Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 апреля 2014 г. N 366

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие Арктической зоны
Российской Федерации"

Ответственный исполнитель Программы
-
Министерство экономического развития Российской Федерации (до 26 февраля 2019 г.), Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (с 26 февраля 2019 г.)
Соисполнитель Программы
-
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Участники Программы
-
Министерство транспорта Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Министерство обороны Российской Федерации;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации;
Федеральное медико-биологическое агентство;
федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт";
Министерство экономического развития Российской Федерации (с 26 февраля 2019 г.)
Подпрограммы Программы (в том числе федеральные целевые программы)
-
подпрограмма 1 "Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации";
подпрограмма 2 "Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике";
подпрограмма 3 "Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации"
Цель Программы
-
повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации
Задачи Программы
-
повышение качества жизни и защищенности населения на территории Арктической зоны Российской Федерации;
создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали Российской Федерации в Арктике и развитие системы гидрометеорологического обеспечения мореплавания в его акватории;
развитие науки, технологий и повышение эффективности использования ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации в Арктике;
повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации
Целевые индикаторы и показатели Программы
-
уровень освещенности акваторий арктических морей данными гидрометеорологических наблюдений;
уровень осведомленности граждан Российской Федерации о деятельности государства в Арктике;
доля импортной продукции (технологии и оборудование) в общем объеме продукции (технологии и оборудование), закупленной компаниями для освоения месторождений полезных ископаемых Арктической зоны Российской Федерации;
доля радиоэлектронного оборудования российского производства, используемого в Арктике, в общем объеме радиоэлектронного оборудования, используемого в Арктике
Этапы и сроки реализации Программы
-
Программа реализуется в три этапа:
I этап - 2015 - 2017 годы;
II этап - 2018 - 2020 годы;
III этап - 2021 - 2025 годы
Объемы бюджетных ассигнований Программы
-
объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет 190452751,7 тыс. рублей (с учетом средств федерального бюджета на мероприятия Министерства обороны Российской Федерации в объеме по 30000000,1 тыс. рублей на 2022 - 2025 годы ежегодно;
бюджетные ассигнования на 2022 - 2025 годы указаны при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета),
в том числе:
на 2015 - 2017 годы - отсутствует;
на 2018 год - 791900 тыс. рублей;
на 2019 год - 5675800 тыс. рублей;
на 2020 год - 5513940 тыс. рублей;
на 2021 год - 4896075,9 тыс. рублей;
на 2022 год - 40080512,7 тыс. рублей;
на 2023 год - 48837822,9 тыс. рублей;
на 2024 год - 44779700,1 тыс. рублей;
на 2025 год - 39877000,1 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
-
на первом этапе (2015 - 2017 годы):
создание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики;
выделение Арктической зоны Российской Федерации в качестве самостоятельного объекта статистического наблюдения;
разработка нормативно-правовых и организационно-технических условий для формирования опорных зон развития и обеспечения их функционирования;
разработка концепции формирования и функционирования опорных зон развития, включая подготовку научно обоснованных предложений по проектам, реализуемым в рамках указанных зон, ключевым направлениям и механизмам государственной поддержки их деятельности, финансово-экономических обоснований;
создание комплексной системы информационной поддержки национальных интересов и социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации;
создание механизмов, обеспечивающих усиление позиций Российской Федерации в международных организациях и расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктике;
на втором этапе (2018 - 2020 годы):
реализация пилотных проектов по формированию опорных зон развития;
введение в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс";
создание современной высокотехнологичной судостроительной верфи в Республике Саха (Якутия) (общество с ограниченной ответственностью "Жатайская судоверфь" в кооперации с другими машиностроительными и судостроительными предприятиями);
на третьем этапе (2021 - 2025 годы):
формирование опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для создания перспективной техники и развития электронной компонентной базы для решения задач в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;
техническое обеспечение специализированными судами осуществляемого Росприроднадзором и его территориальными органами государственного экологического морского надзора во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Арктической зоны Российской Федерации;
развитие и модернизация государственной сети наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории Арктической зоны Российской Федерации;
создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации;
развитие вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Арктической зоны Российской Федерации;
оптимизация системы государственного контроля за экологической ситуацией в Арктической зоне Российской Федерации;
подготовка и принятие решений, а также реализация мероприятий по дальнейшему обращению с наиболее опасными затопленными ядерно и радиационно опасными объектами и радиационными отходами;
создание радиоэлектронного оборудования для обеспечения решения задач по социально-экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации;
формирование и обеспечение функционирования опорных зон развития в объеме, необходимом для обеспечения комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации;
ввод в эксплуатацию модернизированной автоматизированной ледово-информационной системы "Север";
снижение доли радиоэлектронного оборудования иностранного производства в объеме всего радиоэлектронного оборудования, используемого в Арктической зоне Российской Федерации;
организация производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции для нужд геологоразведки, добычи и переработки минерального сырья в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечивающей повышение энергоэффективности процессов освоения минеральных ресурсов на основе принципов ресурсосбережения и рационального природопользования;
существенное сокращение технологического отставания от мирового уровня российской продукции нефтегазового и промышленного машиностроения для нужд освоения минерально-сырьевого потенциала в Арктической зоне Российской Федерации

ПАСПОРТ
подпрограммы 1 "Формирование опорных зон развития
и обеспечение их функционирования, создание условий
для ускоренного социально-экономического развития
Арктической зоны Российской Федерации" государственной
программы Российской Федерации "Социально-экономическое
развитие Арктической зоны Российской Федерации"

Ответственный исполнитель подпрограммы
-
Министерство экономического развития Российской Федерации (до 26 февраля 2019 г.), Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (с 26 февраля 2019 г.)
Участники подпрограммы
-
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Министерство обороны Российской Федерации;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Министерство экономического развития Российской Федерации (с 26 февраля 2019 г.)
Программно-целевые инструменты подпрограммы
-
отсутствуют
Цели подпрограммы
-
развитие реальных секторов экономики Арктической зоны Российской Федерации;
создание условий для повышения качества жизни и защищенности населения на территории Арктической зоны Российской Федерации;
создание комплексной системы информационной поддержки национальных интересов и социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации
Задачи подпрограммы
-
повышение инвестиционной активности на территории Арктической зоны Российской Федерации;
обеспечение реализации проектов хозяйственного освоения арктических территорий, а также континентального шельфа Российской Федерации в Арктике;
обеспечение реализации проектов по развитию транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, необходимой для формирования и обеспечения функционирования опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации;
увеличение в национальном информационном пространстве доли позитивной информации по проблематике освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации;
обеспечение российского участия в международных организациях, деятельность которых направлена на развитие Арктики;
поэтапное внедрение автоматизированных систем непрерывного измерения содержания основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов;
повышение уровня безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение безопасности зданий и сооружений в районах опасных геокриологических процессов опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
количество подготовленных проектов методических и аналитических документов, используемых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности (нарастающим итогом);
количество проведенных общественно значимых мероприятий, в том числе международных, посвященных вопросам развития Арктики (нарастающим итогом);
количество информационных сообщений по различным темам, связанным с развитием Арктической зоны Российской Федерации;
выполнение нормативных объемов измерений, отражающих загрязнение атмосферного воздуха;
доля чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации в общем числе чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации;
количество разработанных научно обоснованных аналитических документов, нормативно-технических документов и рекомендаций по геотехническому мониторингу, изысканиям, проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений в опорных зонах развития Арктической зоны Российской Федерации
Этапы и сроки реализации подпрограммы
-
подпрограмма реализуется в два этапа:
I этап - 2018 - 2020 годы;
II этап - 2021-2025 годы
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
-
объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 131281950,4 тыс. рублей (с учетом средств федерального бюджета на мероприятия Министерства обороны Российской Федерации в объеме по 30000000,1 тыс. рублей на 2022 - 2025 годы ежегодно;
бюджетные ассигнования на 2021 - 2025 годы указаны при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета), в том числе:
на 2018 год - 522800 тыс. рублей;
на 2019 год - 4475800 тыс. рублей;
на 2020 год - 2444000 тыс. рублей;
на 2021 год - 558900 тыс. рублей;
на 2022 год - 30588950,1 тыс. рублей;
на 2023 год - 30477700,1 тыс. рублей;
на 2024 год - 30413800,1 тыс. рублей;
на 2025 год - 31800000,1 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
на первом этапе (2018 - 2020 годы):
законодательное закрепление статуса Арктической зоны Российской Федерации как особого объекта государственного управления и принципов социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на основе формирования опорных зон развития;
апробация механизма формирования опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации;
разработка комплексных проектов по созданию опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации;
обеспечение своевременного принятия нормативных правовых актов и подготовка методических рекомендаций, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы;
обеспечение сбора и обработки информации о важнейших показателях обстановки в Арктической зоне Российской Федерации;
оптимизация системы государственного контроля за экологической ситуацией в Арктической зоне Российской Федерации;
создание плавучей обсерватории российских исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана с размещенными на ней современными лабораторными комплексами;
на втором этапе (2021 - 2025 годы):
развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации;
обеспечение реализации крупных инфраструктурных проектов в Арктике, модернизация транспортной и обеспечивающей инфраструктуры;
обеспечение государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации, прежде всего в области освоения ресурсов углеводородов, других полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, за счет внедрения инновационных технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
увеличение числа граждан Российской Федерации, осведомленных о деятельности государства в Арктической зоне Российской Федерации,
до 45 процентов;
увеличение цитируемости материалов о развитии Арктической зоны Российской Федерации в российских средствах массовой информации до 35 процентов;
усиление позиций Российской Федерации в международных организациях и расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктике;
интеграция данных, получаемых российскими станциями, работающими по программам трансграничного загрязнения атмосферного воздуха, в рамках Конвенции Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций;
прирост нормативов объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха;
снижение ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации за счет своевременного проведения мероприятий по предупреждению и реагированию;
обеспечение реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике

ПАСПОРТ
подпрограммы 2 "Развитие Северного морского пути
и обеспечение судоходства в Арктике" государственной
программы Российской Федерации "Социально-экономическое
развитие Арктической зоны Российской Федерации"

Ответственный исполнитель подпрограммы
-
Министерство экономического развития Российской Федерации (до 26 февраля 2019 г.), Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (с 26 февраля 2019 г.)
Участники подпрограммы
-
Министерство транспорта Российской Федерации;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
Федеральное медико-биологическое агентство;
федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"
Программно-целевые инструменты подпрограммы
-
отсутствуют
Цель подпрограммы
-
создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали Российской Федерации в Арктике
Задачи подпрограммы
-
обеспечение национального суверенитета Российской Федерации в части обеспечения безопасности внутрироссийских и международных транспортных перевозок в Арктической зоне Российской Федерации;
повышение уровня гидрометеорологической безопасности, защищенности жизненно важных объектов и населения от опасных природных явлений, негативных последствий изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации;
повышение плотности и расширение диапазона проводимых наблюдений за состоянием окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации;
увеличение возможностей системы гидрометеорологического обеспечения мореплавания в акватории Северного морского пути;
внедрение современного радиоэлектронного оборудования и создание на его основе единой системы сбора, обработки и доведения информации до потребителя;
стимулирование сбыта отечественной конкурентоспособной продукции для Арктической зоны Российской Федерации, в том числе на внешнем рынке;
точное определение мест затопления всех ядерно и радиационно опасных объектов и радиационных отходов, затопленных в Арктической зоне Российской Федерации, проведение комплексного инженерного и радиационного обследования объектов с отработавшим ядерным топливом (включая атомные подводные лодки К-27 и Б-159), организация постоянного радиоэкологического мониторинга районов затопления ядерно и радиационно опасных объектов и радиационных отходов в Арктике;
подготовка прогноза состояния защитных барьеров затопленных ядерно и радиационно опасных объектов и оценка их воздействия на окружающую среду и население региона в долгосрочной перспективе с учетом планируемой хозяйственной деятельности в Арктике
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации, а также ее инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации;
количество модернизированных пунктов государственной гидрометеорологической сети, расположенной в Арктической зоне Российской Федерации (нарастающим итогом);
оправдываемость морских метеорологических, гидрологических и ледовых прогнозов, составленных с использованием автоматизированной ледово-информационной системы "Север";
количество разработанных типов радиоэлектронного оборудования;
количество переданных в производство электронных и радиоэлектронных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции арктического применения;
количество поставленных (модернизированных) мобильных комплексов (нарастающим итогом);
процент ядерно и радиационно опасных объектов и радиационных отходов, обнаруженных и обследованных при проведении экспедиционных работ, в общем числе затопленных в Арктической зоне Российской Федерации;
количество проб окружающей среды прибрежной зоны, включая донные отложения, морскую и наземную растительность, воду, почву, местные пищевые продукты, для оценки содержания техногенных радионуклидов (нарастающим итогом)
Этапы и сроки реализации подпрограммы
-
подпрограмма реализуется в два этапа:
I этап - 2018 - 2020 годы;
II этап - 2021 - 2025 годы
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
-
объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 35423031,9 тыс. рублей (бюджетные ассигнования на 2021 - 2025 годы указаны при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета),
в том числе:
на 2018 год - 269100 тыс. рублей;
на 2019 год - 1200000 тыс. рублей;
на 2020 год - 3069940 тыс. рублей;
на 2021 год - 4187175,9 тыс. рублей;
на 2022 год - 9416562,6 тыс. рублей;
на 2023 год - 9223122,8 тыс. рублей;
на 2024 год - 5060900 тыс. рублей;
на 2025 год - 2997000 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
обеспечение безопасности высокоинтенсивных транспортных перевозок в Арктической зоне Российской Федерации;
обеспечение условий реализации в интересах Российской Федерации потенциала пропускной способности Северного морского пути для задач международного товарообмена;
интенсификация судоходства по акватории Северного морского пути;
повышение качества наблюдений на гидрометеорологических станциях и постах, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, соответствующих по пространственно-временным и качественным характеристикам современному мировому уровню;
ввод в эксплуатацию модернизированной автоматизированной ледово-информационной системы "Север";
повышение эффективности государственного морского надзора;
выполнение международных обязательств по охране морской среды и морских природных ресурсов, содержащихся в соответствующих конвенциях, договорах и протоколах к ним;
создание радиоэлектронного оборудования для комплексного управления прибрежными зонами в Арктической зоне Российской Федерации;
создание радиоэлектронного оборудования для обеспечения комплексной безопасности и защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе при разработке и реализации проектов в области изучения и освоения арктического континентального шельфа и прибрежной зоны, иных крупных инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации;
создание радиоэлектронного оборудования для освоения месторождений углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации, включая морскую геологоразведку, использование волоконно-оптических и спутниковых систем связи и мониторинга, системы подвижной радиотелефонной связи и беспроводного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средств обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности;
создание радиоэлектронного оборудования для системы комплексной безопасности арктического судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, включая навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое, ледокольное и иные виды обеспечения;
создание радиоэлектронного оборудования для прогноза и оценки последствий глобальных климатических изменений, происходящих в Арктической зоне Российской Федерации под влиянием естественных и антропогенных факторов, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, включая повышение устойчивости объектов инфраструктуры;
создание радиоэлектронного оборудования для мониторинга геофизической обстановки в Арктической зоне Российской Федерации с целью минимизации воздействия экстремальных геофизических процессов (естественного и искусственного происхождения) на среду обитания человека, включая системы связи и навигации, транспортную и энергетическую инфраструктуру, а также обеспечение функционирования Северного морского пути и безопасности транзитных и трансполярных воздушных маршрутов в Арктике;
подготовка и принятие решений, а также реализация мероприятий (подъем, консервация, организация мониторинга) по дальнейшему обращению с наиболее опасными затопленными ядерно и радиационно опасными объектами и радиационными отходами;
подготовка программы мониторинга морской среды в районах нахождения аварийно затонувших или затопленных специально ядерно и радиационно опасных объектов;
формирование базы данных и атласа современной радиоэкологической обстановки в районах нахождения аварийно затонувших или затопленных специально ядерно и радиационно опасных объектов, необходимых для принятия решений о дальнейшем обращении с такими объектами;
подготовка прогноза состояния защитных барьеров;
определение механизмов переноса радиоактивных веществ в районах затопления ядерно и радиационно опасных объектов, осуществление прогноза распространения радиоактивных загрязнений в случае их выхода в морскую среду;
повышение уровня защищенности населения и окружающей среды при проведении радиационно опасных работ;
подготовка прогноза воздействия потенциально опасных операций, оценка риска предлагаемых проектных решений для морской среды

ПАСПОРТ
подпрограммы 3 "Создание оборудования и технологий
нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых
для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны
Российской Федерации" государственной программы Российской
Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической
зоны Российской Федерации"

Ответственный исполнитель подпрограммы
-
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Участники подпрограммы
-
отсутствуют
Программно-целевые инструменты подпрограммы
-
отсутствуют
Цель подпрограммы
-
создание конкурентоспособных, стабильно и устойчиво развивающихся технико-технологических систем и оборудования для разведки, добычи и переработки полезных ископаемых в условиях Арктики (в том числе на арктическом шельфе), нацеленных на развитие рынков передовой, инновационной продукции, эффективно решающей проблемы энергетической и экономической безопасности, а также для обеспечения технологической независимости Российской Федерации
Задачи подпрограммы
-
формирование комплекса руководящих документов (стратегий, концепций, долгосрочных программ и прогнозов), позволяющих спрогнозировать систему технологических приоритетных направлений развития нефтегазового и промышленного машиностроения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на основе экологосбалансированного и энергоэффективного процесса освоения минерально-сырьевого потенциала Арктики;
создание полигонов общего доступа по испытанию новых образцов нефтегазового и промышленного оборудования, приведение российских стандартов к добывающему оборудованию в соответствие с мировыми, проведение унификации и типизации оборудования и систем, обеспечивающих добычу полезных ископаемых в условиях Арктики;
создание перечня критического для Арктической зоны Российской Федерации геолого-разведочного, нефтегазового и горного оборудования и технологических систем на основе предложенных тем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формирование технических требований к критическому перечню систем и оборудования нефтегазового и промышленного оборудования (в том числе горного) для освоения арктических месторождений полезных ископаемых;
формирование инструментов взаимодействия государства и бизнеса для интенсификации процесса создания и коммерциализации высокотехнологичного оборудования и инновационных технологических систем для освоения минерально-ресурсного потенциала Арктической зоны Российской Федерации;
формирование комплекса мер государственной поддержки отечественных производителей технологических систем и оборудования для освоения минерально-ресурсного потенциала Арктической зоны Российской Федерации
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
количество разработанных образцов нефтегазового и промышленного оборудования;
количество патентов и других объектов интеллектуальной собственности;
количество переданных в производство технологий нефтегазового и промышленного оборудования, обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции;
количество созданных испытательных центров для испытания нефтегазового и промышленного оборудования, предназначенного для работы в условиях Арктики
Этапы и сроки реализации подпрограммы
-
подпрограмма реализуется в один этап - 2021 - 2025 годы;
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
-
объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 23747000 тыс. рублей (бюджетные ассигнования на 2021 - 2025 годы указаны при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета), в том числе:
на 2021 год - 150000 тыс. рублей;
на 2022 год - 75000 тыс. рублей;
на 2023 год - 9137000 тыс. рублей;
на 2024 год - 9305000 тыс. рублей;
на 2025 год - 5080000 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
создание благоприятных условий для более эффективной реализации национальных проектов в области освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации;
формирование новых видов инновационной продукции и создание полноценной инновационной инфраструктуры, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий;
организация производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции для нужд геологоразведки, добычи и переработки минерального сырья в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечивающей повышение энергоэффективности процессов освоения минеральных ресурсов на основе принципов ресурсосбережения и рационального природопользования;
разработка стандартов и требований в промышленности, соответствующих мировому уровню и позволяющих обеспечивать российскому нефтегазовому и промышленному машиностроению высокую конкурентоспособность. На основании типизации оборудования будут выбраны рациональные составные элементы и детали конструкций, которые обеспечат максимальную производительность;
использование национальных стандартов и обеспечение единства измерений в нефтегазовом и горном машиностроении России будут способствовать приросту внутреннего валового продукта на 1 - 2 процента ежегодно;
предупреждение возможных экологических катастроф, способных нанести непоправимый ущерб экосистеме при разработке месторождений полезных ископаемых, в частности объектов углеводородного сырья;
увеличение объема продаж уникальных российских технико-технологических систем и оборудования нефтегазового и промышленного машиностроения на внутреннем и зарубежном рынках;
существенное сокращение технологического отставания от мирового уровня российской продукции нефтегазового и промышленного машиностроения для нужд освоения минерально-сырьевого потенциала в Арктической зоне Российской Федерации;
активизация инновационной деятельности и ускорение внедрения в массовое производство результатов научно-технической деятельности в области создания оборудования и технико-технологических систем для добычи полезных ископаемых в условиях Арктики;
формирование системы методов и инструментов государственной поддержки российских производителей горного и нефтегазового оборудования, позволяющих стимулировать создание современных высокотехнологичных производств и существенно обновить основные производственные фонды;
создание интеграционных механизмов взаимодействия государства и бизнеса по активизации инновационной деятельности в нефтегазовом и промышленном машиностроении на основе государственно-частного партнерства и инструментов образования кластеров;
увеличение числа рабочих мест в машиностроительной отрасли, снижение оттока научно-технических кадров, повышение спроса на высококвалифицированные научно-технические кадры, более активное привлечение молодых специалистов и ученых;
увеличение числа разработанных, внедренных и запатентованных технологий