IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
IV. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих
при различных вариантах решения проблемы
Основываясь на экономических и социальных критериях, предлагается разделить регионы, где проживают российские немцы, на 2 группы.
Первая группа включает регионы, в которых сформированы места компактного проживания российских немцев - в Западной Сибири и Поволжье, в том числе Азовский немецкий национальный район Омской области, Немецкий национальный район Алтайского края (с. Гальбштадт), немецкий национальный сельский совет Богдашкино в Ульяновской области. Вторая группа - это остальные регионы Российской Федерации с дисперсным проживанием российских немцев.
Приоритеты развития регионов, входящих в первую группу, направлены на социально-экономическое обустройство мест компактного проживания российских немцев, экономический рост.
В регионах Российской Федерации с дисперсным проживанием российских немцев помимо решения задач социально-экономического обустройства мест компактного проживания должно обеспечиваться также развитие этнокультурного и образовательного потенциала российских немцев. Это помощь в становлении национального образования с дошкольного и школьного возраста, развитии культурной среды и научно-образовательных центров, целевом обучении кадров, создании единого этнокультурного пространства. Путем создания культурного и научного потенциала, совершенствования работы с детьми и молодежью необходимо осуществлять сближение наций в формировании российской идентичности, а также развивать самобытность и традиции российских немцев.
В настоящее время имеются 2 альтернативных сценария развития ситуации. Первый сценарий является инерционным и ведет к усилению ассимиляционных процессов, продолжению потенциальной миграции и росту социальной напряженности.
Второй сценарий предполагает активное воздействие на ситуацию с использованием программно-целевого метода. В его основе лежит выбор базовых регионов, которые будут играть роль "локомотивов роста" при дисперсном проживании российских немцев. В таком качестве могут выступить Азовский немецкий национальный район Омской области, Немецкий национальный район Алтайского края (с. Гальбштадт), Самарская, Саратовская и Ульяновская области, где на основании программных действий государства и межгосударственных соглашений сформированы места компактного проживания российских немцев и продолжается их поддержка.
Этот сценарий предполагает значительное усиление связи между местами компактного проживания российских немцев и территориями дисперсного расселения.
Позитивные шаги в реализации мероприятий Программы при поддержке государства позволят сократить уровень миграции, стабилизировать численность российских немцев и перейти к формированию единого информационного и этнокультурного пространства.
Альтернативные сценарии развития социально-экономического и этнокультурного потенциала российских немцев приведены в приложении N 2.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть следующие риски:
недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы;
недостатки в работе исполнителей при реализации мероприятий Программы;
недостатки во взаимодействии государственного заказчика Программы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы;
резкое изменение миграционной ситуации в среде российских немцев.
Риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы, могут привести к созданию в рамках Программы объектов незавершенного строительства, распылению бюджетных средств, невыполнению поставленных Программой целей.
Риски, связанные с недостатками в координации действий различных органов исполнительной власти, могут привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации мероприятий Программы, их дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Недостаточный мониторинг хода реализации Программы может повлиять на объективность принятия решений при выполнении мероприятий Программы, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации, сложившейся в этнокультурной сфере.
Изменения в законодательстве субъектов Российской Федерации могут повлечь значительные изменения в структуре и содержании Программы, принципах ее ресурсного обеспечения и механизмах реализации.
Изменение принципов регулирования межбюджетных отношений может привести к изменению объемов ресурсного обеспечения Программы.
Устранение указанных отрицательных последствий может осуществляться посредством корректировки и уточнения мероприятий Программы.