XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Государственный заказчик - координатор Программы координирует деятельность государственных заказчиков по формированию мероприятий Программы.
Государственные заказчики Программы готовят предложения, на основании которых государственный заказчик - координатор Программы в установленные сроки формирует основные разделы перечня ее мероприятий.
Система мероприятий Программы осуществляется по направлениям Программы.
Направление по информатизации судебной системы и внедрению современных информационных технологий в деятельность судебной системы обеспечит повышение эффективности деятельности всей судебной системы Российской Федерации.
Внедрение автоматизированных систем в деятельность органов судебной власти приведет к значительному сокращению нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел и споров, сокращению количества незавершенных дел, обеспечит удобный и быстрый доступ к информации и повысит качество и эффективность работы аппаратов судов.
Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 июля 2010 г., возложены принципиально новые обязанности на органы судебной власти и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, связанные с обеспечением постоянного доступа граждан к информации об их деятельности (информации о делах, находящихся в суде, судебных актах с учетом предусмотренных статьей 15 указанного Федерального закона требований по изъятию сведений, охраняемых законом), а также обязанности по приему обращений граждан в электронном виде. В рамках реализации этих мероприятий должны быть обеспечены:
открытость и доступность для граждан информации о деятельности судов Российской Федерации;
предоставление возможности гражданам использовать информационные технологии как при получении информации о деятельности судов Российской Федерации, так и на каждом этапе судебного процесса, начиная с даты обращения в суд до окончания судебного процесса;
снижение нагрузки на судей и работников аппаратов судов посредством оптимизации деятельности судебного делопроизводства и текущей деятельности судов Российской Федерации.
Приоритетными направлениями развития информационно-коммуникационных технологий в Верховном Суде Российской Федерации и судах общей юрисдикции являются:
создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства Верховного Суда Российской Федерации и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также обеспечение высокого уровня ее доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями за счет развития и внедрения программно-технических решений государственной автоматизированной системы "Правосудие" в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
создание комплекса сканирования и хранения электронных образов документов судов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид;
создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела;
создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и других в электронном виде;
оснащение судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи;
повышение качества работы судов (быстрое и качественное разрешение судебных дел), повышение открытости, доступности и прозрачности деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования видео-конференц-связи.
В целях развития информационных технологий в арбитражной системе предполагается реализация следующих мероприятий:
создание "облачной" вычислительной архитектуры, которая позволит максимально эффективно, надежно и безопасно использовать технологии и специализированное "облачное" программное обеспечение для автоматизации судебного и общего делопроизводства, что в дальнейшем существенно сократит затраты на развертывание, поддержку и модернизацию программного обеспечения. Решение этих задач позволит реализовать возможность удаленного доступа как со стороны судов, так и со стороны участников судебных процессов из любой точки страны и мира и с любого устройства, в том числе мобильного;
расширение возможностей использования мобильных устройств в качестве доступа к информационным ресурсам, программным комплексам и базам данных арбитражных судов Российской Федерации посредством использования "облачных" технологий для судей и работников аппарата судов - мобильного правосудия;
создание мобильных подвижных офисов судей с применением видео-конференц-связи для проведения выездных заседаний в географически удаленных населенных пунктах страны, расширив тем самым функциональную возможность отправления правосудия. Подобные офисы сделают правосудие более открытым и доступным. В качестве технической базы предполагается использование специального пассажирского микроавтобуса с расширенными функциональными возможностями;
организация входного сканирования всех поступающих в арбитражные суды документов и формирование электронных дел (пилотный проект "Электронное дело").
В целях информатизации Конституционного Суда Российской Федерации предполагается реализация следующих мероприятий:
создание комплексной электронной интегрированной информационно-аналитической системы обеспечения конституционного судопроизводства, что даст возможность повысить качество решений за счет увеличения скорости охвата предметного поля правового исследования и соответствующего сокращения сроков рассмотрения обращений с сохранением непротиворечивости общего массива решений;
создание системы мобильного правосудия, обеспечивающего непрерывный (24x7) доступ к информационным системам судей и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также участие сторон в слушаниях по делу;
создание электронного механизма взаимодействия с заявителями при подаче обращений с возможностью интеграции с инструментами межсудебного и межведомственного взаимодействия, что значительно облегчит подачу обращений в Конституционный Суд Российской Федерации за счет реализации подачи обращения в электронном виде и др.
Направление по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов, Федеральной службы судебных приставов и государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации является одним из основных направлений, направленных на решение задачи Программы по созданию необходимых условий для отправления правосудия.
За время реализации Программы предполагается ввести в действие 92 здания федеральных судов общей юрисдикции и управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и 11 зданий арбитражных судов.
Приоритетной задачей является создание необходимых условий для эффективного осуществления принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц путем строительства (реконструкции) административных зданий либо приобретение помещений в случае отсутствия земельных участков на территориях субъектов Российской Федерации. За период реализации Программы предполагаются строительство 19 административных зданий, реконструкция 2 административных зданий и строительство 7 гаражей.
Качественное проведение судебных экспертиз невозможно в условиях нехватки площадей для размещения экспертов, сотрудников государственных судебно-экспертных учреждений и исследовательских лабораторий. Требования к помещениям учреждений судебной экспертизы должны быть обусловлены требованиями о возможности присутствия сторон судопроизводства при проведении исследований. Кроме того, проведение судебных экспертиз требует оборудования ряда специализированных помещений, таких, как тир, бокс для осмотра автотранспорта, химические лаборатории, лаборатории для эксплуатации рентгеновского и иного излучающего оборудования, кабинетов для производства видеофонографических экспертиз.
В процессе реализации Программы планируется увеличение площади служебных помещений в расчете на 1 государственного эксперта с 23 до 33 кв. метров.
В рамках направления по оснащению зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности и по обеспечению судей мобильными устройствами тревожной сигнализации, действующей вне зданий судов, планируется оснастить здания федеральных судов техническими средствами охраны, в частности турникетами, охранно-пожарной сигнализацией, системами автоматического пожаротушения, системами тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения, обеспечивающими возможность наблюдения и фиксации обстановки внутри зданий судов и на прилегающей территории, средствами обнаружения взрывчатых и отравляющих веществ, шлюзовыми кабинами досмотра персонала и посетителей, рентгенотелевизионными установками для досмотра ручной клади посетителей суда и др.
Направление по внедрению современных информационных технологий в сфере судебно-экспертной деятельности, включая укрепление материально-технической базы государственных судебно-экспертных учреждений и оснащение лабораторий судебной экспертизы современной приборной базой, является одним из приоритетных направлений.
Основными целями внедрения новейших информационных технологий в судебно-экспертную деятельность являются следующие:
расширение спектра проводимых исследований;
снижение срока производства судебных экспертиз и исследований, в том числе за счет повышения оперативности получения справочных данных, и, как результат, сокращение сроков рассмотрения дел в судах и повышение качества выносимых судебных решений;
повышение качества проводимых исследований;
оперативный обмен сведениями между правоприменителями, судебно-экспертными учреждениями, курирующими структурами Министерства юстиции Российской Федерации и др.
В целях повышения уровня оперативности проведения судебных экспертиз необходимо обеспечить создание и ведение единого федерального банка данных судебных экспертиз и экспертных организаций. Для решения этой задачи предполагается осуществление следующих мероприятий:
создание специализированного федерального центра обработки данных в центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации, а также региональных центров обработки данных;
внедрение компонентов автоматизированной системы в судебно-экспертных учреждениях и их подразделениях, создание ведомственного удостоверяющего центра для возможности применения электронной цифровой подписи и др.
В процессе реализации Программы планируется создание 2170 автоматизированных рабочих мест, интегрированных в единую информационную сеть. Таким образом, будет налажен коммуникационный обмен данными всего экспертного и административно-управленческого состава государственных судебно-экспертных учреждений.
Судебная экспертиза относится к наукоемким видам деятельности. В процессе реализации Программы планируется оснащение государственных судебно-экспертных учреждений оборудованием, позволяющим решать новые экспертные задачи, включая проведение экспертиз по делам экстремистской направленности, развитие компьютерно-технической экспертизы и оснащение учреждений передвижными криминалистическими лабораториями.
Одновременно с этим планируется приведение помещений государственных судебно-экспертных учреждений в соответствие с техническими требованиями к эксплуатации оборудования и нормативам размещения экспертных учреждений, а также создание условий для эффективного использования материально-технической базы.
Направление по внедрению современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также по созданию телекоммуникационной инфраструктуры Федеральной службы судебных приставов позволит повысить прозрачность и доступность системы принудительного исполнения для сторон исполнительного производства, уровень оперативности действий должностных лиц государства в ходе исполнения требований исполнительных документов, что приведет к улучшению принудительного исполнения судебных актов. Для этого предполагается осуществление следующих мероприятий:
создание электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде;
создание вычислительной инфраструктуры банка данных исполнительных производств регионального уровня, объединенной общей средой мониторинга и репликации данных в каждый территориальный орган Федеральной службы судебных приставов;
создание систем телефонии и видео-конференц-связи, построенных на базе телекоммуникационной системы, объединяющей все 2,6 тыс. объектов территориальных органов Федеральной службы судебных приставов;
обеспечение информационной безопасности телекоммуникационной инфраструктуры Федеральной службы судебных приставов и др.
Направление по обеспечению судей жилыми помещениями и предоставлению работникам аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации субсидий на приобретение жилых помещений является одним из важнейших и связующих факторов в реализации Программы.
Отсутствие достойного жилья у судей и государственных служащих не может не отразиться на качестве работы всей системы судебной власти. Прослеживается взаимосвязь между притоком высококвалифицированных кадров и гарантированным решением социальных проблем, в том числе решением вопросов жилищного обеспечения.
Таким образом, стратегическая задача развития судебной системы государства как самостоятельной ветви государственной власти заранее обрекается на невыполнимость без координации с государственными социальными гарантированными обязательствами.
В этой связи Программой будет предусмотрено мероприятие по обеспечению жильем до 700 судей и до 1500 работников аппаратов судов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законодательные основы этого мероприятия закреплены в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Кроме того, в рамках мероприятий Программы предполагается увеличить специализированный жилищный фонд в арбитражных судах Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Наличие в арбитражных судах специализированного жилищного фонда позволит:
обеспечивать жилыми помещениями судей, не имеющих жилья в месте прохождения службы, и, как следствие, экономить бюджетные средства, направляемые в настоящее время для компенсации найма жилых помещений;
привлекать, несмотря на невысокую заработную плату, высококвалифицированные кадры на государственную гражданскую службу путем реализации возможности государственного служащего проживать в отвечающем современным требованиям жилом помещении в течение всего срока прохождения государственной службы, а также сохранить кадры вследствие неоспоримого стимула - жилого помещения, предоставляемого именно на время прохождения службы.
Приоритетные направления развития судебной системы России обусловливают необходимость применения к формированию мероприятий Программы принципиально новых подходов, к которым относятся:
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
федеральное значение проблем и направленность мероприятий Программы на системные изменения в сфере правосудия;
комплексный подход, включающий нормативное правовое обеспечение, использование информационно-коммуникационных технологий и материально-техническое обеспечение;
определение современных информационных технологий как приоритетных.
В целях формирования мероприятий Программы государственный заказчик - координатор Программы осуществит:
ежегодный мониторинг реализации Программы и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами;
исследование общественного мнения по оценке мероприятий, индикаторов и показателей Программы;
непрерывный контроль эффективности реализуемых мероприятий Программы на основе индикаторов и показателей;
внесение на основании данных контроля за эффективностью реализуемых мероприятий Программы изменений в перечень мероприятий Программы, приведенный в приложении N 3, и содержание ее мероприятий, а также в их ресурсное обеспечение;
ежегодное уточнение показателей и размера затрат на реализацию мероприятий Программы.
Государственные заказчики Программы разрабатывают предложения по конкретным мероприятиям Программы и вносят их на рассмотрение государственного заказчика - координатора Программы.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3 к настоящей Концепции.