I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (далее - объекты регулирования), направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.
2. Действие настоящего технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.
3. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
4. Выполнение требований настоящего технического регламента должно обеспечить:
а) биологическую безопасность объектов регулирования;
б) взрывобезопасность объектов регулирования;
в) гидрометеорологическую безопасность объектов регулирования;
г) единство измерений;
д) механическую безопасность объектов регулирования;
е) пожарную безопасность объектов регулирования;
ж) термическую безопасность объектов регулирования;
з) химическую безопасность объектов регулирования;
и) электрическую безопасность объектов регулирования;
к) электромагнитную совместимость в части обеспечения работы приборов и оборудования, относящихся к объектам регулирования;
л) экологическую безопасность объектов регулирования;
м) энергетическую и экологическую эффективность объектов регулирования;
н) другие виды безопасности объектов регулирования в целях, указанных в пункте 3 настоящего технического регламента.
5. К объектам регулирования относятся:
а) объекты внутреннего водного транспорта, включающие:
суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов;
паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях;
материалы и изделия для судов;
б) процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта;
в) объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие:
судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом;
средства навигационного оборудования;
перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов;
причалы и портовые причальные сооружения;
г) процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.
6. Требования настоящего технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента.
7. К объектам регулирования в отношении оценки соответствия не применяются требования других технических регламентов, в сфере применения которых находятся аналогичные объекты, если настоящим техническим регламентом не предусмотрено иное.
8. Перечень объектов регулирования, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 5 настоящего технического регламента, приведен в приложении N 1.
9. Понятия, используемые в настоящем техническом регламенте, означают следующее:
"внесудовые водоохранные средства" - следующие береговые или плавучие пункты приема загрязнений, образующихся на судах в процессе эксплуатации:
суда-сборщики загрязнений;
специализированные причалы для приема сточных вод и мусора;
специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах;
"допустимый риск" - установленные проектантом значения рисков для указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 5 настоящего регламента объектов регулирования, отвечающие фактически достигаемому уровню, который должен быть обеспечен при проектировании, изготовлении, эксплуатации и утилизации с учетом технических и экономических возможностей проектанта, изготовителя и эксплуатанта;
"живучесть судна (судового технического средства)" - способность судна (судового технического средства) противостоять аварийным повреждениям, сохраняя в возможной степени свою плавучесть, эксплуатационные и мореходные качества (эксплуатационные свойства) в ситуациях, угрожающих безопасности судна, и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза;
"жизненный цикл судна (судового технического средства)" - совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния судна (судового технического средства) от формирования исходных требований к нему до окончания его эксплуатации или применения;
"изготовитель" - юридическое или физическое лицо, которое строит объекты регулирования, изготавливает и распространяет изделия для них или передает право распространения другому юридическому или физическому лицу, модернизирует объекты регулирования, официально наносит на объекты регулирования и изделия для них товарный знак или другое отличительное обозначение, тем самым принимая на себя обязательства изготовителя, или в качестве другого распространителя оказывает влияние на безопасность объектов регулирования или изделий для них;
"изделия для судов" - изделия, которыми укомплектовывается судно и без которых судно не может выполнять предназначенные ему функции: дельные вещи, мебель, судовые технические средства, оборудование для обеспечения требуемых условий обитания персонала и пассажиров, охраны жизни и здоровья людей на борту судна, материалы для ремонта судна и судовых технических средств;
"классификация" - форма осуществляемой органом классификации судов оценки соответствия объектов внутреннего водного транспорта требованиям настоящего технического регламента;
"машинные помещения" - помещения и ведущие в них шахты, в которых расположены мастерские или размещены технические средства судовой энергетической установки, оборудование;
"машинные помещения категории "А" - машинные помещения, в которых расположены:
двигатели внутреннего сгорания, используемые в качестве главных двигателей;
двигатели внутреннего сгорания, используемые для вспомогательных нужд, если их суммарная мощность составляет не менее 375 кВт;
любой котел, работающий на жидком топливе, или установка подготовки жидкого топлива, или оборудование, работающее на жидком топливе (генераторы инертных газов, инсинераторы и другие агрегаты);
"навалочный груз" - кусковый, зернистый, порошкообразный или пылевидный груз, транспортируемый без упаковки;
"наплавной мост" - мост на плавучих опорах;
"неразрушающий контроль" - контроль, при котором определяются характеристики материалов без разрушения изделий или изъятия образцов;
"орган классификации судов" - организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов в соответствии со статьей 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
"отстой судна" - период, когда судно временно выведено из эксплуатации, в том числе по причине закрытия навигации по погодным условиям;
"паромная переправа" - участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами;
"пассажирский терминал" - совокупность объектов инфраструктуры речного порта, предназначенная для обслуживания пассажиров и включающая в себя необходимые для этого вокзал, причалы, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, служебно-вспомогательные здания и сооружения, портовые перегрузочные машины и оборудование для погрузки, выгрузки багажа, постельного белья, продовольственных и других грузов, подъездные пути смежных видов транспорта;
"пассажирское судно" - судно, предназначенное для перевозки пассажиров;
"перегрузочные работы" - комплекс работ, связанных с перемещением грузов из одного транспортного средства в другое непосредственно или через склад, внутрискладское перемещение грузов;
"перегрузочный комплекс" - совокупность объектов инфраструктуры речного порта, предназначенная для обслуживания судов и производства перегрузочных работ и включающая в себя необходимые для этого причалы, склады, служебно-вспомогательные здания и сооружения, портовые перегрузочные машины и оборудование;
"персонал эксплуатанта" - экипаж судна или иной персонал, обеспечивающий эксплуатацию объектов регулирования;
"портовые перегрузочные машины и оборудование" - машины всех типов, используемые для загрузки, разгрузки судов и (или) средств сухопутного транспорта, перемещения грузов в границах территории порта, выполнения складских работ, пакетирования грузов, загрузки и разгрузки контейнеров, съемные грузозахватные приспособления, тара, вспомогательные устройства и приспособления;
"причальное сооружение" - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов;
"проектант" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектно-конструкторскую документацию на объект регулирования;
"разряд водного бассейна" - категория водных бассейнов в зависимости от их ветроволновых характеристик;
"расписания по тревогам" - основные составляемые эксплуатантом рабочие судовые документы по организации и ведению борьбы за живучесть судна, описывающие конкретные обязанности по тревогам для каждого члена судового экипажа при экипажном методе работы или каждого члена бригады, одновременно находящихся на судне, при бригадном методе работы, каждого лица, не входящего в штат, но постоянно работающего на судне, каждого практиканта и руководителя практики;
"специализированное очистное судно" - самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их обработки;
"средства навигационного оборудования" - специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ограждения судовых ходов (навигационных опасностей) и ориентирования судоводителей;
"строитель судна" - юридическое лицо, располагающее специальным строительно-монтажным оборудованием, оснасткой и специально подготовленным персоналом, которое строит, модернизирует, обновляет или ремонтирует суда, официально признает себя ответственным за безопасность построенного, модернизированного, обновленного или отремонтированного судна, если при эксплуатации не были нарушены ограничения, наложенные разработанным проектом либо иными документами, регламентирующими безопасную эксплуатацию судна;
"судовые технические средства" - двигатели, генераторы, насосы, компрессоры, котлы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, фильтры, арматура систем, палубные механизмы, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства связи и навигации, бытовые установки сжиженного газа, оборудование экологической безопасности и другие изделия судового машиностроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, предназначенные для выполнения определенных функций, связанных с обеспечением возможности эксплуатации судна, управления судном и его оборудованием;
"техническая эксплуатация судов" - комплекс организационных и технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего срока их эксплуатации;
"техническое использование судов" - комплекс работ, выполняемых судовыми экипажами в период несения вахтенной службы и обеспечивающих работу судна по назначению с заявленными технико-эксплуатационными показателями;
"техническое обслуживание судов" - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности судна, судового технического средства, иного технического объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;
"технологическая линия" - совокупность взаимодействующих в определенной последовательности перегрузочных машин, технологической оснастки и персонала эксплуатанта, осуществляющих перемещение груза по той или иной технологической схеме в один поток;
"технологическая схема" - технологическое решение варианта перегрузки груза одной технологической линией, определяющее состав и последовательность операций этой технологической линии, а также типы перегрузочных машин, технологической оснастки и средств укрупнения грузовых мест, используемых при выполнении каждой из технологических операций;
"эксплуатант" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов регулирования и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом;
"эксплуатационная документация" - совокупность документов, разработанных проектантом, изготовителем или эксплуатантом объектов регулирования в целях обеспечения их безопасного применения по назначению и их безопасной утилизации;
"эксплуатация" - стадия жизненного цикла материального объекта регулирования, включающая в себя приемку в эксплуатацию, использование его по назначению, определенному изготовителем (проектантом), техническое обслуживание и ремонт объекта регулирования без вывода из эксплуатации и вывод его из эксплуатации;
"элементы судна" - такие структурные части судна, как корпус, надстройки, судовая энергетическая установка, судовые устройства, предметы снабжения, средства противопожарной защиты, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства, навигационное оборудование, средства автоматизации, оборудование по предотвращению загрязнения.
10. Информация о технических характеристиках, параметрах и (или) свойствах объектов регулирования, указанных в подпункте "а" и абзацах третьем - пятом подпункта "в" пункта 5 настоящего технического регламента, должна быть однозначно понимаемой и достоверной. Такая информация приводится:
а) на маркировке объекта регулирования, изделия и его основных сборочных (структурных) единиц, выполненной изготовителем (кроме объектов регулирования, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящего технического регламента);
б) в сопроводительной технической документации изготовителя.
11. Технические характеристики объектов регулирования, указанных в пункте 10 настоящего технического регламента и выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, должны соответствовать заявленным техническим характеристикам и показателям, приведенным в сопроводительной технической документации изготовителя.
12. Объекты регулирования, указанные в пункте 10 настоящего технического регламента, должны соответствовать требованиям безопасности в течение всего периода эксплуатации при условии выполнения требований, установленных в сопроводительной технической документации изготовителя.
13. На каждом объекте регулирования, указанном в абзаце втором подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, строителем судна должна быть установлена и прочно закреплена маркировочная табличка, которая должна содержать следующую информацию:
а) наименование, местоположение и фирменный знак организации - строителя судна;
б) серийный (строительный) номер;
в) год постройки судна;
г) тип судна и его главные параметры;
д) номер (обозначение) проекта;
е) максимальная грузоподъемность или пассажировместимость;
ж) максимальная мощность главных двигателей (для самоходных судов);
з) максимальная скорость движения (для самоходных судов).
14. На объекты регулирования, указанные в абзацах третьем и четвертом подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, на доступные для обозрения места должна быть нанесена необходимая маркировка, включая знаки (пиктограммы) и предупреждающие надписи, содержащая применимые для маркируемого объекта регулирования следующие данные:
а) наименование объекта регулирования, изделия;
б) наименование и адрес изготовителя;
в) обозначение серии или типа;
г) серийный номер;
д) дата изготовления;
е) номинальная потребляемая или полезная мощность или номинальный ток;
ж) частота и направление вращения вала;
з) максимальная скорость движения;
и) максимальная грузоподъемность, подача, напор или другие основные режимные параметры;
к) номинальное напряжение питания или диапазон напряжений;
л) условное обозначение рода тока, если не указана номинальная частота;
м) степень защиты от попадания твердых частиц и влаги, обеспечиваемая защитной оболочкой;
н) масса изделия, съемного оборудования, узла или детали;
о) необходимость использования средств индивидуальной защиты;
п) данные, относящиеся к регулировке рабочих органов и устройств защиты;
р) способ утилизации;
с) места строповки;
т) информация об оценке соответствия;
у) периодичность проверки и (или) испытаний;
ф) иные данные, которые могут характеризовать маркируемый объект регулирования.
15. Информация, нанесенная непосредственно на объекты регулирования, указанные в пункте 10 настоящего технического регламента, должна быть читаемой в течение установленного срока их службы.
16. Маркировка, знаки (пиктограммы) и предупреждающие надписи должны пониматься однозначно. Знаки (пиктограммы) предпочтительны по сравнению с предупреждающими надписями.
17. Предупреждающие надписи должны быть нанесены на русском языке.
18. Маркировка объектов регулирования, указанных в абзаце втором подпункта "в" пункта 5 настоящего технического регламента, не требуется.