X. Основные показатели исследования
В части "бытовой" коррупции
81. На основании данных, полученных по итогам проведения социологического опроса в части "бытовой" коррупции, необходимо произвести расчет следующего базового набора показателей уровня "бытовой" коррупции по установленным настоящей методикой унифицированным формулам расчета:
риск "бытовой" коррупции - вероятность возникновения коррупционной ситуации при взаимодействии гражданина с представителями органов власти, в том числе в рамках получения государственных (муниципальных) услуг;
вероятность реализации коррупционного сценария в сфере "бытовой" коррупции - доля респондентов, давших взятку в последней по времени коррупционной ситуации в сфере "бытовой" коррупции, показывающая уровень согласия граждан с участием в коррупционной ситуации при взаимодействии с представителями органов власти;
средний размер взятки в сфере "бытовой" коррупции - усредненное значение (арифметическое среднее значение) коррупционного вознаграждения, выплачиваемого гражданами представителям органов власти в коррупционной ситуации, в том числе возникающей при получении государственных (муниципальных) услуг, в номинальном выражении (в рублях);
доля коррупционных издержек в среднедушевом доходе населения субъекта Российской Федерации - соотношение показателей среднего размера взятки в сфере "бытовой" коррупции и официально установленного значения среднедушевого денежного дохода в субъекте Российской Федерации;
коррупционный опыт в сфере "бытовой" коррупции - доля граждан, имеющих определенный опыт в коррупционных ситуациях в течение года;
количество коррупционных сделок в сфере "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации - расчетный показатель, отражающий усредненное общее количество фактов участия граждан в коррупционной ситуации;
годовой объем "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации - оценка суммарного объема взяток в сфере "бытовой" коррупции, выплаченных гражданами за год в субъекте Российской Федерации;
доля годового объема "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации в валовом региональном продукте - соотношение показателей годового объема "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации и величины валового регионального продукта субъекта Российской Федерации;
мнение граждан об интенсивности "бытовой" коррупции - соотношение респондентов, отмечающих наличие высокого уровня "бытовой" коррупции, и общего количества респондентов, участвующих в исследовании "бытовой" коррупции;
индикатор уровня "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации - интегральный показатель, представляющий собой среднегеометрическое значение следующих частных показателей: риск "бытовой" коррупции, коррупционный опыт в сфере "бытовой" коррупции, доля годового объема "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации в валовом региональном продукте;
институциональный индикатор "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации - интегральный показатель, представляющий собой среднегеометрическое значение следующих частных показателей: риск "бытовой" коррупции, коррупционный опыт в сфере "бытовой" коррупции, мнение граждан об интенсивности "бытовой" коррупции.
Данные показатели рассчитываются на основании ответов на вопросы, содержащиеся в базовой анкете социологического опроса в части "бытовой" коррупции, предусмотренной приложением N 2 к настоящей методике.
82. Показатель "риск "бытовой" коррупции" рассчитывается по следующей формуле:
83. Показатель "вероятность реализации коррупционного сценария в сфере "бытовой" коррупции" рассчитывается по следующей формуле:
84. Показатель "средний размер взятки в сфере "бытовой" коррупции" рассчитывается на основании данных, полученных по вопросу N 25, путем расчета средневзвешенной величины по интервальным рядам, которая рассчитывается по формуле среднеарифметической взвешенной. В качестве конкретных вариантов признака (размер взятки) принимается значение середины интервалов. Ширина открытого интервала принимается равной ширине примыкающего интервала. Максимальное значение вариативного признака составляет 250000 рублей.
85. Показатель "доля коррупционных издержек в среднедушевом доходе населения субъекта Российской Федерации" рассчитывается по следующей формуле:
86. Показатель "коррупционный опыт в сфере "бытовой" коррупции" рассчитывается по каждому виду ситуаций (обстоятельств) взаимодействия гражданина с представителями органов власти и в целом по исследуемой совокупности данных ситуаций (обстоятельств). Расчет показателя по каждому виду ситуаций (обстоятельств) взаимодействия гражданина с представителями органов власти производится по следующей формуле:
Расчет данного показателя в целом по исследуемой совокупности ситуаций (обстоятельств) взаимодействия гражданина с представителями органов власти производится независимо от количества коррупционных ситуаций по разным видам ситуаций (обстоятельств) указанного взаимодействия, то есть игнорируется множественный выбор: при определении количества опрошенных респондентов, охарактеризовавших коррупционную ситуацию в соответствии с типами, представленными вариантами ответов 4 - 7 по вопросам N 28 - 43, респондент учитывается как 1, то есть если респондент имел опыт нескольких коррупционных ситуаций, его опыт учитывается единожды.
87. Показатель "количество коррупционных сделок в сфере "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации" рассчитывается по следующему алгоритму:
а) расчет количества коррупционных сделок в сфере "бытовой" коррупции для каждого респондента (по каждому из 16 видов ситуаций (обстоятельств) взаимодействия гражданина с представителями органов власти) посредством суммирования количества коррупционных ситуаций по каждому виду ситуаций (обстоятельств) указанного взаимодействия. Расчет выполняется на основе количества опрошенных респондентов, охарактеризовавших коррупционную ситуацию в соответствии с типами, представленными вариантами ответов 4 - 7 по вопросам N 28 - 43. При выборе ими одного из следующих вариантов: "пришлось дать взятку 1 раз", "...2 раза" или "...3 раза", - выбранный вариант приравнивается соответственно к даче 1, 2 или 3 взяток. Выбор варианта "пришлось дать взятку более 3 раз" приравнивается к даче 4 взяток. В итоге производится оценка числа коррупционных ситуаций, в которые попадал каждый респондент;
б) среднее количество коррупционных сделок в сфере "бытовой" коррупции за год, приходящееся на одного жителя Российской Федерации, рассчитывается по следующей формуле:
в) среднее количество коррупционных сделок в сфере "бытовой" коррупции за год, приходящееся на одного участника коррупционной ситуации, рассчитывается в целом по исследуемой совокупности ситуаций (обстоятельств) взаимодействия гражданина с представителями органов власти и по каждому виду ситуаций (обстоятельств) указанного взаимодействия и определяется по следующей формуле:
г) количество коррупционных сделок в сфере "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации за год определяется по следующей формуле:
количество коррупционных сделок в сфере "бытовой"
коррупции в субъектах Российской Федерации за год =
численность населения субъекта Российской Федерации
среднее количество коррупционных сделок в сфере "бытовой"
коррупции на одного участника коррупционной ситуации.
88. Показатель "годовой объем "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации" рассчитывается по следующей формуле:
годовой объем "бытовой" коррупции в субъекте
Российской Федерации = средний размер взятки в сфере
"бытовой" коррупции
в сфере "бытовой" коррупции в субъекте Российской
Федерации за год.
Допускается расчет годовых объемов "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации по сегментам, соответствующим видам ситуаций (обстоятельств) взаимодействия гражданина с представителями органов власти, в случае, если были соблюдены требования к малой выборке.
89. Показатель "доля годового объема "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации в валовом региональном продукте" рассчитывается по следующей формуле:
90. Показатель "мнение граждан об интенсивности "бытовой" коррупции" определяется как суммарная доля ответивших "часто" или "очень часто" на вопрос N 10 в процентах от числа давших какой-либо ответ без учета затруднившихся ответить.
91. Показатель "индикатор уровня "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации" рассчитывается по следующей формуле:
92. Показатель "институциональный индикатор "бытовой" коррупции в субъекте Российской Федерации" рассчитывается по следующей формуле:
93. Допускается формирование и расчет дополнительных к базовому набору показателей уровня "бытовой" коррупции, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию проведения исследования.
94. Расчет показателей производится по общей выборочной совокупности, очищенной от выбросов (результатов наблюдений, резко выделяющихся из общей выборочной совокупности), но соответствующей установленному профилю.
95. Результаты расчета показателей по видам ситуаций (обстоятельств) взаимодействия гражданина с представителями органов власти и (или) по административно-территориальным единицам субъекта Российской Федерации могут рассматриваться как объективные при наличии не менее 30 наблюдений (результативных анкет) по каждой обследуемой ситуации (обстоятельству) указанного взаимодействия или административно-территориальной единице.
В части "деловой" коррупции
96. На основании данных, полученных по итогам проведения социологического опроса в части "деловой" коррупции, необходимо произвести расчет следующего базового набора показателей уровня "деловой" коррупции по установленным настоящей методикой унифицированным формулам расчета:
риск "деловой" коррупции - вероятность возникновения коррупционной ситуации при взаимодействии представителей бизнеса с представителями органов власти;
количество коррупционных сделок в сфере "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации - расчетный показатель, отражающий усредненное общее количество фактов участия в коррупционной ситуации представителей бизнеса;
средний размер взятки в сфере "деловой" коррупции - усредненное значение (арифметическое среднее значение) коррупционного вознаграждения, выплачиваемого представителями бизнеса представителям органов власти в коррупционной ситуации, в номинальном выражении (в рублях);
средняя доля коррупционных издержек в доходе от предпринимательской деятельности - усредненное значение (арифметическое среднее значение) объема коррупционного вознаграждения, выплачиваемого представителями бизнеса представителям органов власти в коррупционной ситуации, выраженное в процентах от дохода от предпринимательской деятельности;
коррупционный опыт в сфере "деловой" коррупции - доля представителей бизнеса, сталкивающихся с коррупцией вне зависимости от частоты попадания в коррупционные ситуации в течение года;
годовой объем "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации - оценка суммарного объема коррупционных вознаграждений, выплаченных представителями бизнеса за год в субъекте Российской Федерации;
коррумпированность отдельных органов власти в сфере "деловой" коррупции - показатель, отражающий средневзвешенный уровень неформальных платежей, осуществляемых представителями бизнеса при контакте с должностными лицами конкретных органов власти;
коррупционный опыт в сфере осуществления государственных (муниципальных) закупок - доля представителей бизнеса, сталкивающихся с коррупцией при осуществлении государственных (муниципальных) закупок вне зависимости от частоты попадания в коррупционные ситуации за год;
доля коррупционных издержек при осуществлении государственных (муниципальных) закупок - доля от общей стоимости контрактов, выплачиваемая представителями бизнеса для формирования преференций при осуществлении государственных (муниципальных) закупок;
мнение представителей бизнеса об интенсивности "деловой" коррупции - отношение числа респондентов, отмечающих сохранение или возрастание уровня "деловой" коррупции, к общему количеству респондентов, участвующих в исследовании "деловой" коррупции;
негативное мнение представителей бизнеса об эффективности антикоррупционных мер в сфере "деловой" коррупции - отношение числа респондентов, дающих негативную оценку эффективности антикоррупционных мер в сфере "деловой" коррупции, к общему количеству респондентов, участвующих в исследовании "деловой" коррупции;
индекс противодействия "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации - интегральный показатель, представляющий собой среднегеометрическое значение следующих частных показателей: коррупционный опыт в сфере "деловой" коррупции, средняя доля коррупционных издержек в доходе от предпринимательской деятельности и негативное мнение представителей бизнеса об эффективности антикоррупционных мер в сфере "деловой" коррупции.
Данные показатели рассчитываются на основании ответов на вопросы, содержащиеся в базовой анкете социологического опроса в части "деловой" коррупции, предусмотренной приложением N 3 к настоящей методике.
97. Показатель "риск "деловой" коррупции" рассчитывается по следующей формуле:
Расчет количества коррупционных сделок, в которые попадали представители бизнеса, производится посредством суммирования количества коррупционных ситуаций по всем органам власти. Расчет выполняется на основе количества опрошенных представителей бизнеса, охарактеризовавших коррупционную ситуацию в соответствии с типами, представленными вариантами ответов 1 - 4 по вопросу N 6. При выборе респондентом одного из следующих вариантов: "регулярно, 1 раз в год", "регулярно, 1 раз в квартал" и "эпизодически, 1 раз в этом году" - выбранный вариант приравнивается соответственно к 1, 4 и 1 коррупционной ситуации. Выбор варианта "эпизодически, 2 раза и более в этом году" приравнивается к частоте 2,5 коррупционной сделки. В итоге производится оценка числа коррупционных сделок, в которые попадал каждый представитель бизнеса за год.
Расчет количества обращений в органы власти со стороны представителей бизнеса производится посредством суммирования количества обращений по всем органам власти. Расчет выполняется на основе количества опрошенных представителей бизнеса, охарактеризовавших частоту обращений в соответствии с типами, представленными вариантами ответов 2 - 4 по вопросу N 5. При выборе респондентом одного из следующих вариантов: "1 раз", "2 раза" и "4 раза" - выбранный вариант приравнивается соответственно к 1, 2 и 4 обращениям в органы власти. Выбор варианта "4 и более раз" приравнивается к частоте 4,5 обращения в органы власти. В итоге производится оценка общего числа обращений в органы власти представителей бизнеса.
Допускается расчет риска "деловой" коррупции по органам власти в случае, если были соблюдены требования к малой выборке.
98. Показатель "средний размер взятки в сфере "деловой" коррупции" рассчитывается на основании данных, полученных по вопросу N 10, посредством расчета средневзвешенной по интервальным рядам, которая рассчитывается по формуле среднеарифметической взвешенной. В качестве конкретных вариантов признака (размер неформального прямого или скрытого платежа) принимается значение середины интервалов. Ширина открытого интервала принимается равной ширине примыкающего интервала. Максимальное значение вариативного признака составляет 1250000 рублей.
99. Показатель "средняя доля коррупционных издержек в доходе от предпринимательской деятельности" определяется как среднее значение ответов, данных респондентами по первому варианту ответа по вопросу N 11.
100. Показатель "коррупционный опыт в сфере "деловой" коррупции" рассчитывается по следующей формуле:
Расчет данного показателя осуществляется в целом по исследуемой совокупности и производится независимо от количества коррупционных ситуаций по разным органам власти, то есть игнорируется множественный выбор: при определении количества опрошенных респондентов, охарактеризовавших коррупционную ситуацию в соответствии с типами, представленными вариантами ответов 1 - 4 по вопросу N 6, респондент учитывается как 1, то есть, если респондент имел опыт нескольких коррупционных ситуаций, его опыт учитывается единожды.
101. Показатель "количество коррупционных сделок в сфере "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации" рассчитывается по следующему алгоритму:
а) среднее количество коррупционных сделок за год, приходящееся на одного представителя бизнеса, являющегося участником коррупционной ситуации в сфере "деловой" коррупции, рассчитывается в целом по исследуемой совокупности органов власти и по каждому органу власти отдельно и определяется по следующей формуле:
Количество опрошенных (результативных анкет) без учета респондентов, не оказывавших влияние на органы власти посредством осуществления неформальных платежей, представляет собой количество респондентов, охарактеризовавших коррупционную ситуацию в соответствии с типами, представленными вариантами ответов 1 - 4 по вопросу N 6;
б) количество коррупционных сделок, совершаемых в сфере "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации за год, определяется по следующей формуле:
количество коррупционных сделок, совершаемых в сфере
"деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации
за год = число предприятий и организаций в субъекте
Российской Федерации
сделок за год, приходящее на одного представителя бизнеса,
являющегося участником коррупционной ситуации.
102. Показатель "годовой объем "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации" рассчитывается по следующей формуле:
годовой объем "деловой" коррупции в Российской Федерации =
средний размер взятки в сфере "деловой" коррупции
количество коррупционных сделок в сфере "деловой"
коррупции в субъекте Российской Федерации за год.
Допускается расчет годового объема "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации по сегментам, соответствующим видам экономической деятельности, и (или) по органам власти в случае, если были соблюдены требования к малой выборке.
103. Показатель "коррумпированность отдельных органов власти в сфере "деловой" коррупции" рассчитывается в случае, если были соблюдены требования к малой выборке, по следующему алгоритму:
а) количество коррупционных сделок по каждому органу власти определяется на основе количества опрошенных представителей бизнеса, охарактеризовавших коррупционную ситуацию в соответствии с типами, представленными вариантами ответов 1 - 4 по вопросу N 6 по конкретному органу власти с учетом частоты возникновения коррупционной ситуации. При выборе респондентом одного из следующих вариантов ответов: "регулярно, 1 раз в год", "регулярно, 1 раз в квартал" и "эпизодически, 1 раз в этом году", "не давал взятку при обращении" - органу власти приписываются соответственно 1, 4, 1 и 0 коррупционные сделки. Выбор варианта "эпизодически, 2 раза и более в этом году" приравнивается к частоте 2,5 коррупционной сделки. В итоге производится оценка числа коррупционных сделок при взаимодействии представителей бизнеса с каждым из исследуемых органов власти;
б) среднее количество коррупционных сделок по каждому органу власти, приходящееся на одного представителя бизнеса в год, определяется по следующей формуле:
в) средний размер неформальных платежей по каждому органу власти определяется как среднее значение неформальных платежей, указанных респондентами по вопросу N 7;
г) коррумпированность отдельных органов власти в сфере "деловой" коррупции за год определяется по следующей формуле:
коррумпированность отдельных органов власти за год =
среднее количество коррупционных сделок по каждому органу
власти, приходящееся на одного представителя бизнеса
в год
по каждому органу власти.
104. Показатель "коррупционный опыт в сфере осуществления государственных (муниципальных) закупок" рассчитывается в целом вне зависимости от уровня заказчика (федерального, регионального, муниципального) по следующей формуле:
Расчет данного показателя осуществляется в целом по исследуемой совокупности и производится независимо от уровня заказчика (федерального, регионального, муниципального), то есть игнорируется множественный выбор: при определении количества опрошенных респондентов, ответивших в соответствии с вариантами ответов 17.1 - 17.7 по вопросу N 17, респондент учитывается как 1, то есть если респондент имел опыт нескольких неофициальных выплат заказчикам различного уровня, его опыт учитывается единожды.
105. Показатель "доля коррупционных издержек при осуществлении государственных (муниципальных) закупок" рассчитывается на основании данных, полученных в соответствии с вариантами ответов 17.1 - 17.7 по вопросу N 17 (без учета респондентов, не производящих неформальные выплаты), путем расчета средневзвешенного значения по интервальным рядам, которое рассчитывается по формуле среднеарифметической взвешенной величины. В качестве конкретных вариантов признака (процент неформальных выплат) принимается значение середины интервалов. Необходимо учитывать, что вопрос N 17 является вопросом с множественным ответом: за частоту признака принимается общее количество выборов по соответствующему интервалу (варианту ответа). Результат суммирования по интервалам соотносится с общим количеством выборов по совокупности.
106. Показатель "мнение представителей бизнеса об интенсивности "деловой" коррупции" определяется как доля респондентов, полагающих, что в субъекте Российской Федерации "деловая" коррупция не ослабляется: суммарная доля ответивших "возрос" и "не изменился" на вопрос N 28.2 в процентах от числа респондентов, давших какой-либо ответ.
107. Показатель "негативное мнение представителей бизнеса об эффективности антикоррупционных мер в сфере "деловой" коррупции" определяется как суммарная доля ответивших "скорее неэффективны", "абсолютно неэффективны" и "ухудшает ситуацию (контрэффективны)" на вопрос N 19, в процентах от числа респондентов, давших какой-либо ответ.
108. Показатель "индекс противодействия "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации" рассчитывается по следующей формуле:
109. Допускается формирование и расчет дополнительных к базовому набору показателей уровня "деловой" коррупции, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию проведения исследования.
110. Расчет показателей производится по общей выборочной совокупности, очищенной от выбросов (результатов наблюдений, резко выделяющихся из общей выборочной совокупности), но соответствующей установленным квотам.
111. Результаты расчета показателей по органам власти и (или) по видам экономической деятельности могут рассматриваться как объективные при наличии не менее 30 наблюдений (результативных анкет) по каждому органу власти и виду экономической деятельности.