3. Удовлетворение потребностей в современном образовании
В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества.
Приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.
Особое внимание уделяется обеспечению качества и инновационного характера образования путем внедрения новых образовательных технологий подготовки кадров и современных обучающих программ, а также повышению уровня интеграции образования, науки и практики.
На всех уровнях образования будут внедрены образовательные стандарты, обеспечивающие компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений. На их основе предстоит обновить систему аттестации работников образования.
Предстоит:
ускорить введение нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг;
расширить возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;
стимулировать изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений;
внедрить в систему оплаты труда работников образовательных учреждений механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями;
внедрить независимую систему оценки качества образования на всех уровнях и публичной доступности ее результатов;
обеспечить участие потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Будут ужесточены лицензионные требования к учреждениям для обеспечения гарантии современного качества образования. Одновременно продолжится содействие развитию советов самоуправления в образовательных учреждениях.
Будет осуществляться конкурсная поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внедряющих современную модель образования, комплексно охватывающую начальное и среднее профессиональное образование, общее образование, дополнительное образование.
Будет продолжено создание условий для качественного обучения и успешной социализации лиц с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья, адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения.
Развитие дошкольного образования
Увеличение рождаемости вызовет дальнейший рост потребности в услугах дошкольных образовательных учреждений уже в ближайшие годы. При этом крайне важно обеспечить не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования. Должна быть обеспечена всеобщая доступность дошкольного образования.
Предстоит обеспечить каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, полноценно общаться на государственном языке при поступлении в первый класс. Будет стимулироваться создание системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до трех лет.
Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим основным направлениям.
Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды.
Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций. Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг.
Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.
Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные.
Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
Комплексная модернизация общего образования
Развитие общего образования направлено на обеспечение его современного качества, соответствия актуальным и перспективным запросам общества и каждого обучающегося, внедрение современных моделей обучения и будет осуществляться по следующим основным направлениям.
Первое - создание эффективных механизмов обновления качества образования.
Будут разработаны и внедрены федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, которые обеспечат освоение учениками фундаментальных знаний и компетентностей.
В рамках содействия реформированию образования будет поддержано развитие сети учреждений, обеспечивающих реализацию стандартов нового поколения, в том числе формирование "школ ступеней", расширение дополнительных образовательных программ, создание на старшей ступени возможностей одновременно с освоением программ общего образования получить элементы профессионального образования.
Будет сформирована объективная система оценки достижений учащихся, основанная на использовании механизма единого государственного экзамена и предметных олимпиад.
Второе - повышение конкурентности и открытости общего образования.
Будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов). Они получат право влиять на распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения в зависимости от результатов работы каждого учителя и руководства школы. К 2012 году управляющие советы будут действовать во всех учреждениях общего образования.
Следует внедрить систему публичной отчетности организаций, реализующих образовательные программы общего образования, сформировать механизмы общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ.
К 2012 году завершится переход к нормативно-подушевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования. Одновременно школы получат большую свободу в распоряжении денежными средствами при повышении ответственности за конечные результаты.
Третье - укрепление кадрового потенциала общего образования.
Аттестация работников образования будет осуществляться на основе современных требований к качеству и результативности труда, сформированных в рамках перехода к новой системе оплаты труда. Повышение заработной платы учителей должно быть основано на внедрении системы оплаты труда, ориентированной не только на объем учебной нагрузки, но и на число учеников, на учет всех видов деятельности учителя и качественных показателей его работы. При этом заработная плата учителей должна быть не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации.
Новая система оплаты труда будет способствовать повышению профессионального уровня преподавательского состава. Будет создана отвечающая современным требованиям федерально-региональная система повышения квалификации учителей на основе модульного подхода и персонифицированного финансирования.
В результате применения эффективных финансовых механизмов будет оптимизирована структура коллективов школ, произойдет снижение доли избыточного обеспечивающего (вспомогательного, административного) персонала по отношению к числу учителей. На трех учителей будет приходиться не более двух человек обеспечивающего персонала.
Начальное и среднее профессиональное образование
В системе начального и среднего профессионального образования начнутся глубокие изменения, призванные обеспечить базу для качественной подготовки специалистов с учетом стремительного обновления технологий в современной экономике. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - совершенствование учебных программ.
Программы получения профессиональной квалификации станут более компактными и нацеленными на освоение конкретного набора компетентностей. Федеральный государственный образовательный стандарт будет носить рамочный характер, а конкретные программы - аккредитовываться профессиональными ассоциациями. Значительная доля программ среднего профессионального образования трансформируется в программы прикладного бакалавриата.
Второе - развитие новых организационных форм.
На базе профессиональных лицеев и училищ, а также части колледжей и техникумов предстоит сформировать комплексные учебные центры профессиональной квалификации, как правило, с передачей общеобразовательных функций системе общего образования.
Существующие негосударственные учебные центры по направлениям подготовки станут полноправной частью национальной системы профессионального образования. Будут создаваться новые учебные заведения на основе долевого участия государства и бизнеса.
Все учреждения профессионального образования независимо от формы собственности смогут по итогам конкурса получать бюджетное финансирование программ развития образовательных учреждений. В органы управления учебных заведений должны быть введены представители профессионального сообщества.
Комплексная модернизация высшего
профессионального образования
Необходимо предпринять дальнейшие шаги по повышению доступности и качества высшего профессионального образования, его инновационному развитию. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - совершенствование образовательных программ и технологий.
В образовательных программах особое внимание будет уделено развитию творческих способностей и профессиональных компетентностей, эффективному применению получаемых знаний, умению решать проблемы, формированию навыков участия в сложно организованной проектной работе и способности ориентироваться в условиях быстрой смены технологий. Будет сделан упор на внедрение современных образовательных технологий, значительное увеличение доли практических занятий и тренингов по отношению к традиционным лекционным курсам. Будет внедрена система общественно-профессиональной аккредитации программ.
Предстоит обеспечить внедрение уровневых программ, а также их переход на модульно-кредитную систему с целью предоставления учащимся возможности самостоятельно определять свою образовательную траекторию.
Завершится переход на двухуровневую систему "бакалавриат - магистратура" с учетом особенностей образовательного процесса. Это увеличит мобильность студентов, расширит возможности по выбору вуза для получения профессионального образования.
Второе - создание конкурентной среды высшего образования.
Будет оптимизирована сеть высших учебных заведений за счет концентрации ресурсов для оплаты услуг, предоставляемых вузами-лидерами, и формирования системы федеральных и национальных исследовательских университетов. К 2012 году предстоит обеспечить государственную поддержку не менее 10 - 15 ведущих научно-образовательных центров, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы. Одновременно ужесточатся лицензионные и аккредитационные требования к вузам для отсева учебных заведений, не способных обеспечить современное качество университетского образования. Часть таких учебных заведений будет трансформирована в учебные центры профессиональной квалификации с соответствующим набором программ прикладного бакалавриата.
Активизируется работа по внедрению нормативно-подушевых механизмов оплаты образовательных услуг с одновременным переводом образовательных учреждений в форму автономных учреждений. По программам бакалавриата введение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг начнется уже с 2010 года.
Третье - повышение доступности высшего образования.
Будут выработаны эффективные механизмы государственной поддержки образовательного кредитования студентов, обеспечивающие доступность как образовательных кредитов для студентов, получающих платное образование, так и кредитов для всех нуждающихся в них студентов на сопутствующие обучению расходы. Внедрение образовательного кредита будет содействовать обеспечению доступности высшего профессионального образования и развитию конкуренции между высшими учебными заведениями.
Расширится практика использования целевого капитала в интересах развития вузов. Будут созданы дополнительные условия для участия бизнеса в формировании учебных программ, управлении вузами, формировании независимых рейтингов вузов по специальностям.
Для преподавателей и студентов будут разработаны и реализованы программы академической мобильности, как внутренней, так и международной.
Существенно возрастет стипендиальный фонд в учреждениях образования. При этом определение размера стипендии и ее получателя будет осуществляться исходя из принципа адресности. Предстоит качественно улучшить ситуацию с обеспечением учащихся и студентов общежитиями.
Система непрерывного профессионального образования
Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым условием профессионального успеха, карьерного роста и повышения конкурентоспособности на рынке труда, создает предпосылки для максимально эффективного использования человеческого потенциала. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - формирование конкурентного рынка услуг непрерывного образования.
Расширение предложения на рынке непрерывного образования предполагается обеспечить за счет привлечения к оказанию таких услуг научных, образовательных и исследовательских организаций, получивших соответствующую государственную аккредитацию. Все организации вне зависимости от форм собственности должны иметь одинаковое право претендовать на государственное задание (заказ) по оказанию образовательной услуги, размещаемое на конкурсной основе.
При государственной поддержке предстоит создать независимые центры присвоения (сертификации) профессиональных и прикладных квалификаций, которые будут аккредитовываться ассоциациями работодателей. Наличие прикладных квалификаций станет обязательным требованием в бюджетных учреждениях.
Будет расширена самостоятельность организаций, предоставляющих услуги непрерывного образования в формировании программ обучения и методов оценки. Содействие получат программы внедрения современных технологий обучения, в том числе дистанционных.
На конкурсной основе будет осуществляться стимулирование развития системы внешних рейтингов и общественно-профессиональной аккредитации организаций и программ непрерывного профессионального образования на базе актуальных требований рынка труда.
Второе - изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.
Поддержка частно-государственного партнерства будет осуществляться в том числе в форме грантов, выделяемых на конкурсной основе успешным образовательным программам. Платежеспособный спрос на услуги непрерывного образования будет стимулироваться и через налоговые льготы для работодателей.
Предстоит внедрить финансовые сертификаты, подтверждающие право получения образовательных услуг в рамках повышения квалификации, с возможностью их использования в негосударственных образовательных организациях. Начнется создание системы сертификации профессиональных квалификаций и профессионального обучения мигрантов трудоспособного возраста в соответствии с требованиями российского рынка труда.
Начнется формирование открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых информационных технологий.