IV. Анализ состояния системы подготовки кадров для индустрии
Современное производство акустических музыкальных инструментов является технологически сложным и, помимо основных процессов деревообработки и металлообработки, включает в себя работу с текстильными материалами, а также множество таких тонких специфических операций, как резонансные работы, изготовление струн, сборочные работы, настройка, интонировка и др. Все эти виды работ требуют наличия специалистов с соответствующими компетенциями.
При этом в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют не только профильное образование, но и соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты. Новые мастера, приходя в профессию, перенимают опыт "из рук в руки", что в перспективе означает полную потерю квалифицированных специалистов.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был утвержден 59-й выпуск Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, который состоит из 44 профессий в сфере производства музыкальных инструментов и их тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
В соответствии с указанным выпуском такого Единого справочника в перечень рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, включены 44 профессии рабочих в сфере производства музыкальных инструментов.
При этом, по данным Министерства просвещения Российской Федерации, профессиональное обучение по указанным профессиям не проводится, а в перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, отсутствуют специальности, связанные с изготовлением и обслуживанием музыкальных инструментов.
Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и ведущими консерваториями Российской Федерации отмечена существенная потребность в квалифицированных кадрах по таким направлениям, как сервисное направление (настройщики и реставраторы), инженерное направление (рабочие), исследовательское направление (ученые).