I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Стратегия разработана с целью обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части информационного обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранения и защиты природной среды, повышения эффективности деятельности погодозависимых отраслей экономики (водохозяйственный комплекс, аграрный сектор, транспортная, энергетическая и другие отрасли) на период до 2030 года.
Настоящая Стратегия определяет основные направления развития деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорология, климатология, агрометеорология, гидрология, океанология, гелиогеофизика, область активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, а также в области предоставления информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и об опасных природных явлениях. Своевременная и достоверная информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды является основой для принятия решений по обеспечению гидрометеорологической безопасности и максимальной реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации, обусловленных ее географическим положением.
В настоящее время участниками деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) являются:
федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и организации;
организации других федеральных органов исполнительной власти, иные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основании лицензий.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в деятельности гидрометеорологической службы в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих основных принципов:
глобальность и непрерывность наблюдений;
единство и сопоставимость методов наблюдений, сбора, обработки, хранения и распространения информации;
интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей среды, ее загрязнения;
обеспечение достоверности, доступности и эффективности использования информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
соответствие задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.
Федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Структура Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды построена с учетом бассейнового принципа размещения территориальных органов, осуществляющих контроль за соблюдением лицензионных требований и условий деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, а также с учетом административно-территориального деления Российской Федерации при размещении подведомственных федеральных государственных учреждений, осуществляющих управление государственным имуществом и предоставление услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения. В состав федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении указанной Службы, входят пункты наблюдений государственной наблюдательной сети.
Высокая наукоемкость деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях требует постоянного научно-методического сопровождения всех видов наблюдений и работ, выполняемых участниками деятельности гидрометеорологической службы.
К числу потребителей услуг гидрометеорологической службы относятся:
население страны;
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе курирующие погодозависимые и климатозависимые отрасли экономики, а также обеспечивающие безопасность населения и производственной инфраструктуры страны;
юридические лица и индивидуальные предприниматели, экономические интересы которых связаны с освоением природных ресурсов и принятием решений, учитывающих влияние на их деятельность погоды, климата и др.
Анализ деятельности гидрометеорологической службы показал несоответствие между возрастающим спросом общества и развивающейся экономики на гидрометеорологическую и другую информацию о состоянии окружающей среды, с одной стороны, и серьезным отставанием развития технической, технологической и кадровой базы гидрометеорологического обеспечения от современного уровня, с другой стороны, что является системной проблемой. Это несоответствие способствует росту дисбаланса между спросом на указанную информацию и возможностями ее формирования и предоставления, особенно в регионах Сибири, Дальнего Востока и Арктики.