6. Повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства
Сокращение административной нагрузки на малые и средние
предприятия со стороны контрольно-надзорных органов
Малые и средние предприятия несут высокие издержки при выполнении требований контрольно-надзорных органов.
В краткосрочной перспективе снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности будет обеспечено за счет поэтапного внедрения решений, принятых в 2014 - 2015 годах, включая:
формирование и ведение единого реестра проверок;
обеспечение 3-летнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
апробацию риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах;
введение запрета требовать при проведении проверки предоставления документов, которые могут быть получены контрольно-надзорными органами от других органов власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В среднесрочной перспективе мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности будут осуществляться по следующим направлениям:
расширение практики применения риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий по контролю (надзору);
развитие форм и методов осуществления контрольно-надзорной деятельности;
развитие методов оценки результативности и эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Соответствующие мероприятия предусмотрены в рамках плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительством Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р.
Неотъемлемыми условиями для снижения издержек малых и средних предприятий в рассматриваемой сфере должны стать:
изменение базового подхода к осуществлению мероприятий по контролю (надзору) на основе продвижения презумпции невиновности предпринимателя;
проведение ревизии полномочий органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, оптимизация структуры и численности контрольно-надзорных органов;
проведение инвентаризации и актуализации обязательных требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении предпринимательской деятельности;
проведение систематической разъяснительной работы в отношении содержания обязательных требований и планируемых изменений;
блокировка необоснованных законодательных инициатив, связанных с увеличением размера административных санкций за нарушение обязательных требований;
дифференциация административных санкций в зависимости от степени общественной опасности правонарушения, а также снижение размера административных санкций по отдельным видам правонарушений, не связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан;
расширение практики применения мер по вынесению предупреждения в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации.
Развитие рынка труда и обеспечение легализации работников
малых и средних предприятий
Задача по развитию малого и среднего предпринимательства связана с перераспределением трудовых ресурсов, занятых в государственном, частном и неформальном секторах экономики.
Предполагается внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие повышение гибкости регулирования трудовых отношений на малых и средних предприятиях.
Кроме того, необходимо проработать вопрос о закреплении нового правового статуса граждан, относящихся к категории самозанятых граждан.
Устранение административных барьеров в сфере подключения
объектов к сетям инженерно-технического обеспечения
В рамках реализации Стратегии будет продолжена работа по снижению издержек при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе по повышению прозрачности соответствующих процедур и оптимизации сроков их осуществления.
Дополнительно предстоит принять следующие решения:
об утверждении правил недискриминационного доступа при подключении имущественных объектов к системам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и упрощенных правил по осуществлению такого подключения для малых предприятий;
об утверждении типовых форм договоров на подключение объектов к системам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения.
Мероприятия, содержащие указанные положения, будут включены в планы мероприятий ("дорожные карты") национальной предпринимательской инициативы.
Упрощение процедур доступа малых и средних предприятий
к использованию объектов движимого и недвижимого имущества
В целях укрепления имущественной основы для ведения предпринимательской деятельности предстоит:
организовать регулярную актуализацию состава имущества, включенного в перечни государственного и муниципального имущества, для целей оказания имущественной поддержки предпринимателям;
разработать дополнительные механизмы снижения арендных ставок;
повысить уровень информированности предпринимателей о возможностях получения имущественной поддержки;
сформировать стандарты оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2018 г. предоставлена возможность преимущественного права выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности либо в муниципальной собственности. По истечении указанного срока в законодательстве Российской Федерации будут определены основные принципы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах приватизации на регулярной основе.
Создание и развитие единой информационно-сервисной
инфраструктуры для малых и средних предприятий
В настоящее время реализован ряд инициатив по созданию сервисов и информационных систем для предпринимателей. Вместе с тем действующие информационные ресурсы характеризуются высоким уровнем разобщенности.
Переход на новый качественный уровень существующих инструментов взаимодействия требует создания единой информационно-сервисной инфраструктуры развития предпринимательства, на основе которой будет сформирована среда, открытая для граждан, желающих начать и развивать собственное дело, и максимально комфортная с точки зрения соблюдения обязательных требований. Должен быть организован универсальный интерфейс взаимодействия предпринимателей с иными организациями, сопровождающими соответствующие бизнес-процессы, - кредитными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, институтами развития.
В связи с этим будет расширена практика предоставления услуг предпринимателям в специализированных многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса, которые обеспечат предоставление полного спектра услуг предприятиям, в том числе комплексных услуг в зависимости от бизнес-ситуации, по принципу "одного окна", а также в электронной форме.
Для оказания маркетинговой и информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, прежде всего представляющим массовый сектор, Корпорация на основе результатов проведения комплекса маркетинговых исследований и взаимодействия с отраслевыми общественными объединениями и экспертным сообществом разработает геомаркетинговую информационно-аналитическую систему (бизнес-навигатор), обеспечивающую сбор, обработку, хранение и предоставление информации о рыночной среде, перспективных местах для развития различных видов бизнеса, каталоге типовых бизнес-планов для отдельных видов деятельности, всех существующих видах поддержки малых и средних предприятий.
Одновременно необходимо с участием ведущих предпринимательских объединений реализовать проактивный подход к осуществлению информационного сопровождения государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства и освещению предпринимательской тематики в медийном пространстве.
Важным направлением совершенствования информационного обеспечения государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства является развитие системы сбора статистической информации с использованием современных информационных технологий.
Упрощение отчетности
Любые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, должны быть такими, чтобы их можно было соблюдать с наименьшими затратами. В целях снижения административных издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с представлением отчетности, предстоит обеспечить:
проведение на регулярной основе мероприятий по оптимизации и при необходимости сокращению перечня показателей, сроков и периодичности представления отчетности;
развитие интерактивных сервисов для взаимодействия между предпринимателями и органами государственной власти и местного самоуправления.
Продолжится работа по дальнейшему упрощению правил ведения бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях.
Развитие механизмов обратной связи
и общественного мониторинга решений в сфере развития малого
и среднего предпринимательства
В рамках реализации Стратегии будет поддерживаться развитие различных форматов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с представителями предпринимательского сообщества.
Будет обеспечено регулярное рассмотрение и обсуждение инициатив в сфере развития малого и среднего предпринимательства на площадке "Открытое правительство", а также на площадках ведущих предпринимательских объединений.
Важными механизмами обеспечения коллективной работы предпринимателей по улучшению условий ведения бизнеса являются институты оценки регулирующего воздействия и фактического воздействия. В целях реализации базовых принципов Стратегии в соответствующие процедуры будут включены положения, предусматривающие первоочередной анализ экономических и социальных последствий принятия нормативных правовых актов для деятельности малых предприятий.