ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
в сфере реализации Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса
Российской Федерации
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, а также участия в Евразийском экономическом союзе и других региональных объединениях на экономическом пространстве Содружества Независимых Государств.
По предварительным данным, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 101,5 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105,7 процента (в 2019 году - 104,1 процента по отношению к уровню 2017 года).
По оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году достигнуты или превышены плановые значения уровня самообеспечения, предусмотренные Государственной программой, по зерну, сахару, маслу растительному, мясу и мясопродуктам, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам. При этом уровень самообеспечения ниже плановых значений Государственной программы остается по картофелю, молоку и молокопродуктам. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в среднесрочной перспективе ожидает достижение плановых значений показателей Государственной программы.
По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2020 год, подготовленным на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, представленных субъектами Российской Федерации, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий (усредненное значение) составила 21 процент.
Среднемесячная начисленная заработная плата по сельскохозяйственным организациям всех категорий составила 30932,1 рубля, что выше показателя 2019 года на 7,6 процента. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за январь - декабрь 2020 г. составила 35059,3 рубля, что на 9,2 процента выше аналогичного показателя 2019 года.
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 101 процент по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 106,1 процента (план на 2020 год - 102,4 процента по отношению к уровню 2017 года). Индекс производства продукции животноводства в 2020 году составил 102 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105,1 процента (плановое значение на 2020 год - 105,5 процента по отношению к уровню 2017 года).
В отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности сохраняется положительная динамика производства. По данным Федеральной службы государственной статистики, индекс производства пищевых продуктов в 2020 году по сравнению с соответствующим периодом 2019 года составил 103,6 процента, индекс производства напитков - 101,1 процента.
Основными проблемами в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:
недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;
технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;
торговые (тарифные и нетарифные) барьеры;
невысокие темпы развития российской экономики;
отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;
недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
К концу II этапа реализации Государственной программы (2030 год) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации прогнозируется достижение следующих целей Государственной программы:
цель 1 "достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,6 процента по отношению к уровню 2020 года";
цель 2 "достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,7 процента по отношению к уровню 2020 года";
цель 3 "достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 60857 рублей";
цель 4 "достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 47,1 млрд. долларов США к концу 2030 года".
Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации Государственной программы
Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р, установлены основные приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, которые также являются приоритетами реализации Государственной программы.
Ключевые ориентиры развития в рамках Государственной программы:
обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;
развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;
развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, включая виноградарство и виноделие, в том числе с внедрением инноваций;
развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;
цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса, в том числе внедрение технологий искусственного интеллекта в агропромышленный комплекс;
селекция и генетика;
внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы.
Государственная политика в агропромышленном комплексе к 2030 году трансформируется, так как единая цифровая платформа учета предоставления данных, услуг и сервисов в комплексе позволит прогнозировать развитие и риски в агропромышленном комплексе, в том числе экономические, социальные и климатические.
Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе на следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей:
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности. Достижение указанного целевого показателя в основном обеспечивается в рамках федеральных проектов "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса", "Стимулирование развития виноградарства и виноделия", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе", "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства" и "Развитие сельского туризма";
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя в основном будет обеспечиваться в рамках федерального проекта "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе";
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя будет в основном обеспечиваться в рамках федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса";
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек. Достижение указанного целевого показателя будет в основном обеспечено в рамках мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства". К 2030 году планируется создать 16 тысяч новых рабочих мест в крестьянских (фермерских) хозяйствах;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечено в основном в рамках мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", федерального проекта "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса", федерального проекта "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства" и комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных организаций".
Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Государственной программы обеспечивается посредством реализации правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по различным направлениям государственной поддержки, включенных в Государственную программу (далее - правила), и заключения соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее соответственно - соглашение, субсидия).
Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации установлены Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Вместе с тем общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Государственной программы являются:
включение мероприятий и результатов субсидий, предусмотренных правилами и соглашениями, в состав региональных программ развития агропромышленного комплекса;
формирование региональных программ развития агропромышленного комплекса с учетом параметров Государственной программы и их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до даты заключения соглашений на очередной финансовый год и плановый период;
достижение результатов субсидий и соответствующих показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса;
выполнение субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашениями.
Участие субъектов Российской Федерации предусмотрено в рамках реализации мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", а также в рамках реализации федеральных проектов "Экспорт продукции агропромышленного комплекса", "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе", "Развитие сельского туризма" и "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства".
Задачи государственного управления и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации, способы
их эффективного решения в сфере реализации
Государственной программы
Основные задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы и способы их эффективного решения определены Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р.
Основные задачи Государственной программы.
Задачи по достижению цели 1 "достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,6 процента по отношению к уровню 2020 года" и цели 2 "достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,7 процента по отношению к уровню 2020 года".
В последние годы агропромышленный комплекс демонстрирует уверенный рост, в том числе за счет поддержки государства, являясь одним из основных развивающихся направлений отечественной экономики, и оказывает непосредственное влияние на продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.
В свете глобальных экономических тенденций возникает необходимость внедрения новой модели экономического развития, способной обеспечить динамичный и устойчивый рост российской экономики, основанный на внутренних факторах конкурентоспособности государства, прежде всего на повышении экономической эффективности производства.
В настоящее время требуется, чтобы национальная экономика развивалась ускоренными темпами (выше среднемировых), опираясь на основные цели экономического роста, которыми являются социальное благополучие и высокие стандарты жизни граждан Российской Федерации, качественное инфраструктурное развитие, продовольственная безопасность страны.
Ежегодно мировая экономика существенно трансформируется и появляется необходимость формирования прорывных решений и технологий по внедрению платформы по долгосрочному перспективному развитию агропромышленного комплекса для устойчивого социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса, усиления продовольственной и биологической безопасности, развития научной и инновационной направленности (генетика и селекция), цифровой трансформации.
Наиболее важными задачами в сфере реализации Государственной программы, решение которых в первую очередь позволит обеспечить достижение ее целей, являются развитие отраслей агропромышленного комплекса с учетом технической и технологической модернизации, а также стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.
Немаловажную роль в развитии агропромышленного комплекса также играет создание современной высококачественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства и пищевой промышленности.
В целях обеспечения стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, научно-технологического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере создана и реализуется Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы". Реализация указанной Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы и достижение ее целей в ближайшей перспективе позволит не только снять технологическую зависимость и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельхозпродукции, но и обеспечить наличие на российском рынке высококачественной и конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции отечественного производства, а также сделать систему аграрного образования драйвером развития агропромышленного комплекса.
Совершенствование научно-технического обеспечения отраслей агропромышленного комплекса в рамках Государственной программы позволит в том числе:
обеспечить прирост сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур отечественной селекции, сортов семян и племенной продукции (материала);
реализовать условия для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса;
обеспечить подготовку компетентных кадров для агропромышленного комплекса, способных организовать высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство в условиях инновационного развития отрасли, экспертного, маркетингового и информационно-аналитического сопровождения агропромышленного комплекса;
провести трансформацию системы профессиональной подготовки и дополнительного образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса.
Необходимо также обеспечить эффективную реализацию государственной политики по всем направлениям развития агропромышленного комплекса, в том числе:
в области производства социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в том числе хлебобулочных изделий;
в области виноградарства и виноделия с учетом целей, принципов и направлений государственной политики, а также мер по ее реализации, установленных федеральным законодательством в области виноградарства и виноделия.
Задачи по достижению цели 3 "достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 60857 рублей".
Одной из немаловажных задач государственного управления в сфере реализации Государственной программы является развитие малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации, а также необходимость совершенствования учета продукции, производимой хозяйствами населения, в целях обеспечения внутреннего потребления сельскохозяйственной продукции. Одной из задач социально-экономического развития агропромышленного комплекса также является необходимость обеспечения условий для создания новых субъектов микро- и малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и осуществления ими дополнительных видов деятельности в целях увеличения их доходности, в том числе в сфере сельского туризма.
Задачи по достижению цели 4 "достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 47,1 млрд. долларов США к концу 2030 года". В рамках Государственной программы также решаются задачи, связанные с созданием новой товарной массы продукции агропромышленного комплекса и экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранением торговых барьеров (тарифных и нетарифных), созданием системы продвижения агропромышленного комплекса на внешние рынки, достижением необходимого уровня самообеспечения по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Основным ориентиром для решения данных задач является централизация усилий для достижения уровня продовольственной и биологической безопасности и поддержки экспорта продукции агропромышленного комплекса, что сопряжено со множеством внешних и внутренних факторов, в том числе политических. Основными инструментами, необходимыми для сокращения рисков и угроз, являются систематизация товарных потоков с учетом транспортной и территориальной доступности, мероприятия по совершенствованию ветеринарного и фитосанитарного законодательства, осуществлению мониторинга, анализа, прогнозирования и контроля в сфере ветеринарной безопасности, поддержание курса государственной поддержки.
В ближайшие годы необходимо значительно увеличить перерабатывающие мощности, создать новые товарные направления и группы, реализовать мероприятия по обеспечению поддержки продвижения экспорта сырья и продукции агропромышленного комплекса.
Задачи Государственной программы, определенные
в соответствии с национальными целями развития
Российской Федерации
Основными задачами Государственной программы и ее структурных элементов, определенными в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", являются:
увеличение объемов производства продукции по растениеводству, животноводству и по пищевым продуктам;
создание условий для привлечения кредитных ресурсов в агропромышленном комплексе;
обеспечение обновления тракторов, зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях;
создание к 2024 году сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла проекта по экспорту продукции агропромышленного комплекса;
увеличение численности работников в субъектах малого и среднего предпринимательства, получивших грант "Агростартап".
Задачи по обеспечению достижения показателей
социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации, входящих в состав приоритетных
территорий, уровень которых должен быть на уровне
выше среднероссийского
В настоящее время Правительством Российской Федерации в сфере реализации Государственной программы установлена задача по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Необходимо предусмотреть для каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, плановые значения важнейших показателей, необходимых для развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на уровне выше среднероссийского и обеспечить их достижение в рамках средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию проектов и программ, к 2024 году.
В связи с этим в рамках правил применяются повышающие коэффициенты для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, с целью доведения значений показателей результатов использования субсидий до среднероссийского уровня. Кроме того, в рамках правил для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях Арктической зоны Российской Федерации, Калининградской области, Республики Крым и г. Севастополя также применяются повышающие коэффициенты при расчете объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий на соответствующий год.
Мероприятия федеральных проектов "Развитие отраслей и техническая модернизация отраслей агропромышленного комплекса", "Стимулирование развития виноградарства и виноделия", "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства" и мероприятие "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" Государственной программы в том числе направлены на развитие агропромышленного комплекса приоритетных территорий, а именно Дальневосточного федерального округа (развитие овощеводства), Северо-Кавказского федерального округа (развитие овцеводства и козоводства, виноградарства и виноделия), Республики Крым и г. Севастополя (развитие овощеводства, производства плодов и ягод), Калининградской области (развитие растениеводства и животноводства), Арктической зоны Российской Федерации (развитие северного оленеводства, молочного скотоводства).
Необходимо отметить, что распределение общих объемов субсидий между субъектами Российской Федерации в рамках Государственной программы осуществляется с учетом заявленной субъектами потребности в средствах федерального бюджета на общих принципах.
В связи с этим получение субъектами Российской Федерации из федерального бюджета субсидий на софинансирование мероприятий региональных программ развития агропромышленного комплекса, оказывающих влияние на достижение в субъектах Российской Федерации значений целевых показателей Государственной программы на уровне не ниже среднероссийского, зависит прежде всего от активности исполнительных органов субъектов Российской Федерации в проводимых на федеральном уровне заявочных кампаниях.
Субъектам Российской Федерации с фактическими значениями показателей ниже среднероссийского уровня рекомендуется обеспечивать высокое качество представления заявочной документации, а также применение проектных принципов организации работы в целях привлечения достаточных объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, необходимых для ускоренной ликвидации диспропорций в развитии.
Вместе с тем достижение показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть на уровне выше среднероссийского, требует совместных усилий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней в части увеличения объемов финансирования государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ за счет средств бюджетов всех уровней, а также в части привлечения внебюджетного финансирования и использования механизмов государственно-частного партнерства.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации приведены в приложении N 6.
Абзац утратил силу с 1 января 2024 года. - Постановление Правительства РФ от 02.12.2023 N 2065.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования приведены в приложении N 8.
Положение о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах приведено в приложении N 9.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл на софинансирование расходных обязательств, направленных на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы, приведены в приложении N 11.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур приведены в приложении N 11(1).
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельского туризма приведены в приложении N 12.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства картофеля и овощей приведены в приложении N 12(1).
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе приведены в приложении N 13.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур приведены в приложении N 14.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции приведены в приложении N 15.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению создания условий для получения ветеринарными лабораториями субъектов Российской Федерации аккредитации в национальной системе аккредитации и (или) расширения их области аккредитации приведены в приложении N 16.