экспертной деятельности.
В случае решения проблем судебной системы без использования программно-целевого метода ее дальнейшее реформирование утратит системность и возникнет несогласованность в развитии судов различных уровней и юрисдикции. В результате это приведет к инерционному развитию судебной системы в целом, при котором состояние правосудия будет все менее отвечать возрастающим социально-экономическим потребностям общества и государства.
Как показывает практика, увеличение финансирования без использования программно-целевого метода не позволяет в полной мере оценить эффективность бюджетных расходов.
Преимуществом использования программно-целевого метода при финансировании мероприятий Программы является системное решение проблем на основе выделения финансовых средств с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации форм и методов контроля за их использованием.