2. Обеспечение защиты окружающей среды и экологической безопасности в области механизации сельского хозяйства
2. Обеспечение защиты окружающей среды
и экологической безопасности в области механизации
сельского хозяйства
Выбросы вредных веществ двигателями самоходных
сельскохозяйственных машин
Сельскохозяйственная техника, поступающая на рынок Российской Федерации, подлежит обязательной сертификации на соответствие техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 010/2011) "О безопасности машин и оборудования", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, и техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 031/2012) "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 60). Указанные технические регламенты содержат обязательные требования, ограничивающие содержание вредных веществ в отработавших газах двигателей машин.
Таким образом, с 15 февраля 2015 г. в отношении выбросов двигателей тракторов установлено ограничение на уровне "этапа 3а" по европейской классификации. Такое требование обеспечивает минимальное влияние отработавших газов на окружающую среду, жизнь и здоровье человека.
Важным направлением в области сельскохозяйственного машиностроения является использование природного газа в качестве моторного топлива вследствие более высоких показателей экономичности и экологичности природного газа.
Экологическая эффективность газомоторной техники высока, так как в отработавших газах двигателей техники полностью отсутствуют выбросы сажи и соединений серы. Кроме того, использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет:
снизить выбросы токсичных веществ в окружающую среду (оксида углерода - в 2,5 раза, оксида азота - в 2 раза, углеводородов - в 3 раза), а также снизить уровень задымленности в 9 раз;
повысить ресурс двигателей и срок эксплуатации техники в 1,3 - 1,5 раза;
снизить на 15 - 25 процентов себестоимость перевозок и, следовательно, себестоимость сельскохозяйственной продукции.
Переход сельскохозяйственной техники на использование газомоторного топлива является перспективным направлением. В настоящее время уже существует техника, работающая на газомоторном топливе (модельный ряд колесных сельскохозяйственных тракторов тяговых классов 0,6 - 1,4 с двигателем мощностью от 30 до 90 л.с., работающих на компримированном природном газе (метане).
Вредное воздействие на почву
Сохранение и повышение плодородия почвы является основной задачей сельскохозяйственного производства в долгосрочной перспективе, так как определяет конкурентоспособность и рентабельность отраслей сельского хозяйства. В связи с этим наблюдается растущий спрос на ресурсосберегающие машинные технологии, которые обеспечивают минимальное воздействие на почву. По экспертной оценке, на такие технологии приходится до 15 процентов всего сельскохозяйственного производства и с каждым годом данное соотношение увеличивается.
Одновременно с этим наблюдается тенденция применения ходовых систем самоходных машин, обеспечивающих снижение уплотняющего воздействия движителя на почву (увеличение пятна контакта, использование шин с низким давлением, использование гусениц). Применение гусеничных движителей обеспечивает увеличенную опорную поверхность при минимальных габаритных размерах трактора, что способствует снижению давления на почву при улучшении тягово-сцепных качеств.
Кроме того, в связи с высокими темпами роста стоимости удобрений и средств защиты растений растет спрос на сельскохозяйственные машины, обеспечивающие экономию таких веществ за счет их точного внесения. В сельскохозяйственных машинах это обеспечивается путем внедрения систем спутникового управления траекторией и применения специальных электронных датчиков.
Таким образом, производители сельскохозяйственной техники реагируют на потребности рынка сельскохозяйственных машин и самостоятельно осуществляют инвестиции в технологии, обеспечивающие бережное отношение к почвенным ресурсам. При этом задача органов государственной власти Российской Федерации заключается в поддержке и стимулировании таких инвестиционных проектов.