2. Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий
Развитие конкуренции на локальных рынках
Важную роль для развития малого и среднего предпринимательства играет снятие административных барьеров, препятствующих занятию рыночных ниш на региональных и муниципальных рынках товаров, работ, услуг.
С этой целью в субъектах Российской Федерации предусматривается внедрение стандарта развития конкуренции.
В то же время федеральными органами исполнительной власти будут осуществляться общесистемные и отраслевые мероприятия, направленные на развитие конкуренции и снижение административных барьеров для деятельности малых и средних предприятий на отдельных отраслевых рынках.
Для обеспечения развития конкуренции будут приняты решения, направленные на ограничение права создания и сохранения государственных и муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках, а также на повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий.
Поддержка малого и среднего предпринимательства
в социальной сфере
Большой потенциал для развития малого и среднего предпринимательства существует в социальной сфере.
Предлагается применить комплексный подход к решению задачи по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг. Основным направлением такой работы станет снятие ограничений для вхождения новых организаций на рынок социальных услуг.
Отдельную категорию предприятий, действующих в социальной сфере, составляют предприятия, специализирующиеся на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах социально уязвимых и малоимущих групп граждан либо создающие рабочие места для таких групп граждан, - субъекты социального предпринимательства.
В рамках реализации Стратегии будут реализованы дополнительные меры поддержки малых и средних предприятий в области социального предпринимательства, в том числе создание и развитие специализированных организаций инфраструктуры поддержки в субъектах Российской Федерации, предоставление субсидий на реализацию проектов в области социального предпринимательства, меры по популяризации такой деятельности. В целях повышения адресности при оказании поддержки также предстоит уточнить сферы, в которых может осуществляться деятельность, отнесенная к социальному предпринимательству, установить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам социального предпринимательства.
Расширение доступа малых и средних
предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями
государственного сектора экономики
Закупки продукции для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц - это рынок с годовым объемом свыше 25 трлн. рублей (что эквивалентно 30 процентам валового внутреннего продукта Российской Федерации, по данным 2015 года), в рамках которого возможно динамичное развитие малых и средних предприятий.
Расширению доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и к закупкам товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц будут способствовать меры по совершенствованию соответствующего законодательства Российской Федерации.
При этом в целях содействия встраиванию малых и средних предприятий в производственные цепочки отдельных видов юридических лиц с участием Корпорации будут приняты меры, предусматривающие:
повышение прозрачности закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
сокращение издержек потенциальных поставщиков в связи с участием в закупках за счет широкого внедрения технологий электронных торгов;
постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 процентов в 2016 году до 25 процентов (начиная с 2018 года);
проведение регулярного анализа потребностей заказчиков в привлечении к исполнению заказов малых и средних предприятий;
организацию мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках;
организацию методического содействия малым и средним предприятиям для участия в закупках;
создание реестров надежных поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, производственные мощности и профессиональные компетенции которых позволят обеспечить исполнение договоров, заключаемых с заказчиками;
содействие формированию системы совещательных органов, отвечающих за аудит эффективности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;
разработку и реализацию программ партнерства между заказчиками и малыми и средними предприятиями.
Развитие торговли и потребительского рынка
Малые и средние предприятия, работающие в сфере потребительского рынка, помимо решения социальных задач, связанных с созданием рабочих мест для граждан, обеспечивают индивидуальный подход к покупателям, узкую товарную специализацию, а также являются одним из основных каналов сбыта для мелких и средних производителей, в том числе местных сельскохозяйственных производителей.
Важнейшими приоритетами Стратегии выступают развитие многоформатной инфраструктуры потребительских рынков и создание необходимых условий для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг.
Развитие потребительского рынка будет осуществляться по следующим направлениям:
обеспечение реализации права предпринимателей на осуществление торговли в разрешенных законодательством Российской Федерации местах;
включение в показатели оценки эффективности деятельности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительных показателей, характеризующих обеспечение жителей услугами торговли;
обеспечение полного удовлетворения со стороны органов местного самоуправления заявок от малых и средних торговых предприятий на расширение деятельности;
обеспечение учета потребностей малого и среднего предпринимательства в сфере торговли при проектировании и реализации проектов городского общественного транспорта, проектов общественных пространств, проектировании новых жилых микрорайонов;
развитие ярмарочной торговли и максимальное упрощение всех процедур для организации и проведения ярмарок и участия в них;
развитие автоматизированных форм торговли;
развитие многоформатной торговой инфраструктуры, прежде всего несетевых объектов малого и среднего предпринимательства;
создание условий для организации современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков для обеспечения максимального доступа малых и средних сельскохозяйственных производителей к потребителю;
развитие семейного торгового бизнеса, прежде всего в стационарных помещениях, на основе предоставления данной категории предпринимателей права собственности либо права на долгосрочную аренду при условии осуществления определенных видов деятельности в таких помещениях (булочных, кондитерских, мясных лавок, рыбных магазинов и других помещений);
развитие дистанционной торговли совместно с формированием системы почтовой и курьерской доставки и развитием системы электронных платежей, в том числе для выхода предпринимателей на рынки сбыта иностранных государств;
развитие франчайзинга, снижающего риски начинающих предпринимателей в сфере услуг и торговли, поддержка франшиз.
Кроме того, будет обеспечено развитие ярмарок выходного дня и предоставление площадок для торговли в центрах предпринимательской активности и в густонаселенных районах (в непосредственной близости от торговых сетей).
Стимулирование спроса на продукцию малых и средних
предприятий на основе повышения ее качества
В целях стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий необходимо обеспечить условия для продвижения такой продукции и повышения ее качества.
В связи с этим предусматривается реализация мер по следующим направлениям:
интенсификация веерных исследований с предоставлением российского знака качества за счет продукции, производимой малыми и средними предприятиями, в том числе за счет предоставления возможности самостоятельного заявления предприятия своей продукции в перечень планируемых веерных исследований;
создание механизмов стимулирования закупок продукции малых и средних предприятий, получившей право использования российского знака качества;
реализация проекта "Сделано в России", в том числе создание условий для предоставления маркировки товаров российского производства для субъектов малого и среднего предпринимательства знаком "Сделано в России";
создание системы управления повышением качества и конкурентоспособности продукции и услуг российских производителей на основе развития систем добровольной сертификации, региональных, выставочных и отраслевых знаков качества, института наименования мест происхождения товара.