1. Направления социального развития
Целью социальной политики Приволжского федерального округа является развитие его человеческого потенциала. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни населения округа и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и развитие обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Основными задачами социальной политики являются:
преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста;
формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда;
обеспечение возможности получения качественной медицинской помощи;
переход от системы массового образования к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуальному образованию всех граждан;
обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных укладов жизни;
создание эффективной адресной системы поддержки социально незащищенных групп граждан, а также лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума, и предоставления им социальных услуг, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями путем обеспечения их доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению;
создание условий для укрепления общероссийской гражданской идентичности при сохранении и развитии национальных культур, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, развития межкультурного и межрелигиозного диалога;
повышение доступности учреждений культуры для всех слоев населения;
повышение качества и расширение спектра услуг в области культуры;
повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения;
создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей народов, населяющих округ;
обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, создание условий, обеспечивающих для граждан возможность вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактика алкоголизма, снижение масштабов табакокурения;
существенное улучшение транспортного обеспечения с учетом удовлетворения специальных требований граждан с ограниченными возможностями;
формирование современной социальной среды для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, развитие института семьи, обеспечение условий для комфортной жизни в семье, оказание всесторонней помощи членам семьи, занятым уходом за престарелыми людьми и инвалидами;
оказание услуг по социальной реабилитации и коррекции семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью уменьшения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, снижения уровня подростковых правонарушений в среднесрочной перспективе не менее чем на 15 процентов, сокращения социального сиротства не менее чем на 30 процентов;
принятие превентивных мер по профилактике социального неблагополучия среди различных групп населения;
улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;
снижение уровня преступности и коррупции;
обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов.
В результате реализации поставленных задач на территории Приволжского федерального округа будет создана социальная инфраструктура, обеспечивающая условия жизни населения на уровне наиболее развитых российских регионов и, в первую очередь, в области здравоохранения, образования, культуры и обеспечения доступным жильем населения округа.
Население округа должно быть обеспечено конкурентоспособными рабочими местами, качественным медицинским обслуживанием, возможностью получения образования.
Улучшение демографического положения
Последовательная реализация комплекса мер по реализации демографической политики оказывает положительное влияние на динамику демографических процессов. В 2009 году в Приволжском федеральном округе, как и по Российской Федерации в целом, родилось детей на 19 процентов больше, чем в 2006 году (2009 год - 364,3 тыс. детей, 2006 год - 306,2 тыс. детей). Коэффициент рождаемости вырос на 19,8 процента - с 10,1 на 1 тыс. человек в 2006 году до 12,1 на 1 тыс. человек в 2009 году (по Российской Федерации в целом рост коэффициента составил 19,2 процента).
Число умерших в Приволжском федеральном округе снизилось на 7 процентов - с 473,5 тыс. человек в 2006 году до 440,3 тыс. человек в 2009 году (по Российской Федерации в целом снижение составило 7,2 процента). Коэффициент смертности снизился на 6,4 процента - с 15,6 на 1 тыс. человек в 2006 году до 14,6 на 1 тыс. человек в 2009 году (по Российской Федерации в целом снижение составило 6,6 процента).
Основными причинами смертности населения как по Российской Федерации в целом, так и в Приволжском федеральном округе остаются болезни системы кровообращения (57 процентов общего числа умерших). Показатель смертности от болезней системы кровообращения в Приволжском федеральном округе снизился с 900,8 на 100 тыс. человек в 2006 году до 829,4 в 2009 году, то есть на 8 процентов (по Российской Федерации в целом снижение аналогичного показателя составило 7,4 процента).
Как и в большинстве развитых стран мира, в Российской Федерации происходит процесс старения населения - увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Средний возраст населения ежегодно увеличивается, в то же время на начало 2009 года средний возраст населения Приволжского федерального округа (38,9 года) практически соответствовал среднему возрасту населения Российской Федерации (38,8 года). В отдельных субъектах Приволжского федерального округа средний возраст населения превышал среднероссийский показатель (в Республике Мордовия - 40,3 года, Кировской области - 40 лет, Нижегородской области - 40,5 года, Пензенской области - 40,9 года, Самарской области - 39,4 года, Саратовской области - 39,8 года, Ульяновской области - 40 лет).
Темпы снижения численности населения Приволжского федерального округа в 2009 году сократились. Общая убыль за 2009 год составила 48,4 тыс. человек, снижение численности - 0,2 процента (естественная убыль - 76 тыс. человек, миграционный прирост - 27,6 тыс. человек). Миграционный прирост на 36,3 процента компенсировал естественную убыль населения.
В последующие годы продолжится реализация долгосрочной государственной демографической программы, что позволит достигнуть цели демографической политики - стабилизации численности населения за счет всех направлений демографического развития - снижения уровня смертности, повышения уровня рождаемости, регулирования миграции в соответствии с потребностями социально-демографического развития.
К приоритетным мерам демографической политики в Приволжском федеральном округе на период до 2020 года относятся:
сокращение смертности от предотвратимых причин, развитие системы профилактики и ранней диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний;
разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения;
совершенствование функционирования системы здравоохранения;
усиление мер социальной поддержки семей, внедрение дополнительно к общефедеральным мерам комплекса мер по противодействию бедности семей, имеющих детей, и отдельных категорий семей, находящихся в зоне социального риска;
обеспечение потребностей семей в услугах дошкольного, школьного и внешкольного образования, повышение доступности и качества их услуг;
содействие в создании среды обитания, благоприятной для семей с детьми;
развитие рынка жилья и повышение доступности жилья, отвечающего потребностям семей, ускоренное развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения в ведении здорового образа жизни;
содействие развитию гибких форм занятости женщин, имеющих детей;
привлечение мигрантов, прибывающих на территорию округа, на постоянное место жительства, содействие их адаптации и интеграции в принимающий социум;
содействие экономически обоснованному привлечению временных трудовых мигрантов, упрощение процедур их найма.
Мероприятия по улучшению демографической ситуации должны включать в себя меры, предпринимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления, в увязке с основными положениями, определенными в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
За счет реализации основных направлений демографической политики планируется улучшение демографической ситуации в Приволжском федеральном округе, в том числе рост численности населения, включая трудоспособное, повышение уровня рождаемости, продолжительности жизни, а также повышение привлекательности округа для внутренних мигрантов.
Предполагаемая продолжительность жизни населения Приволжского федерального округа к 2020 году составит 71,6 года, миграционный прирост населения к 2020 году достигнет 47608 человек.
Развитие здравоохранения
Как и в целом по стране, в Приволжском федеральном округе сокращается число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений. На конец 2009 года количество лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, составило 1070 больниц (в 2008 году - 1097), 301 самостоятельное амбулаторно-поликлиническое учреждение (в 2008 году - 308), 1779 амбулаторно-поликлинических учреждений, входящих в состав больничных учреждений (в 2008 году - 1798), 197 диспансеров (в 2008 году - 204), 157 самостоятельных стоматологических учреждений (в 2008 году - 166), 607 станций (отделений) скорой медицинской помощи (в 2008 году - 612). Количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось до 11798 (в 2008 году - 11979). Количество учреждений, имеющих дневные стационары в больничных учреждениях, в 2009 году составило 781 (в 2008 году - 876), в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 1189 (в 2008 году - 1332).
Мощность учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, составила в 2009 году 662985 посещений в смену (в 2008 году - 662545), мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (на 10 тыс. человек) - 219,8 посещения в смену (в 2008 году - 219,4), среднее число посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях (на 1 жителя в год) в 2009 году составило 9,7 посещения в смену (в 2008 году - 9,7).
Обеспеченность населения врачами (на 10 тыс. человек) в Приволжском федеральном округе в 2009 году составила 41,5 (в 2008 году - 41,4), по Российской Федерации в целом в 2009 году - 44,1. Всего общая численность среднего медицинского персонала в Приволжском федеральном округе в 2009 году составила 301485 человек (в 2008 году - 302660), по Российской Федерации в целом - 1335352. Обеспеченность населения средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек) в Приволжском федеральном округе в 2009 году составила 100 (в 2008 году - 100,4), в целом по Российской Федерации в 2009 году - 94,1.
Заболеваемость по основным нозологиям в Приволжском федеральном округе в 2009 году (на 100 тыс. человек) составила в отношении:
болезней системы кровообращения - 25667,1 (в 2008 году - 25097,5), по Российской Федерации в целом - 22477,2;
травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин - 10228 (в 2008 году - 10521,1), по Российской Федерации в целом - 9188,1;
злокачественных новообразований - 352,7 (в 2008 году - 338,9), по Российской Федерации в целом - 355,9;
туберкулеза - 76,1 (в 2008 году - 76,7), по Российской Федерации в целом - 82,6;
ВИЧ-инфекции - 43,3 (в 2008 году - 39,9), по Российской Федерации в целом - 43,9.
Для улучшения ситуации с состоянием здоровья граждан должен быть обеспечен качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской, в том числе высокотехнологичной, помощи и повышение эффективности и качества медицинских услуг, объемы и виды которых должны соответствовать уровню и структуре заболеваемости населения.
Для Приволжского федерального округа основными задачами в области здравоохранения являются:
развитие медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития;
создание межрегиональных медико-оздоровительных центров;
повышение эффективности системы организации медицинской помощи;
совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарной авиации;
развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи;
формирование здорового образа жизни у населения Приволжского федерального округа, предусматривающего осуществление мероприятий, направленных на сокращение потребления алкоголя и табака, снижение влияния иных вредных факторов на здоровье населения, в том числе трудоспособного возраста, пропаганду здорового образа жизни и мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье;
повышение доступности и эффективности реабилитационных мероприятий и совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы для лиц с ограниченными возможностями;
проведение мероприятий, направленных на профилактику и совершенствование системы противодействия распространению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C среди целевых (дифференцированных) групп населения, в том числе среди школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения;
подключение всех субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, к единой информационной базе службы крови;
развитие оказания высокотехнологичной медицинской помощи, внедрение современных методов диагностики и лечения;
координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста, развитие паллиативной медицинской помощи (организация коек медицинского (сестринского) ухода на базе стационаров муниципальных учреждений здравоохранения);
создание в зоне с высокой плотностью населения перинатальных центров с последующим их оснащением;
поставка реанимобилей, оснащенных современным медицинским оборудованием и аппаратурой для транспортировки новорожденных с низкой массой тела;
укрепление материально-технической базы существующих учреждений материнства и детства;
организация системы выездных бригад врачей-педиатров, акушеров-гинекологов с целью проведения углубленных осмотров женщин и детей, выявление хронических форм патологии, оказание детям и женщинам консультативной и лечебно-профилактической помощи;
организация и оснащение современным компактным и мобильным диагностическим оборудованием детских медицинских учреждений и учреждений родовспоможения, что позволит увеличить эффективность их деятельности, а также прибывающих выездных бригад;
дальнейшее развитие телемедицинской сети для комплексного решения проблем детства и материнства;
развитие санитарной авиации, обеспечивающей быструю доставку женщин и детей к месту лечения;
информатизация в системе здравоохранения, в том числе внедрение электронного документооборота в медицинских организациях;
обеспечение подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, в том числе с использованием системы видеоконференцсвязи регионального и федерального уровней.
Кроме того, в целях создания условий по обеспечению доступности и качества медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, будет продолжена реализация следующих мер, уже реализуемых в ряде субъектов округа:
применение по ряду заболеваний медико-экономических стандартов, позволяющих не только оказывать медицинскую помощь в соответствии с технологиями лечения заболеваний, но и осуществлять оплату медицинской помощи в соответствии с затратами, необходимыми для ее оказания (Кировская и Самарская области, Пермский край, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Республика Татарстан);
применение подушевого финансирования медицинской помощи с элементами фондодержания, стимулирующего медицинскую организацию к сохранению здоровья населения, эффективному расходованию ресурсов (Самарская область, Пермский край, Пензенская область);
реализация права застрахованных в системе обязательного медицинского страхования на свободный выбор страховой медицинской организации, что позволяет создать конкурентную среду между страховыми медицинскими организациями, их мотивацию к активной персональной работе с застрахованным, свободный выбор медицинской организации (Пермский край);
внедрение электронной социальной карты, автоматизирующей процесс взаимодействия всех участников с момента обращения застрахованного гражданина в медицинскую организацию (Республика Башкортостан);
деятельность координационных советов по обеспечению и защите прав граждан в 9 субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская, Пензенская и Самарская области, Пермский край).
Будет продолжена подготовка специалистов по программам среднего медицинского и фармацевтического образования в Приволжском федеральном округе, которая осуществляется на базе Нижегородского медицинского колледжа, Пензенского базового медицинского колледжа, Ульяновского фармацевтического колледжа, Уфимского медицинского колледжа, Казанского медико-фармацевтического училища; в Оренбургском государственном экономическом колледже-интернате получают образование лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды).
Получат дальнейшее развитие:
новые методы лечения, профилактики инвалидности и реабилитации больных с повреждениями (в том числе термическими) и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нейротравмой на базе Нижегородского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии;
новые методы диагностики, терапии заболеваний, передаваемых половым путем, с учетом свойств возбудителя и состояния макроорганизма, новых методов ранней иммунобиохимической диагностики, лечения, прогнозирования течения и вторичной профилактики системных дерматозов на базе Нижегородского научно-исследовательского кожно-венерологического института Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию;
новые средства и методы диагностики, профилактики и лечения гастроэнтерологических заболеваний и пищевой аллергии у детей, разработка фармакологических препаратов и новых продуктов лечебного питания на базе Нижегородского научно-исследовательского института детской гастроэнтерологии;
решение актуальных проблем организации ортопедо-травматологической помощи населению, разработка способов и устройств для диагностики и лечения переломов длинных костей и их последствий на базе Саратовского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии;
изучение патогенетических механизмов атеросклероза и ишемической болезни сердца, разработка и совершенствование методов диагностики основных заболеваний сердечно-сосудистой системы на базе Саратовского научно-исследовательского института кардиологии;
разработка новых диагностических и трансплантационных неинвазивных биоматериалов "Аллоплант" на базе Всероссийского центра глазной и пластической хирургии в г. Уфе.
Решение указанных задач позволит повысить качество оказания медицинской помощи, обеспечить улучшение здоровья и качества жизни населения округа. Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм - примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до показателей развитых стран, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми заболеваниями. Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях.
Улучшение показателей здоровья населения и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянного совершенствования технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава.
Развитие образования
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
В основу развития системы образования в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года положены принципы проектной деятельности, реализуемые в приоритетном национальном проекте "Образование", - открытость образования к внешним запросам, конкурсное выявление и поддержка лидеров, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования.
Повышение доступности и качества образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, является стратегической целью государственной политики в области образования. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;
модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
развитие сети дошкольных образовательных учреждений;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную специализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
разработка и реализация мер по целевой подготовке специалистов в рамках сотрудничества учебных заведений и региональных организаций, приведение профильной структуры подготовки специалистов в соответствие с потребностями рынка труда, расширение спектра реализуемых образовательных программ на основе прогнозных данных о структуре и объемах кадровых потребностей экономики и социальной сферы;
создание ресурсных центров, позволяющих имитировать различные производственные процессы, адекватные профессиональной деятельности современного квалифицированного рабочего или специалиста;
разработка и реализация программы профориентации и профотбора молодежи;
формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы;
развитие государственно-общественного управления образовательным учреждением и участие потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Приоритетным проектом Приволжского федерального округа будет являться развитие федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", созданного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 г. N 500-р.
Развитие науки
В реализацию стратегической цели по улучшению качества жизни населения округа, а также формированию конкурентоспособной экономики значительный вклад внесет развитие науки. Наличие классических университетов с глубокими историческими традициями дополняется множеством профильных отраслевых университетов и научно-исследовательских институтов. Высокая плотность университетских и научно-исследовательских учреждений является одним из основных конкурентных преимуществ округа.
Целями развития науки в Приволжском федеральном округе являются, с одной стороны, формирование системы производства инноваций и с другой - раскрытие творческого потенциала наиболее интеллектуально одаренной части населения.
Основными направлениями развития науки станут формирование и развитие учебно-научных территориальных комплексов, расположенных преимущественно в рамках крупных и хорошо развитых агломераций. В составе подобных комплексов должны быть представлены высшее образование, фундаментальная и прикладная наука, опытно-конструкторские и производственные подразделения в различных областях знания, выполняющие в том числе единые междисциплинарные научные программы.
Подобные интегрированные комплексы могут выполнять многоцелевые функции, в том числе:
подготовку кадров средней и высшей квалификации и интегрирование их в различные области экономики и социальной сферы как носителей нового знания и навыков;
обеспечение полномасштабного инновационного цикла в рамках цепочек "наука - техника - производство";
интеграцию науки, образования и производства;
развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса, в том числе путем стимулирования коммерческих заказов вузам и научным организациям на исследования и разработки, привлечение к работе в Приволжском федеральном округе ведущих ученых;
развитие междисциплинарных научных исследований и разработок.
Развитие культуры
Целью государственной политики в сфере культуры является развитие личности, повышение вовлеченности жителей Приволжского федерального округа в культурную жизнь, расширение культурных услуг для социально незащищенных слоев населения на основе сохранения культурного наследия и развития культурного многообразия.
Приоритетными направлениями развития культуры в Приволжском федеральном округе являются:
сохранение культурного наследия, развитие культурного потенциала и культурных инноваций, поддержка культурного многообразия;
сохранение и развитие единства культурного пространства;
создание равных возможностей для населения различных территорий и представителей разных этнических групп для получения доступа к культурным ценностям;
формирование ценностных ориентаций личности и социальных групп, направленных на повышение уровня вовлеченности населения в культурную жизнь округа;
повышение инвестиционной привлекательности Приволжского федерального округа в сфере культуры на российском и международном уровнях.
Для осуществления поставленных задач необходимо:
разрабатывать инновационные проекты, направленные на развитие культурно-досуговой деятельности и любительского творчества;
сохранять традиции и поддерживать развитие профессионального и самодеятельного искусства всех видов и жанров;
содействовать развитию современного искусства всех направлений, в том числе любительского творчества;
создавать условия для развития современного кинопоказа в целях обеспечения доступности произведений киноискусства для населения;
содействовать развитию творческих союзов и других организаций, объединяющих учреждения и частных лиц, занятых в сфере культуры, представителей творческих профессий;
поддерживать современную молодежную субкультуру;
создавать условия для развития негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры;
создавать условия для формирования этносреды;
поддерживать толерантную ментальность в многонациональных культурных средах;
создавать условия для реализации культурных прав и свобод.
При этом все учреждения и организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур национальностей, населяющих Приволжский федеральный округ, и их взаимодействия. Это важное условие социальной стабильности округа.
Для решения поставленных задач необходимо осуществить:
модернизацию материально-технической базы учреждений культуры;
развитие инфраструктуры учреждений культуры, строительство новых сценических площадок, поддержку театрально-гастрольной деятельности в регионах округа;
проведение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, осуществление научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ на объектах культурного наследия;
поддержку музеев и библиотек в части пополнения музейных коллекций и библиотечных фондов;
развитие международного сотрудничества и культурных связей как средства формирования толерантности;
поддержку молодых кадров с целью осуществления курса на инновационное развитие округа.
Культурное многообразие округа является его конкурентным преимуществом.
Международный имидж округа как уникальной модельной площадки по продвижению межкультурного диалога формирует интерес к округу со стороны стран и международных организаций, заинтересованных в изучении и использовании опыта округа по обеспечению мирных этноконфессиональных отношений.
Этнокультурная специфика и мирный характер этноконфессиональных отношений обеспечивают рост инвестиционной и экономической привлекательности округа и регионов, в том числе для зарубежных инвесторов. Немалая доля иностранных и частных инвестиций, а также совместных проектов с участием иностранного капитала учитывает этнокультурный аспект (например, развитие торгово-экономических отношений стран - членов Организации Исламская конференция с регионами традиционного проживания тюркских народов, а Финляндии и Венгрии - с регионами проживания финно-угорских народов России).
Дальнейшее продвижение позитивного образа округа и имеющегося этнокультурного потенциала - одно из перспективных направлений социально-экономического развития субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ. Например, празднование таких крупных этнокультурных дат, как 1000-летие г. Казани, 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства, способствует социально-экономическому развитию и повышению инвестиционной привлекательности округа.
Создание Центра финно-угорской культуры в Республике Мордовия позволит создать условия для культурного межнационального общения финно-угорских народов, в рамках которого будет осуществляться проведение международных, всероссийских форумов, научно-практических конференций, фестивалей, выставок, съездов, создание благоприятных условий для развития творческих коллективов, сохранение национальных традиций финно-угорского этноса.
Вместе с тем культурное многообразие может стать вызовом, если этнический и религиозный факторы будут использовать в деструктивных целях. Это может подорвать гармоничные межэтнические отношения в округе, ослабить общероссийскую гражданскую идентичность представителей различных этнических и религиозных сообществ. В связи с этим созданная и успешно функционирующая в Приволжском федеральном округе система и инфраструктура взаимодействия всех ветвей власти, общественных и религиозных организаций, направленная на развитие межкультурного диалога, профилактику межнациональной и межконфессиональной напряженности, должна совершенствоваться и дальше.
Таким образом, одним из основных условий обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является стабильное социально-экономическое и этнокультурное развитие населяющих ее народов посредством укрепления общероссийской гражданской идентичности, содействия развитию институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на гармонизацию межнациональных отношений, содействие межкультурному диалогу, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма.
С учетом этнической и конфессиональной специфики Приволжского федерального округа, его особого стратегического значения и наличия открытых транзитных путей, соединяющих округ с западом, югом и востоком, необходима комплексная реализация следующих задач:
продвижение международного имиджа округа как модельной площадки по развитию межкультурного и межрелигиозного диалога;
капитализация имеющегося этнокультурного потенциала, в том числе через позиционирование регионов, планирование и реализацию крупных этнокультурных проектов, создание сети логистически связанных этнокультурных площадок округа;
учет культурной специфики в региональных стратегиях и программах социально-экономического развития;
формирование новых образовательных и профессиональных навыков у населения для наиболее эффективного использования этнокультурного потенциала округа;
реализация мер по укреплению общероссийской гражданской идентичности и межэтнической толерантности, а также гармонизации межнациональных отношений с целью снижения рисков межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
реализация эффективной информационной политики, максимально действенное использование современных социально ориентированных коммуникативных технологий, направленных на обеспечение целостной и системной работы с общественным мнением и всеми целевыми аудиториями в сфере межнациональных отношений и толерантных установок;
развитие международных этнокультурных связей в интересах России и этнокультурного развития народов, проживающих в округе;
развитие инфраструктуры этнотуризма и паломничества.
Молодежная политика
В настоящее время в субъектах Приволжского федерального округа проживает 7,9 млн. молодых людей, что составляет значительную часть (более 26 процентов) общего числа населения.
К наиболее значимым проблемам молодежи можно отнести безработицу, распространение наркомании и алкоголизма, отсутствие доступного жилья, ухудшение здоровья детей и подростков, высокий уровень преступности среди молодежи.
Работу с молодежью Приволжского федерального округа планируется вести по следующим основным направлениям:
вовлечение молодежи в социальную практику (необходимо разработать эффективные модели и формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, в том числе в деятельность трудовых объединений и студенческих отрядов, уделить внимание развитию молодежных бирж труда и других форм занятости, повысить эффективность патриотического воспитания молодежи);
формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи (следует существенно увеличить количество молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях, в том числе в профессиональных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, научных олимпиадах);
обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации (необходимо предпринять меры, направленные на повышение эффективности и расширение сети региональных (муниципальных) служб социальной реабилитации несовершеннолетних).
Результатом реализации Стратегии станет наличие разнообразных возможностей для самовыражения молодых людей всех категорий, повышение социальной активности, активное участие в жизни общества, предупреждение деструктивного и девиантного поведения. Кроме того, отдельным значимым результатом реализации Стратегии станет возвращение в общество и к созидательному труду молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Популярным и привлекательным в молодежной среде станет активная жизненная позиция, подкрепляемая действиями и достижениями.
Развитие физической культуры и спорта
В развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт.
Стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также на повышение конкурентоспособности российского спорта.
Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям:
развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания;
развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;
развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;
разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;
реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.
Целью государственной политики в развитии спорта является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также позволяющих повысить конкурентоспособность российского спорта.
Изменения в обществе, в демографии, общественном здоровье, жизненных установках и других аспектах внешней и внутренней среды обусловливают различия физических потребностей населения в спортивных занятиях и, соответственно, специфике организации спортивной работы.
Каждый субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ, исходя из конкретных потребностей определяет свою региональную политику в области развития физической культуры и спорта, определяющую темпы создания спортивной инфраструктуры, модернизации материально-технической базы, развитие кадрового потенциала, организацию работы с населением по месту жительства, развитие детского спорта.
Вместе с тем до 2020 года Приволжский федеральный округ должен полностью достичь целевые показатели Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р.
Приоритетным объектом развития федеральной инфраструктуры в округе будет являться федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма" (г. Казань), которое должно обеспечить профессиональными кадрами создаваемую современную спортивную инфраструктуру.
Важным вкладом в развитие физической культуры и спорта в округе станет проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани. В процессе подготовки к универсиаде в городе будет создана соответствующая спортивная инфраструктура, которая сделает жизнь студентов и молодежи, а также всех горожан более здоровой, разнообразной и насыщенной. Кроме того, проведение универсиады привлечет дополнительные инвестиции, приведет к общему развитию города и приросту общего благосостояния населения в результате создания новых рабочих мест.
Развитие средств массовой информации
Приоритетными в государственной политике в области развития средств массовой информации станут следующие направления:
создание правовых, организационных и иных условий для увеличения доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, а также традиционные культурные, нравственные и семейные ценности, в общем объеме продукции региональных средств массовой информации;
развитие механизмов поддержки социально значимых проектов в сфере средств массовой информации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, укрепление гарантий независимости средств массовой информации;
развитие и сохранение информационного пространства указанных субъектов Российской Федерации, интеграция в единое информационное пространство Российской Федерации, развитие открытых электронных справочных систем, электронных библиотек и архивов, участие в реализации программы перехода на цифровое телерадиовещание;
развитие системы подготовки и непрерывного образования работников средств массовой информации.
Основные направления развития рынка труда
и миграционной политики
Большинство показателей, характеризующих состояние рынка труда и ситуацию с занятостью в округе, близки к средним по стране.
Приволжский федеральный округ достаточно обеспечен высококвалифицированными трудовыми ресурсами благодаря разветвленной сети вузов, научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро.
К основным проблемам рынка труда в Приволжском федеральном округе относятся значительное число муниципальных образований с монопрофильной структурой экономики и связанная с этим опасность структурной безработицы. Кроме того, в округе имеется большое число крупных стратегических предприятий, характеризующихся низкой способностью адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры.
При реализации базового сценария развития экономики в округе ожидается обострение дефицита активного населения с высокой квалификацией, способного работать как в крупном и среднем, так и в малом бизнесе.
Основной целью в сфере занятости является создание сбалансированного по спросу и предложению рынка труда в Приволжском федеральном округе.
Основными задачами на рынке труда Приволжского федерального округа являются:
противодействие росту реальной безработицы;
совершенствование механизмов трудоустройства;
прогнозирование потребности в трудовых ресурсах в перспективе до 2020 года с учетом особенностей субъектов Российской Федерации, входящих в округ;
развитие социальной инфраструктуры в целях привлечения и удержания специалистов;
разработка и реализация системы мер в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с учетом потребностей округа;
разработка и реализация системы мер, стимулирующих повышение производительности труда;
модернизация производств с низкой производительностью труда;
повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы на основе реализации принципа непрерывного профессионального образования, включающего развитие системы подготовки внутри организации, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, а также профессионального обучения и переобучения безработных граждан;
содействие профессиональной и трудовой мобильности населения;
замещение российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечь иностранных рабочих;
расширение возможностей поиска работы за счет повышения качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения;
разработка долгосрочного прогноза баланса трудовых ресурсов для округа с целью последующей разработки долгосрочных планов подготовки и переподготовки специалистов.
Одно из направлений развития рынка труда - содействие развитию территориальной мобильности, регулируемой и направляемой в интересах округа. Развитие программ по содействию переселению из депрессивных городов и сельской местности в более благоприятные для проживания и производственной деятельности сельские районы округа, трудоустройству мигрантов, а также принятие комплекса мер по трудоустройству большого количества лиц, освободившихся из мест заключения, расположенных в северных районах Приволжского федерального округа, должны смягчить и урегулировать проблему обеспечения кадрами.
Требуется развитие системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки населения, а также содействие развитию и совершенствованию процессов внедрения современных кадровых технологий. Повышение уровня и качества жизни на территории Приволжского федерального округа является главной целью решения проблем кадрового обеспечения.
В результате развития рынка труда Приволжского федерального округа будет создана эффективная система подготовки и переподготовки кадров, способствующая сбалансированности рынка труда.