1. Совершенствование государственного управления геолого-разведочными работами
Совершенствование государственного управления в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы будет основано на оптимизации организационной структуры геологической отрасли и развитии принципов программно-целевого планирования геолого-разведочных работ.
Необходимо конкретизировать функции и сферу ответственности государственного сектора геологической отрасли, а также разграничить вклад государства и бизнеса в воспроизводство минерально-сырьевой базы. В зависимости от вида полезных ископаемых, района проведения геолого-разведочных работ и других факторов эта граница может смещаться в ту или иную сторону.
В сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья вклад государства должен ограничиваться региональной стадией изучения новых нефтегазоносных провинций (научные исследования, бурение параметрических скважин, геофизические работы регионального масштаба, в том числе сейсмические). Более детальные геофизические исследования, включая подготовку перспективных структур к бурению, а также само поисково-разведочное бурение должны находиться в сфере ответственности нефтегазодобывающих компаний и финансироваться за их счет.
В сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых государственный заказ в ряде случаев может включать проведение геолого-разведочных работ поисково-оценочной стадии, а иногда (для месторождений, имеющих первостепенное государственное и военно-стратегическое значение) - разведочной стадии.
Оптимизация организационной структуры геологической отрасли
Оптимизация организационной структуры геологической отрасли направлена на достижение следующих целей:
обеспечение государственного контроля за стратегически важной отраслью;
повышение эффективности размещения и исполнения государственного заказа в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
обеспечение оптимального функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр;
обеспечение более качественного выполнения работ в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
повышение эффективности управления имущественным комплексом геолого-разведочных организаций;
создание условий для технического перевооружения геолого-разведочных организаций в соответствии с их специализацией;
формирование единого информационного пространства, консолидирующего в себе информационные потоки различной ведомственной принадлежности, относящиеся к проблемам государственного управления и инвестирования в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы;
укрепление кадрового потенциала организаций, специализирующихся по видам работ и полезных ископаемых;
создание условий для диверсификации минерально-сырьевого обеспечения экономики страны за счет расширения российского присутствия на международном рынке геологических услуг.
Реструктуризация геологической отрасли предполагает:
преобразование федеральных государственных унитарных предприятий информационно-экспертного профиля в бюджетные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по недропользованию;
развитие научных организаций, осуществляющих научно-аналитическое обеспечение выполнения возложенных на Федеральное агентство по недропользованию государственных функций по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, а также совершенствование принципов управления ими;
консолидацию специализированных по видам геолого-разведочных работ и полезных ископаемых геологических организаций в форме акционерного общества, в уставный капитал которого должны быть переданы акции открытых акционерных обществ и акции преобразованных в открытые акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий, объединенных горизонтальными научно-производственными связями. Предполагается, что в отношении этого акционерного общества позиции акционера - Российской Федерации будут определяться Правительством Российской Федерации. Участие в управлении этим обществом предполагается возложить на Федеральное агентство по недропользованию. Финансирование сервисного обеспечения геолого-разведочного производства должно будет осуществляться за счет внебюджетных источников.
Государственный сектор геологической отрасли призван обеспечивать выполнение следующих функций:
государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, а также дна Мирового океана, Арктики и Антарктики;
локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах с целью воспроизводства запасов минерального сырья;
функционирование государственной системы лицензирования;
выполнение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и проектов геолого-разведочных работ;
государственный учет запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, работ, участков недр и лицензий;
государственный мониторинг состояния недр;
государственный контроль и надзор за геологическим изучением недр и рациональным недропользованием.
Оптимизация функционирования негосударственного сектора геологической отрасли предусматривает создание условий для дальнейшего развития геолого-разведочных подразделений действующих горнорудных и нефтегазодобывающих компаний, сервисных геолого-разведочных структур, а также для формирования небольших геолого-разведочных компаний и усиления роли субъектов малого и среднего предпринимательства в проведении геолого-разведочных работ и разработке месторождений, не представляющих интереса для крупных компаний. В этих целях будут приняты следующие меры:
упрощение процедуры получения лицензии на геологическое изучение за счет собственных или привлеченных средств (вплоть до введения заявительного принципа) и обеспечение возможности свободного рыночного оборота поисковых лицензий;
обеспечение свободного доступа к геологической информации, полученной за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
развитие рыночных механизмов привлечения рискового капитала (бирж, финансовых институтов и других механизмов) для финансирования геолого-разведочных работ.
Для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к разработке месторождений, не представляющих интереса для крупных компаний, предусматривается:
разработка критериев определения участков недр, не представляющих интереса для крупных компаний;
упрощение порядка предоставления таких участков недр в пользование в целях разработки и добычи полезных ископаемых;
обеспечение возможности переуступки прав пользования такими участками недр в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства на рыночных условиях.
Совершенствование программно-целевого планирования
Программно-целевое планирование в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы будет осуществляться на основе действующих и разрабатываемых государственных программ. Получит развитие планирование геолого-разведочных работ в пределах естественных границ минерагенических провинций и минерально-сырьевых центров, выделяемых с учетом возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры территорий вне зависимости от административно-территориального деления.
Минерально-сырьевые центры определяются как совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям.
Для выделяемых объектов планирования будет проводиться согласование программ геолого-разведочных работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств пользователей недр.
Такой же подход будет использоваться при подготовке программ лицензирования с учетом соблюдения следующих основных принципов:
обеспечение балансов между локализацией прогнозных ресурсов, воспроизводством и освоением запасов полезных ископаемых;
использование конкурсных (аукционных) механизмов предоставления прав пользования недрами, в том числе на близко расположенные участки недр, содержащие малые и средние месторождения полезных ископаемых, в рамках одного лота;
корректировка программ социально-экономического развития регионов, направленная на совершенствование энергетической и транспортной инфраструктуры освоения минерально-сырьевых ресурсов.