3. Достижение технологической независимости топливно-энергетического комплекса и повышение его конкурентоспособности
3. Достижение технологической независимости
топливно-энергетического комплекса и повышение
его конкурентоспособности
Недропользование
Задачей в сфере недропользования и одновременно необходимым общим условием развития отраслей топливно-энергетического комплекса является обеспечение воспроизводства и повышение эффективности использования минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса.
Ключевые меры воспроизводства минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса определены в Стратегии развития минерально-сырьевой базы и предусматривают:
совершенствование нормативно-правового обеспечения недропользования, системы налогов и платежей, расширение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
упрощение процедур регулирования процессов освоения залежей и месторождений (прежде всего сильно выработанных и относимых к новым типам залежей углеводородов);
для существующих районов добычи минерального сырья государственную поддержку развития минерально-сырьевой базы, направленную на выявление скрытых и глубокозалегающих месторождений, а также на поиски объектов нетрадиционных геолого-промышленных типов;
для развития новых минерально-сырьевых центров поддержку проведения геолого-разведочных работ ранних стадий за счет средств федерального бюджета и создания особого налогового режима для привлечения частных инвестиций;
совершенствование экологических требований при недропользовании с учетом отечественного и мирового опыта, включая создание прозрачной системы санкций за нарушение экологических требований при пользовании недрами;
стимулирование использования новых технологий геолого-разведочных и добычных работ, позволяющих снизить негативное влияние на окружающую среду;
формирование организациями-недропользователями ликвидационных фондов в целях финансирования мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий.
Показателями решения задачи обеспечения воспроизводства и повышения эффективности использования минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса являются:
коэффициент воспроизводства запасов нефти:
2018 год - 1,04;
к 2024 году - 1;
к 2035 году - 1;
проектный коэффициент извлечения нефти (без учета трудноизвлекаемых запасов):
2018 год - 38,3 процента;
к 2024 году - 38,5 процента;
к 2035 году - 38,7 процента.
Научно-техническая и инновационная деятельность
Задачами развития научно-технической и инновационной деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса и смежных с ними отраслях промышленности являются:
развитие отечественного научно-технологического потенциала, создание и освоение передовых технологий в сфере энергетики;
повышение инновационной активности организаций топливно-энергетического комплекса;
модернизация и повышение конкурентоспособности отраслей топливно-энергетического комплекса преимущественно на базе технологий, оборудования и материалов отечественного производства.
Основные направления и меры реализации государственной политики в области научно-технологического развития общего характера определены в Стратегии научно-технологического развития. Наряду с ними для решения задач развития научно-технической и инновационной деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса и смежных с ними отраслях промышленности будут использоваться следующие меры:
развитие национальной системы технологического прогнозирования с обеспечением оперативного согласования прогнозов со стратегиями развития энергетики и энергомашиностроения, программами и генеральными схемами развития отраслей топливно-энергетического комплекса и промышленности;
развитие государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, обеспечивающей формирование качественных статистических и аналитических отчетов, а также прогнозов;
координация и оценка эффективности государственных программ научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса, программ инновационного развития компаний с государственным участием, а также выполняемых за счет бюджетных средств фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ;
создание отраслевых центров компетенций по приоритетным направлениям технологического развития топливно-энергетического комплекса;
создание инжиниринговых центров и испытательных полигонов, обеспечивающих условия для внедрения современных материалов, образцов нового оборудования и инновационных технологий в отраслях топливно-энергетического комплекса;
создание центров тестирования и сертификации новой продукции;
развитие венчурного бизнеса в сфере инноваций и поддержка коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в энергетике, в том числе посредством механизма, обеспечивающего непрерывное финансирование перспективного проекта на всех стадиях инновационного цикла;
совершенствование механизмов государственной поддержки инновационных проектов, в том числе проектов в области внедрения "сквозных" цифровых технологий (в том числе платформенных решений) в отраслях топливно-энергетического комплекса;
поддержка локализации производства современных иностранных технологий, необходимых для устойчивого функционирования и развития топливно-энергетического комплекса, в том числе посредством мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования;
расширение международного сотрудничества в вопросах разработки и внедрения инновационных технологий в топливно-энергетическом комплексе.
Получит ускорение процесс импортозамещения, в особенности по ряду направлений, по которым зависимость от иностранных технологий, оборудования, материалов, программного обеспечения и услуг достигла критической отметки, в том числе технологий геологоразведки, гидроразрыва пласта, наклонно-направленного бурения, программного обеспечения процессов бурения и добычи углеводородного сырья, гибких насосно-компрессорных труб, катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии, газовых турбин высокой мощности, гидравлических экскаваторов и очистных комбайнов для отработки угольных пластов большой мощности, автоматизированных систем управления, цифровых систем передачи информации и в целом IT-оборудования в электроэнергетике.
Перечень технологического оборудования, востребованного организациями топливно-энергетического комплекса, создание или локализация производства которого необходимы на территории Российской Федерации до 2035 года, приведен в приложении N 3.
Цифровая трансформация энергетики Российской Федерации потребует на I этапе реализации настоящей Стратегии создания условий для разработки и развития цифровых сервисов и решений в отраслях топливно-энергетического комплекса посредством принятия комплекса мер, который включает:
формирование системы управления, координации и мониторинга цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса;
разработку и корректировку законодательства Российской Федерации, нормативно-правовой базы и нормативно-технической базы по разработке и внедрению цифровых технологий в отраслях топливно-энергетического комплекса;
внедрение цифровых технологий в государственное управление и контрольно-надзорную деятельность в отраслях топливно-энергетического комплекса;
отбор и реализацию пилотных проектов по внедрению цифровых технологий и отраслевых платформенных решений.
На II этапе реализации настоящей Стратегии на основе анализа результатов пилотных проектов будут намечены меры по широкомасштабному распространению эффективных цифровых технологий в отраслях топливно-энергетического комплекса.
Ряд мер, способствующих развитию электроэнергетики, осуществляется в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет". Приоритетными в рамках указанной "дорожной карты" являются, в частности, следующие технологии:
интеллектуальные технологии и средства мониторинга и диагностики состояния оборудования в энергетических системах;
новые технические средства для создания интеллектуальных энергетических систем, включая цифровую подстанцию, "виртуальную электростанцию", интеллектуальные системы учета электрической энергии (мощности), высокочувствительные сенсоры, силовую электронику, устройства релейной защиты и автоматики, средства быстрой коммутации;
методы и технические средства интеллектуального управления конечным потреблением электрической энергии по экономическому критерию в режиме реального времени на основе интеграции электрических и информационных сетей ("энергетический Интернет");
экономически эффективные средства аккумулирования больших объемов электрической энергии.
В Российской Федерации в развитии рынка и систем хранения электрической энергии существенную роль могут сыграть:
разработка конкурентоспособных накопителей с большими токами зарядки и разрядки, большим ресурсом циклирования, а также компактных недорогих накопителей;
разработка накопителей с высокой энергоемкостью и низкой капитальной стоимостью, в том числе на основе пневматических или водородных систем;
разработка высокоэффективных электролизеров воды и систем компактного хранения и транспортировки водорода.
Общий перечень перспективных технологий в сфере энергетики представлен в Прогнозе научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года.
Показателем решения задачи развития отечественного научно-технологического потенциала, создания и освоения передовых технологий в сфере энергетики является доля созданного или локализованного на территории Российской Федерации передового технологического оборудования для отраслей топливно-энергетического комплекса, в общем количестве технологического оборудования, указанного в перечне, предусмотренном приложением N 3 к настоящей Стратегии, процент по каждой отрасли:
к 2024 году - 50 - 60 процентов;
к 2035 году - 70 - 80 процентов.
Показателем решения задачи повышения инновационной активности организаций топливно-энергетического комплекса является доля ключевых организаций топливно-энергетического комплекса (ключевыми считаются организации, занимающие на отраслевых рынках не менее 1 процента), осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций:
2018 год - 6,5 процента;
к 2024 году - 50 процентов;
к 2035 году - 75 процентов.
Показателем решения задачи модернизации и повышения конкурентоспособности отраслей топливно-энергетического комплекса преимущественно на базе технологий, оборудования и материалов отечественного производства является доля организаций топливно-энергетического комплекса, использующих передовые производственные технологии, в общем числе организаций, использующих передовые производственные технологии по видам экономической деятельности:
2018 год - 13 процентов;
к 2024 году - 14 процентов;
к 2035 году - 20 процентов.
Развитие кадрового потенциала и социальная защита
Задачами развития кадрового потенциала и социальной защиты в отраслях топливно-энергетического комплекса являются:
формирование и распространение эффективных организационных моделей развития кадрового потенциала отраслей топливно-энергетического комплекса;
развитие отраслевой системы профессиональных квалификаций и компетенций с учетом приоритетных направлений технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса, обеспечение ее интеграции с системой профессионального образования.
Комплекс ключевых мер по решению задачи формирования и распространения эффективных организационных моделей развития кадрового потенциала включает:
разработку и внедрение инструментов мониторинга, прогнозирования структуры и объемов кадровой потребности топливно-энергетического комплекса (включая потребность в подготовке специалистов по основным профессиональным образовательным программам), востребованных и перспективных категорий специалистов, в том числе на базе государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса;
разработку и реализацию организациями топливно-энергетического комплекса стратегий и программ в области управления персоналом на основе передовых организационных моделей, гибких инструментов управления эффективностью, обеспечивающих повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал, удержание лучших кадров в отрасли, высокий уровень мотивации работников;
разработку, внедрение и распространение инструментов обеспечения мобильности кадровых ресурсов.
Комплекс ключевых мер по решению задачи развития отраслевой системы профессиональных квалификаций и компетенций с учетом приоритетных направлений технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса, обеспечения ее интеграции с системой профессионального образования включает:
разработку и внедрение профессиональных стандартов;
тиражирование компетенций, критически важных для инновационного развития отраслей топливно-энергетического комплекса, прежде всего на базе планируемых к созданию отраслевых центров компетенций по приоритетным направлениям технологического развития топливно-энергетического комплекса;
распространение практики профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в интересах кадрового обеспечения топливно-энергетического комплекса;
развитие отраслевого сегмента рынка дополнительного профессионального образования;
распространение форм ранней профессиональной ориентации и дополнительного образования школьников в интересах отраслей топливно-энергетического комплекса;
поддержку отраслевых молодежных объединений;
расширение сотрудничества организаций топливно-энергетического комплекса с зарубежными партнерами в области обучения и развития персонала.
Общей предпосылкой и условием развития кадрового потенциала и социальной защиты является развитие социального партнерства в отраслях топливно-энергетического комплекса, для чего необходимы:
мониторинг отраслевого рынка труда;
обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы и социального пакета, расширение социального партнерства между работодателем и работниками, внедрение в организациях топливно-энергетического комплекса международной практики корпоративной социальной ответственности;
обеспечение контроля за выполнением (соблюдением) норм, установленных отраслевыми соглашениями в организациях топливно-энергетического комплекса;
мониторинг практики взаимодействия работодателей, работников и их полномочных представителей;
выявление и распространение лучших практик социального партнерства.
Показателем решения задачи формирования и распространения эффективных организационных моделей развития кадрового потенциала отраслей топливно-энергетического комплекса является коэффициент использования рабочего времени, не ниже:
2018 год - 84 процента;
к 2024 году - 86 процентов;
к 2035 году - 90 процентов.
Показателями решения задачи развития отраслевой системы профессиональных квалификаций и компетенций с учетом приоритетных направлений технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса, обеспечения ее интеграции с системой профессионального образования являются:
охват численности работников основных видов деятельности в энергетике утвержденными профессиональными стандартами:
2018 год - 50 процентов;
к 2024 году - 75 процентов;
к 2035 году - 100 процентов;
отношение затрат на обучение персонала к фонду заработной платы (в год):
2018 год - 0,4 процента;
к 2024 году - 0,7 процента;
к 2035 году - 1 процент.