1. Основные направления и проекты развития экономики и социальной сферы
В результате реализации Стратегии Северо-Кавказский федеральный округ будет являться:
ведущим центром лечебно-оздоровительного и горнолыжного туризма в России и государствах - участниках СНГ;
крупным поставщиком экологически чистых продуктов питания;
развитым транспортным узлом, связывающим Россию со странами Средиземноморья и Закавказья;
привлекательной территорией для постоянного проживания.
Целевыми показателями социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на 2025 год являются:
снижение безработицы до 5 процентов путем активного создания новых рабочих мест (более 400 тыс. рабочих мест);
обеспечение высоких среднегодовых темпов роста экономики (8 - 10 процентов);
диверсификация экономики (увеличение вклада агропромышленного комплекса, промышленности, туризма и строительства в экономику с 39 до 47 процентов);
рост доходов населения (увеличение средней заработной платы до 23,8 тыс. рублей в год);
повышение бюджетной обеспеченности (до 48 тыс. рублей на душу населения);
снижение нагрузки на федеральный бюджет (снижение доли дотаций в доходах бюджетов с 66 до 43 процентов).
Целевыми показателями, характеризующими улучшение качества жизни населения, являются:
снижение смертности, в том числе материнской и младенческой;
развитие кадрового потенциала;
повышение удовлетворенности населения жилищными условиями, возможностями для досуга и самореализации, уровнем безопасности;
создание благоприятной экологической обстановки.
В рамках решения задачи по повышению эффективности государственного управления целевыми показателями являются:
сокращение масштабов коррупции;
повышение эффективности государственных расходов на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
При этом в целях минимизации затрат на построение системы государственного управления - электронного правительства в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также развития системы безналичных расчетов в регионе необходимо разработать комплексную программу "Универсальная электронная карта жителя Северо-Кавказского федерального округа" с объединением проектов "Социальная карта", "Электронное правительство" и "Безопасная Россия" в рамках единой программы, реализуемой на территории Северо-Кавказского федерального округа, определяющей единые подходы по бюджетированию, технологическим решениям и перечню предоставляемых услуг. Это позволит не только снизить финансовые затраты, но и обеспечить интеграцию субъектов Российской Федерации внутри Северо-Кавказского федерального округа.
Для достижения заявленных целей необходимо реализовать ряд общесистемных мер, которые будут являться основой будущего развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. К таким общесистемным мерам относятся:
создание преференциальных режимов для частных инвестиций;
стимулирование ускоренного развития малого и среднего бизнеса;
развитие особых механизмов управления занятостью;
обеспечение развития кадрового потенциала;
создание условий для обеспечения эффективной охраны окружающей среды.
Для стимулирования притока частных инвестиций в Северо-Кавказский федеральный округ будут созданы особые (более привлекательные, чем в других регионах Российской Федерации) финансовые стимулы, включающие государственное софинансирование создания базовой инфраструктуры, обеспечение гарантий по кредитам, расширение территорий с особым экономическим режимом, субсидирование процентной ставки на развитие и приобретение оборудования, предоставление льгот по аренде земли и объектов государственной собственности. Помимо финансовых стимулов важным направлением государственной политики в области привлечения инвестиций в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, будет являться улучшение процессов их взаимодействия с инвесторами и поддержка активного продвижения их продукции на российских и зарубежных рынках.
Приоритетными направлениями поддержки малого и среднего бизнеса станут улучшение доступа к финансированию (гранты, микро-кредитование), снижение административных барьеров, развитие необходимой инфраструктуры (бизнес-инкубаторы и т.п.), поддержка реализации системных отраслевых проектов, направленных на развитие предпринимательства.
В сфере управления занятостью населения приоритетами Стратегии являются развитие центров занятости и ресурсных центров, координация их работы с соответствующими центрами в других регионах Российской Федерации, а также создание агентства трудовой миграции, работа которого будет направлена на оказание содействия безработным жителям Северо-Кавказского федерального округа в трудоустройстве в других регионах Российской Федерации.
Приоритетными направлениями мероприятий по развитию кадрового потенциала являются улучшение качества и доступности образования для молодежи (в том числе в учебных учреждениях за пределами границ региона), адаптация структуры подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики, привлечение русского населения на постоянное место жительства в субъекты Российской Федерации, входящие в Северо-Кавказский федеральный округ.
Для эффективной охраны окружающей среды планируются развитие системы регулярного мониторинга состояния экологической обстановки и использования природных ресурсов, организация управления бытовыми отходами и отходами сельскохозяйственного производства, ужесточение контроля над промышленными выбросами и отходами, рациональным лесопользованием и месторождениями минеральных вод, охрана окружающей среды в местах нефтедобычи.
Перечень приоритетных инвестиционных, социальных проектов (мероприятий) на 2010 - 2013 годы и перечень перспективных проектов (мероприятий) по реализации Стратегии приведены в приложениях N 1 и 2.
Развитие агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс является одним из наиболее значимых секторов экономики для реализации целей Стратегии.
На базе существующих в Северо-Кавказском федеральном округе условий можно обеспечить динамичное развитие производств экологически чистой продовольственной продукции, племенных животных и семян, увеличить глубину переработки сельскохозяйственного сырья, а также занять позиции ведущего поставщика мяса, шерсти, винограда, вин, минеральной воды и зерновых в Российской Федерации.
Приоритетными задачами Стратегии в области развития агропромышленного комплекса являются:
повышение узнаваемости производителей из Северо-Кавказского федерального округа;
улучшение доступа производителей из Северо-Кавказского федерального округа к крупным рынкам сбыта в Российской Федерации, а также соседних государств;
стимулирование притока инвестиций в создание новых и модернизацию существующих хозяйств и производств;
развитие инфраструктуры мелиорации;
повышение технологического уровня;
интеграция малых форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку.
Для улучшения доступа к внешним рынкам планируется реализация системы мероприятий, среди которых развитие сети централизованных логистических центров, ориентированных на хранение, первичную переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, установление преференций местным производителям при формировании государственных заказов, регулирование импорта приоритетных для Северо-Кавказского федерального округа товарных групп на российский рынок и усиление защиты региональных производителей от контрафакта.
Для повышения узнаваемости и поддержки продажи продукции агропромышленного комплекса необходимо создание и продвижение единого бренда Северо-Кавказского федерального округа как производителя качественной и экологически чистой продовольственной продукции, а также поддержка участия региональных производителей в крупных российских и международных выставках.
Стимулирование притока инвестиций в развитие новых и модернизацию существующих производств предполагает поддержку развития агропромышленных парков на территории Северо-Кавказского федерального округа, повышение доступности механизма гарантий, залоговых фондов, поручительств для инвесторов, развитие учреждений микрофинансирования и кредитных кооперативов, увеличение субсидий на закупку оборудования и средств производства (включая субсидии на развитие племенной базы и модернизацию существующих производств, развитие и поддержание машинно-тракторного парка), эффективное регулирование тарифов на электроэнергию, используемую при подаче воды для производителей.
Особого внимания требует развитие инфраструктуры мелиорации, включая восстановление и реконструкцию мелиоративных систем, гидроузлов и водохранилищ для регулирования стоков в целях водоснабжения, орошения, сглаживания паводков, обеспечение инженерной защиты поселений, объектов экономики от вредного воздействия вод, реконструкцию и модернизацию гидротехнических сооружений, развитие водосберегающих технологий орошения, совершенствование управления и функционирования мелиоративного водохозяйственного комплекса (инвентаризация мелиоративного фонда, совершенствование системы тарифов поставки воды).
Низкий технологический уровень развития сельского хозяйства требует создания единого центра трансферта технологий и центров обучения фермеров. Единый центр трансферта технологий будет заниматься отбором и внедрением новых агропромышленных технологий на территории Северо-Кавказского федерального округа. Центры обучения фермеров, которые целесообразно создать в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа, позволят наладить обмен знаниями и распространить новые технологии в небольших хозяйствах. На базе таких центров будут осуществляться обучение фермеров необходимым технологиям в области эффективного использования удобрений и кормов, методам повышения качества и производительности, а также организовываться встречи с отраслевыми экспертами и представителями крупных переработчиков. Создание таких центров целесообразно организовать на базе лучших действующих хозяйств региона с присвоением им статуса эталонного хозяйства либо опытных хозяйств Российской академии сельскохозяйственных наук и сельскохозяйственных вузов с привлечением информационно-консультационных центров, создаваемых в том числе в рамках единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса.
Мероприятия по интеграции малых форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку включают развитие законодательной базы для функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов (сбытовых, перерабатывающих, обслуживающих и др.), субсидирование потребительских кооперативов, проведение работы, направленной на увеличение информированности малых производителей о кооперативах и популяризацию кооперативной деятельности.
Развитие промышленного производства
Одной из значимых целей Стратегии является повышение уровня индустриализации экономики и технологического уровня промышленной базы.
Приоритетными задачами Стратегии в области развития промышленности являются:
поддержка модернизации и развития предприятий обрабатывающей промышленности;
стимулирование создания новых современных предприятий обрабатывающей промышленности;
улучшение доступа производителей из Северо-Кавказского федерального округа к российским и зарубежным рынкам сбыта;
эффективное освоение минерально-сырьевой базы, в том числе титан-циркониевой сырьевой базы, каспийского шельфа, месторождений строительных материалов;
развитие кадрового потенциала.
В числе основных мероприятий, направленных на модернизацию и создание новых предприятий обрабатывающей промышленности, можно выделить следующие:
создание промышленных парков на территории Северо-Кавказского федерального округа (приоритетными являются промышленные парки, ориентированные на легкую промышленность, производство строительных материалов, нефтехимии, продукции машиностроения);
развитие дополнительных финансовых стимулов и инструментов, включая льготные кредиты и субсидии на осуществление модернизации и закупку оборудования, предоставление государственных гарантий по кредитам, таможенные льготы по ввозу оборудования и комплектующих, развитие дополнительных финансовых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса (грантовая поддержка начинающих предпринимателей, содействие развитию системы учреждений микрофинансирования, содействие развитию кредитных кооперативов, формирование гарантийных фондов).
Для эффективного освоения минерально-сырьевой базы предполагается осуществить поддержку инвестиционных проектов в части софинансирования строительства транспортной и энергетической инфраструктуры, необходимой для разработки перспективных месторождений, что часто является основным фактором для привлечения инвесторов в добывающую промышленность, ускорение процедуры выдачи лицензий инвесторам, заинтересованным в разработке месторождений полезных ископаемых на территории Северо-Кавказского федерального округа.
В рамках решения задачи по развитию кадрового потенциала планируется направить усилия на совершенствование программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров в высших учебных заведениях и учреждениях среднего профессионального образования, а также повысить доступность прохождения обучения и переподготовки в ведущих профильных российских и иностранных учебных заведениях (гранты и система образовательных кредитов), стажировок выпускников на ведущих профильных предприятиях регионов Российской Федерации.
Содействие доступу к рынкам сбыта предполагает введение преференций для региональных производителей Северо-Кавказского федерального округа при участии в государственных тендерах на поставку продукции предприятий обрабатывающей промышленности (в том числе продуктов питания, легкой промышленности, оборудования), поддержку участия производителей Северо-Кавказского федерального округа в российских и международных выставках.
Развитие туризма
Туристический сектор является одной из самых перспективных отраслей с точки зрения потенциального вклада в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках которой может быть создано более 100 тыс. новых рабочих мест. Основными задачами по развитию туристического сектора являются:
создание современной туристической инфраструктуры;
улучшение имиджа и организация активного продвижения туристического потенциала;
повышение транспортной доступности перспективных туристических центров;
обеспечение высокого уровня безопасности для туристов;
развитие кадрового потенциала;
поддержка малого и среднего предпринимательства в туризме;
обеспечение эффективной охраны и восстановления туристических и культурных ресурсов.
Развитие современных центров горнолыжного и оздоровительного туризма потребует значительных капиталовложений в создание гостиничной и спортивной инфраструктуры, лечебно-оздоровительных центров, а также систем водо- и электроснабжения, канализации, подъездных дорог и других объектов хозяйственной инфраструктуры.
Поддержка инвестиционных проектов по развитию туристической инфраструктуры будет осуществляться путем реализации государственных целевых программ через открытое акционерное общество "Особые экономические зоны", Инвестиционный фонд Российской Федерации. В отборе приоритетных проектов и софинансировании мероприятий по подготовке проектно-сметной документации и строительства будет участвовать создаваемый в настоящее время Институт развития Северного Кавказа.
Отдельная группа мероприятий будет направлена на улучшение имиджа и продвижение туристического потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. В их числе разработка единого бренда территории, разработка и реализация программ продвижения туристического потенциала Северного Кавказа на различных рынках, том числе зарубежных.
Масштабное развитие туристических центров потребует увеличения пропускной способности существующих транспортных узлов и коридоров, а также территориального развития транспортной системы. В числе приоритетных мероприятий можно выделить развитие инфраструктуры аэропортов на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе наиболее приближенных к развивающимся туристическим центрам (Минеральные Воды, Ставрополь, Нальчик, Махачкала, Владикавказ), с целью обеспечения доступности основных курортов в пределах 2 - 2,5 часа езды от аэропорта. Также предполагается строительство автодорожной инфраструктуры для соединения ключевых туристических центров Северо-Кавказского федерального округа между собой и с курортами Краснодарского края и Республики Абхазия.
В части улучшения безопасности пребывания туристов на территории Северо-Кавказского федерального округа планируется масштабное развитие современных систем предупреждения чрезвычайных ситуаций, расширение штата и оснащение служб спасения, улучшение сети мониторинга опасных природных процессов и явлений, создание туристической полиции.
С целью повышения качества туристического сервиса и развития кадрового потенциала будет обеспечена поддержка проведения специализированных курсов подготовки, организации обмена опытом с иностранными коллегами, сертификации, а также привлечения международных гостиничных сетей к управлению туристическими объектами на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Активное развитие туризма в регионе не может быть достигнуто без малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка этого направления будет заключаться в поддержке создания сети гостевых домов, а также развитии туристического сервиса на базе малых предприятий.
Важным направлением развития туристического и рекреационного потенциала будет проведение работ по восстановлению и реставрации памятников истории и культуры, а также внесение предложений об объявлении памятниками природы, истории и культуры находящихся на территории курортного региона природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную или научную ценность. Особое внимание будет уделено благоустройству рекреационных зон, парков, пешеходных улиц и сохранению рекреационных территорий и уникальных природных объектов.
Масштабное строительство на территории курортов может стать причиной нарушения микроклимата курортных территорий, который имеет особую ценность и лечебно-оздоровительное значение. Поэтому при развитии курортных территорий особое внимание будет уделяться рассмотрению предложений о предоставлении земельных участков под объекты, имеющие федеральную, региональную и муниципальную формы собственности, для строительства и расширения предприятий, а также о выделении земельных участков, предназначенных для индивидуального домостроения, ведения садоводства и огородничества в курортных городах.
Предполагается регулярно проводить мероприятия по охране окружающей природной среды, по рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов, а также меры, способствующие улучшению санитарного состояния парковых зон, городов и сельских населенных пунктов, сохранению и расширению зеленых насаждений.
Развитие транспортной инфраструктуры. Стратегические
направления развития и ключевые проекты
Транспортный комплекс является необходимой базой для реализации потенциала наиболее перспективных секторов экономики Северо-Кавказского федерального округа.
Основными задачами по развитию транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа являются:
формирование доступной и эффективной транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа;
улучшение качества транспортных услуг и снижение транспортных издержек;
эффективная реализация транзитного потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;
формирование конкурентоспособного на мировом рынке транспортно-логистического продукта, обеспечивающего эффективное товародвижение;
повышение мобильности населения регионов Северо-Кавказского федерального округа;
повышение безопасности и экологичности транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа;
рост инвестиционной привлекательности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;
развитие инструментов государственно-частного партнерства для реализации проектов по созданию транспортной инфраструктуры.
Автодорожный комплекс
Развитие автодорожной сети Северо-Кавказского федерального округа предполагает решение следующих задач:
завершение формирования сети автомагистралей в составе международных транспортных коридоров по сложившимся направлениям основных транспортных связей, приведение технического уровня федеральных дорог в соответствие с параметрами и тенденциями роста автомобильного парка и объемов интенсивности движения;
дальнейшее укрепление транспортной оси "Север - Юг" для обеспечения экспортно-импортных перевозок и привлечения международного транзита. С учетом перспектив развития международных связей России с государствами Закавказья и Ближнего Востока возрастет значение этого транспортного коридора;
автотранспортное обеспечение развития курортно-рекреационного комплекса;
обеспечение круглогодичного функционирования дорог с твердым покрытием и сети дорог населенных пунктов в сельской местности, имеющих перспективы развития.
Мероприятия по развитию автодорожной сети региона предусматривают формирование перечней объектов строительства и реконструкции с учетом следующих приоритетов:
реконструкция наиболее загруженных участков дорожной сети на подходах к крупным городам и строительство обходов населенных пунктов, развитие автомобильных дорог в составе транспортных коридоров, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства;
завершение строительства и реконструкции объектов незавершенного строительства высокой степени готовности, реализация пилотных проектов строительства платных дорог;
проведение работ по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, обеспечение восстановления ежегодного износа федеральных дорог, повышение технического уровня дорог на основе модернизации и применения инновационных технологий;
развертывание работ по соединению круглогодичной связью сельских населенных пунктов с сетью дорог общего пользования.
В рамках развития международного транспортного коридора "Север - Юг" предполагается осуществление следующих инфраструктурных проектов:
модернизация и реконструкция магистрали М-29 "Кавказ" по нормативам I категории с устройством многополосной проезжей части, что позволит обеспечивать растущие межрегиональные и транзитные потоки автомобильного транспорта на основных направлениях международных транспортных коридоров;
реконструкция участка автомобильной дороги Астрахань - Кочубей - Махачкала (на территории Республики Дагестан), что позволит повысить пропускную способность и безопасность движения по маршруту Астрахань - Кочубей - Махачкала - Яраг - Казмаляр;
реконструкция автодороги Алагир (М-29 "Кавказ") - Нижний Зарамаг до границы с Грузией (Транскавказская магистраль), что позволит обеспечить круглогодичное автодорожное сообщение с Республикой Южная Осетия.
Важное место в транспортной системе региона занимают автомобильные дороги, обеспечивающие доступ к рекреационным комплексам и туристическим зонам Северного Кавказа. Реализация следующих наиболее важных проектов автодорожного комплекса осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)":
строительство автодороги Нижний Зарамаг - рекреационный комплекс "Мамисон";
строительство автодороги Кисловодск - Долина Нарзанов - Джилы Су - Эльбрус обеспечит подъезд к подножью горы Эльбрус, а также к уникальным источникам минеральных вод Джилы Су;
реконструкция автодороги Чикола - Мацута - Колин Арт с подъездом к с. Галиат;
строительство автомобильной дороги Архыз - Дукка.
При этом необходима разработка схемы развития автомобильных дорог, обеспечивающих подъезды к рекреационным зонам Северо-Кавказского федерального округа с учетом новых крупных курортов.
В период реализации Стратегии намечены проведение инженерных изысканий и разработка проектной документации для создания межрегионального автодорожного маршрута на направлении Минеральные Воды - Черкесск - Адлер, обеспечивающего существенное сокращение расстояния автомобильных перевозок к курортно-рекреационным зонам Черноморского побережья Кавказа из регионов Приволжского, Центрального и Уральского федеральных округов, рекреационных зон Северного Кавказа.
Существенное значение для развития транзитных автомобильных перевозок и межгосударственных торгово-экономических связей Северного Кавказа будет иметь создание международного автодорожного маршрута Черкесск - Сухум, обеспечивающего прямое сообщение из центральных районов Российской Федерации в Республику Абхазия, а также повышение устойчивости функционирования международного транспортного коридора "Север - Юг" за счет создания маршрута, дублирующего автомобильную дорогу федерального значения М-27 Джубга - Сочи, проходящую по территории черноморского рекреационного региона. В рамках реализации Стратегии предусматривается подготовка межгосударственных соглашений между Российской Федерацией и Республикой Абхазия в отношении строительства автомобильной дороги, проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации, проработки механизма совместного финансирования строительства, а также последующей эксплуатации дороги заинтересованными государствами.
В целях улучшения условий движения в районе курортов Кавказских Минеральных Вод предусматривается строительство глубокого обхода г. Минеральные Воды, обходов гг. Невинномысск, Беслан.
Недостаточное развитие связующих звеньев между федеральными маршрутами обусловило необходимость модернизации и реконструкции следующих автомобильных дорог:
автомобильная дорога Кисловодск - Карачаевск (в составе маршрута Минеральные Воды - Кисловодск - Карачаевск), которая соединит федеральные дороги М-29 "Кавказ" и А-155 Черкесск - Домбай;
автомобильная дорога Грозный - Ботлих - Араканы - Леваши - Буйнакск - Махачкала по нормативам I - II категории, которая соединит федеральные дороги М-29 "Кавказ" и Астрахань - Каспийский - Кочубей - Кизляр - Махачкала и по своему функциональному значению станет дублером федеральной дороги М-29 "Кавказ" на участке Грозный - Махачкала;
автомобильная дорога Светлоград - Благодарный - Буденновск, которая соединяет федеральные дороги А-154 Астрахань - Элиста - Ставрополь и Кочубей - Нефтекумск - Зеленокумск - Минеральные Воды.
Автотранспортное сообщение
Основными направлениями развития автотранспортного сообщения между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рассматриваемой перспективе являются:
развитие сети автопарковок, прежде всего в крупных городах, где к 2025 году прогнозируется 2-кратное увеличение количества автомобилей;
применение современных технических средств и технологий организации дорожного движения, внедрение автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками в крупных городах и на автомобильных магистралях;
повышение уровня безопасности дорожного движения на основе роста эффективности контрольно-надзорной деятельности по выявлению нарушений правил дорожного движения.
Развитие автомобильного транспорта предусматривает также решение следующих задач:
экономическое стимулирование приоритетного использования в крупных и курортных городах транспортной техники с повышенными экологическими показателями. Реализация пилотных проектов по использованию природного газа и других альтернативных видов топлива на городском общественном транспорте, на регулярных грузовых перевозках в черте города;
развитие технологий интеллектуальных транспортных систем в сфере организации автомобильных перевозок, общественного транспорта, а также управления дорожным движением, транспортного сервиса и безопасности дорожного движения;
применение системы административных и экономических мер для ограничения использования личного автотранспорта в наиболее загруженных зонах городских территорий и курортных зонах.
Решение указанных задач во многом зависит от формирования законодательной и нормативной правовой базы для создания благоприятных условий функционирования и защиты российских автоперевозчиков на рынке перевозок.
Повышение уровня обустройства на автомобильных дорогах федерального значения предполагается достигнуть за счет строительства пешеходных переходов на разных уровнях, устройства барьерного ограждения, освещения участков автомобильных дорог, шумозащитных сооружений, противолавинных галерей, других специальных защитных и укрепительных сооружений.
Автомобильные пограничные пункты пропуска на границе с Азербайджанской Республикой и Грузией должны быть полностью обустроены и оснащены современными комплексами погранично-таможенного контроля в соответствии с федеральной целевой программой "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2011 годы)".
Предусматривается применение современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий и системы ГЛОНАСС. На важнейших федеральных автомобильных дорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров, предполагается создание отраслевой системы связи и информатизации с использованием современных технологий.
В целях повышения безопасности дорожного движения и улучшения обслуживания пользователей предусмотрена разработка комплексных схем обустройства автомобильных дорог и курортных маршрутов объектами дорожного сервиса, площадками для отдыха участников движения. Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности предусматривают меры по антитеррористической защите объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и внедрению современного оборудования и технологий обеспечения безопасности.
Железнодорожный транспорт
Перспективы развития железнодорожного транспорта в Северо-Кавказском федеральном округе во многом определяются результатами реализации заявленных проектов и программ развития реального сектора экономики, курортно-рекреационной сферы, в том числе осуществления масштабных проектов создания горнолыжных комплексов мирового класса на Северном Кавказе.
В числе наиболее приоритетных можно выделить следующие проекты:
строительство новой железнодорожной линии Минеральные Воды - аэропорт, которая предусматривает организацию интермодальных перевозок на участке Кисловодск - Минеральные Воды - аэропорт;
развитие железнодорожного узла припортовой станции "Махачкала" и подъездных путей для обслуживания Махачкалинского морского торгового порта в целях увеличения перевозок грузов в железнодорожном и морском сообщении по международному транспортному коридору "Север - Юг";
строительство железнодорожного пограничного пункта пропуска "Дербент" в целях увеличения пропускной способности и качества обслуживания в системе международного транспортного коридора "Север - Юг";
строительство железнодорожной линии Солдатская - Тырныауз для организации железнодорожного обслуживания курортной зоны и подъезда к карьерам полезных ископаемых на территории Кабардино-Балкарской Республики;
строительство железнодорожной линии Буденновск - Нефтекумск - Кизляр (Ставропольский край - Республика Дагестан) для обеспечения транзитных грузовых перевозок, а также устойчивых транспортных связей населенных пунктов района тяготения к основным железнодорожным направлениям.
Кроме того, можно выделить следующие социально значимые железнодорожные проекты:
строительство железнодорожной линии Ставрополь - Невинномысск в целях оптимизации транспортной связи г. Ставрополя с курортной зоной г. Минеральные Воды;
строительство железнодорожной линии на обходе г. Беслана (Республика Северная Осетия - Алания) в целях переноса транзитного движения поездов из центральных районов города;
строительство железнодорожной линии Котляревская - Галашки в целях социально-экономического развития Республики Ингушетия;
реконструкция сети железных дорог на территории Чеченской Республики, восстановление путей, станций, искусственных сооружений в целях организации надежного и безопасного движения поездов;
комплексная реконструкция участка железнодорожной линии Грозный - Назрань в целях восстановления грузового сообщения и движения пригородных пассажирских поездов на участке Грозный - Прохладный для обслуживания густонаселенного района.
Морской транспорт
К числу приоритетных направлений развития морского транспорта Российской Федерации в Прикаспийском регионе относится развитие инфраструктуры глубоководных портов, одним из которых является Махачкалинский морской торговый порт, входящий в состав махачкалинского транспортного узла и международного транспортного коридора "Север - Юг". Порт связан морскими путями со всеми прикаспийскими государствами, а внутренними водными путями, железнодорожными и автомобильными магистралями - со всей территорией Российской Федерации.
Перспективы развития порта обоснованы ожидаемым ростом грузопотоков в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг", в том числе за счет планируемого присоединения к нему и продления международного транспортного коридора N 3 (Дрезден - Львов - Киев - Ростов-на-Дону - Махачкала).
Развитие Махачкалинского морского торгового порта осуществляется в соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, а также в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)".
Стратегическим планом развития порта предусматривается увеличение объема перевалки грузов к 2020 году до 20 млн. тонн, что обусловлено программой развития портово-терминальной инфраструктуры, включающей строительство причалов N 14 и 15, причала для специальных судов, железнодорожного паромного комплекса, подъездной автодороги.
Для улучшения взаимодействия морского и других видов транспорта в порту и махачкалинском транспортном узле предполагается создание логистических транспортно-технологических систем, контейнерных терминалов и портового железнодорожного сортировочного парка.
Предусмотрено полное обустройство пограничного пункта пропуска порта и оснащение его современным оборудованием для погранично-таможенного контроля в соответствии с федеральной целевой программой "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2011 годы)".
Для обеспечения защищенности акватории порта от воздействия стихии следует завершить реконструкцию оградительных сооружений, проведение дноуглубительных работ и удлинение волнолома.
В целях развития пассажирских и круизных морских перевозок необходимо предусмотреть создание на Каспийском побережье от г. Махачкалы до г. Дербента морских вокзалов и пассажирских терминалов, а также портопунктов по мере развития курортной зоны региона. Маршруты круизного судоходства при наличии пассажирского флота могут осуществляться как в центр страны, так и через Волго-Донской канал в страны Средиземноморского и Черноморского бассейнов.
Для дальнейшего развития судоходства на Каспии и успешной реализации программы возвращения морских судов под флаг Российской Федерации необходимо осуществление следующих мер:
предоставление судовладельцам долгосрочных льготных кредитов для строительства судов с российской регистрацией и освобождение от всех видов налогов на период возврата кредитов;
отмена таможенных пошлин при закупке за рубежом портового подъемно-транспортного оборудования.
Для обеспечения своевременной и гарантированной ликвидации разливов нефти в бассейне Каспийского моря требуется укрепление базы аварийно-спасательного флота и плавсредств.
В соответствии с подпрограммой "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" предусматривается реализовать комплекс мер по снижению уязвимости объектов морского транспорта Каспийского бассейна (морские порты, суда транспортного и обеспечивающего флота, судоремонтные заводы и др.) в отношении террористических актов, пиратства и других противоправных действий, способных нанести экономический ущерб и привести к человеческим жертвам. Борьба с ними должна осуществляться на государственном уровне и в рамках международного сотрудничества.
В целях обеспечения надежности и безопасности функционирования морского транспорта планируется осуществить строительство и реконструкцию систем управления движением судов, объектов глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, а также реконструкцию станций приема и обработки информации международной спутниковой системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ".
Воздушный транспорт
Для мобильности населения, инвестиционной привлекательности территорий и привлечения туристических потоков потребуются усилия по модернизации существующих и строительству ряда новых аэропортов в Северо-Кавказском федеральном округе.
К числу приоритетных проектов в области воздушного транспорта (большинство из которых уже нашли отражение в различных целевых программах) можно отнести:
реконструкцию аэропортового комплекса (г. Минеральные Воды, Ставропольский край);
реконструкцию инженерных сооружений аэропортового комплекса "Уйташ" (г. Махачкала, Республика Дагестан);
реконструкцию аэропортового комплекса "Беслан", г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания;
реконструкцию инженерных сооружений аэропортового комплекса (г. Магас);
реконструкцию аэропортового комплекса "Шпаковское" (г. Ставрополь);
строительство аэропортового комплекса (г. Нальчик);
восстановление аэропорта "Северный" (г. Грозный).
Создание горнолыжных комплексов мирового класса в Северо-Кавказском федеральном округе потребует строительства аэропортового комплекса в районе г. Черкесска.
Транспортно-логистические комплексы
Необходимой материальной базой для развития перевозок в Северо-Кавказском федеральном округе является создание сети терминально-логистических комплексов, выполняющих накопительно-распределительные функции в отношении товаропотоков и переработку транзитных потоков.
Создание сети терминалов позволит сократить, а в некоторых случаях исключить въезд большегрузного транспорта на территорию городов, что значительно увеличит пропускную способность городской автодорожной сети, положительно скажется на экологической ситуации.
В зависимости от характеристик и объемов грузопотоков, степени влияния на экономику страны и региона, других факторов в Северо-Кавказском федеральном округе будут созданы комплексы федерального, межрегионального и регионального уровней.
Федеральные транспортно-логистические комплексы обеспечат, прежде всего, переработку международных транзитных грузопотоков с перевалкой грузов на различные виды магистрального транспорта. Они планируются в городах гг. Минеральные Воды и Махачкала в рамках проектов по развитию транспортных узлов.
Создание межрегионального транспортно-логистического комплекса в г. Буденновске связано с планируемым строительством участка железной дороги Буденновск - Нефтекумск - Кизляр. Основное назначение комплекса состоит в переработке транзитных грузопотоков между портами Каспийского и Черноморского бассейнов.
Транспортно-логистический комплекс международного значения в г. Гудермесе располагается на основном железнодорожном ходу в составе международного транспортного коридора "Север - Юг" и предназначен, прежде всего, для переработки международных транзитных грузопотоков на направлениях Ростов-на-Дону - Махачкала - порты Черноморского и Каспийского побережья. Выгодное географическое положение транспортно-логистического комплекса позволит также осуществлять перераспределение потоков грузов, идущих в направлении гг. Назрани и Владикавказа, обслуживать территорию Чеченской Республики и юго-западных районов Республики Дагестан.
Региональные терминально-логистические комплексы в гг. Беслане, Буйнакске, Кизляре, Дербенте, Нальчике, Назрани, Черкесске предназначены для обслуживания территорий субъектов Российской Федерации при работе с предприятиями оптовой и розничной торговли.
Развитие энергетической инфраструктуры
Приоритетными направлениями развития электроэнергетики в Северо-Кавказском федеральном округе являются:
реализация мероприятий по снижению потерь в электросетях (разработка и поддержка реализации соответствующих программ);
поддержка реконструкции и строительства новых генерирующих мощностей (в первую очередь, проектов крупных корпораций);
создание дополнительных стимулов для развития альтернативной (солнечной, ветровой) энергетики, в том числе обеспечение доступа к льготным кредитам, предоставление государственных гарантий и осуществление государственного софинансирования.
Для стимулирования развития малых гидроэлектростанций целесообразно использовать следующие механизмы:
специальные тарифные решения для малой генерации;
субсидирование расходов на технологическое присоединение;
создание специального фонда развития малой энергетики с привлечением государственных инфраструктурных институтов;
поддержка реконструкции и строительства электрораспределительных сетей, в первую очередь магистральных и межрегиональных распределительных сетей, через тарифную составляющую;
стимулирование внедрения энергосберегающих технологий на производстве, в жилищно-коммунальном секторе, сфере услуг;
поддержка посредством субсидирования конкурентоспособного уровня тарифов для приоритетных секторов экономики или территориальных зон, например крупных промышленных парков.
В части освоения термального потенциала необходима реализация мероприятий по теплофикации населенных пунктов и районов г. Грозного за счет использования термальных вод на базе действующего фонда скважин.
Развитие инфраструктуры связи
На территории Северо-Кавказского федерального округа в 2010 - 2025 годах планируется реализовать следующие перспективные инвестиционные проекты:
развитие инфраструктуры связи в Республике Ингушетия в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" (начало реализации мероприятий запланировано на 2013 год);
развитие инфраструктуры связи в Чеченской Республике в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы", в том числе расширение номерной емкости автоматических телефонных станций, строительство соединительных линий с организацией системы передачи данных, строительство систем радиодоступа, отделений почтовой связи, сети передачи данных и видеотелефонии для органов государственной власти и органов местного самоуправления, сферы образования и здравоохранения, а также строительство мультисервисной сети для населения;
строительство наземных сетей цифрового телевизионного вещания в рамках федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" (начало реализации запланировано в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Чеченской Республике на 2011 - 2012 годы, в Ставропольском крае на 2012 - 2013 годы);
строительство крупного автоматизированного сортировочного центра в г. Минеральные Воды, позволяющего существенно повысить скорость обработки почтовых отправлений, сократить сроки доставки корреспонденции и повысить качество предоставляемых почтовых услуг на всей территории Северо-Кавказского федерального округа;
крупные инвестиционные проекты операторов связи, реализуемые на территории Северо-Кавказского федерального округа за счет собственных средств операторов связи.
Развитие водохозяйственного комплекса
Для решения проблем водохозяйственного комплекса Северо-Кавказского федерального округа будет реализован следующий комплекс мероприятий:
строительство и реконструкция гидроузлов водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения водоотдачи в районах, испытывающих дефицит водных ресурсов (Ставропольский край, Республика Дагестан);
реализация мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений (Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия);
реализация пилотных проектов, направленных на снижение негативного воздействия на водные объекты, рационализацию водопользования на условиях льготного кредитования и субсидирования процентных ставок (Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Чеченская Республика);
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, включая малые реки (все субъекты округа);
развитие системы государственного мониторинга водных объектов, в том числе развитие и модернизация государственной наблюдательной сети, оптимизация государственной опорной наблюдательной сети мониторинга состояния недр (в части мониторинга состояния подземных вод), создание единой автоматизированной информационной системы государственного мониторинга водных объектов;
разработка региональных программ в области использования и охраны водных объектов (Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Дагестан);
формирование единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом Российской Федерации;
обустройство и обеспечение соблюдения режима зон санитарной охраны водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
поддержание и устойчивое развитие водохозяйственного комплекса регионов Северо-Кавказского федерального округа;
проектирование и строительство гидротехнических сооружений на озере Тамбукан;
берегоукрепительные и противопаводковые мероприятия на р. Подкумок.
Согласно плану мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года планируется разработка долгосрочной целевой программы в области использования и охраны водных объектов.