4. Перспективы и факторы развития отрасли беспилотной авиации в Российской Федерации
Интенсивность развития отрасли беспилотной авиации будут определять следующие факторы, характеризующие преимущества беспилотных авиационных систем:
широкое разнообразие размеров и способов применения беспилотных авиационных систем;
универсальность и возможность оперативной корректировки назначения применения беспилотных авиационных систем;
более высокое соотношение максимальной взлетной массы и массы полезной нагрузки, мобильность и маневренность при располагаемых габаритах и массе;
более высокая временная и экономическая эффективность применения, сопоставимая с крупноразмерными пилотируемыми средствами, включая доставку беспилотных авиационных систем к месту выполнения работ, разработку, обслуживание и эксплуатацию беспилотных авиационных систем;
относительная простота в освоении управления и технологий применения беспилотных авиационных систем для персонала;
заменимость наземного экипажа, а также способность контроля и управления одним составом летного экипажа полетом нескольких беспилотных авиационных систем;
отсутствие рисков для жизни членов летного экипажа вне зависимости от времени суток, погодных и экологических условий, включая работу в условиях химических или радиационных заражений.
Анализ российской практики внедрения беспилотной авиации в производственные и операционные процессы обеспечил следующие эффекты на предприятиях и в хозяйствах, являющихся передовыми с точки зрения внедрения беспилотных авиационных систем:
в области сельского хозяйства - в 2 раза выросла производительность труда, на 12,8 процента сократились расходы на средства защиты растений, удельный рост сбора урожая по отдельным культурам увеличился на 10 - 30 процентов при росте издержек, связанных с высокотехнологичными обработками, лишь на 2 - 4 процентных пункта в общей структуре затрат;
на энергосетевых предприятиях - в 8 раз снизился риск возникновения аварийных ситуаций за счет объективной инспекции линий электропередачи, повысилась эффективность расхода бюджета на содержание сетевой инфраструктуры, инспекции выполняются в 5 раз быстрее, также снизилось количество несчастных случаев в ходе инспекций;
в топливном секторе - затраты на воздушное патрулирование газопроводов снизились в 3 раза, на 70 процентов сократилась длительность работ, объективный контроль и выявление нарушений в 5 раз снизили риски происшествий и ущерб от них;
в области строительства - финансовые затраты только в отношении этапа земляных работ снизились на 30 процентов, общий срок строительства сократился на треть, вдвое сократились риски выявления нарушений на поздних этапах строительства вследствие роста качества строительного и технического надзора;
в области картографии и кадастра - на 20 процентов снизилась стоимость комплексных кадастровых работ, появилась возможность определить точное количество земельных участков, поставить на учет ранее не поставленные участки;
в области управления государственным, муниципальным имуществом - беспилотные авиационные системы позволяют выявлять и устранять нарушения на каждом втором объекте, находящемся в труднодоступных местах (постановка на учет отсутствующих объектов, выявление объектов, существующих только на бумаге);
в области экологического контроля - беспилотные авиационные системы позволяют выявлять вчетверо больше нарушений при том же штате инспекторов и устранять нарушения на более ранних стадиях;
в области геологоразведки - в 2 раза снизилась стоимость полевых работ, стало возможным обеспечение более высокой точности и более быстрого выполнения геолого-разведочных работ с применением беспилотных авиационных систем по сравнению с традиционной аэромагнитной съемкой пилотируемым самолетом.
В области логистики, лесного хозяйства и в сфере развлечений в Российской Федерации беспилотная авиация только начинает применяться, поэтому экономическая оценка эффектов от ее внедрения на момент утверждения Стратегии затруднена.
Анализ состояния отрасли беспилотной авиации позволяет выделить следующие ключевые преимущества российских изготовителей, которые в дальнейшем обеспечат им ускоренное развитие:
высокое качество выпускаемой продукции по отдельным направлениям производства;
диверсификация выпуска (изготовители зачастую работают по нескольким типам беспилотных авиационных систем и (или) проектируют линейки однотипных беспилотных авиационных систем);
готовность к освоению выпуска унифицированных комплектующих, критических в условиях внешнеполитических ограничений и необходимых для сборки беспилотных авиационных систем;
возможность заимствования опыта организаций оборонно-промышленного комплекса в области выпуска беспилотных авиационных систем военного и двойного назначения.
В целом отрасль беспилотной авиации обладает существенными перспективами развития за счет:
стабильного государственного спроса на беспилотные авиационные системы и услуги с их применением в период реализации Стратегии;
внедрения и обеспечения равного доступа к системе мер государственной финансовой и нефинансовой поддержки всех категорий участников рынка;
снижения административных барьеров, препятствующих повсеместному применению беспилотных авиационных систем в гражданских целях;
обновления и расширения основных фондов в отдельных сегментах производственной деятельности;
реализации потенциала для наращивания доли российских организаций на внутреннем рынке;
проникновения технологий в различные отрасли и сферы жизнедеятельности общества (расширение сфер применения данных аэрофотосъемки, повышение охвата инфраструктурных объектов воздушным патрулированием, увеличение лесоавиационных и авиационно-химических работ с применением беспилотных авиационных систем, расширение существующих и создание новых логистических цепочек);
диверсификации выпуска организаций оборонно-промышленного комплекса за счет беспилотных авиационных систем гражданского назначения на основе накопленного потенциала, включая компетенции и производственные мощности, которые в период реализации Стратегии могут быть тиражированы.