Приложение 12 ПП РФ от 12.03.2022 N 353. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ В СФЕРЕ АВИАЦИИ

Приложение N 12
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 12 марта 2022 г. N 353

ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ В СФЕРЕ АВИАЦИИ

1. Установить, что в 2022 - 2024 годах:

а) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 16.04.2024 N 482;

б) эксплуатация гражданских воздушных судов иностранного производства, их компонентов, а также компонентов иностранного производства в составе воздушных судов российского производства допускается в том числе при наличии эксплуатационно-технической документации, летно-эксплуатационной документации, программного обеспечения, а также навигационных баз данных, баз данных земной поверхности и искусственных препятствий без их обновления со стороны разработчика;

в) оформление сертификатов летной годности и оценка летной годности гражданских воздушных судов иностранного производства максимальной взлетной массой 5700 килограммов и более, информация о типовых конструкциях которых не содержится в картах данных сертификатов типа, выданных Федеральным агентством воздушного транспорта, допускаются при наличии сертификатов типа на указанные воздушные суда, выданных авиационными администрациями иностранных государств, а также при наличии действовавших в период с 1 марта по 31 декабря 2022 г. сертификатов летной годности на указанные воздушные суда, выданных авиационными администрациями иностранных государств;

г) осуществление оценки летной годности и включение в сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов допускается в отношении гражданских воздушных судов, изменения типовой конструкции которых были внедрены до 1 марта 2022 г. на основании документации, одобренной государством разработчика воздушного судна, и (или) одобрены Федеральным Авиационным Агентством США (далее - FAA), Европейским агентством безопасности полетов (далее - EASA), Директоратом Гражданской Авиации Канады (далее - TCCA), Национальным агентством гражданской авиации Бразилии (далее - ANAC), Администрацией гражданской авиации Китайской Народной Республики (далее - CAAC), Управлением гражданской авиации Великобритании (далее - CAA GB), Генеральным директоратом гражданской авиации Турции (далее - DGCA Turkey), Главным управлением гражданской авиации Объединенных Арабских Эмиратов (далее - GCAA UAE), Комиссией по регулированию гражданской авиации Иордании (далее - CARC), Управлением гражданской авиации Таиланда (далее - CAAT), Управлением гражданской авиации Израиля (далее - CAA), Министерством гражданской авиации Египта (далее - ECAA), Генеральным управлением гражданской авиации Индии (далее - DGCA India), Организацией гражданской авиации Ирана (далее - CAO.IRI), Агентством гражданской авиации Узбекистана (далее - Uzbekistan CAA), Федеральным агентством гражданской авиации Мексики (далее - Mexican AFAC), Бермудскими авиационными властями (далее - BCAA), Ирландским авиационным управлением (далее - IAA), Департаментом гражданской авиации Арубы (далее - DCA), включая дополнительные сертификаты типа (STC);

д) установка компонентов иностранного производства на гражданские воздушные суда, внесенные в реестр, допускается при наличии талонов годности компонентов или эквивалентных им документов, выданных в соответствии с правилами FAA, EASA, TCCA, ANAC, CAAC, CAA GB, DGCA Turkey, GCAA UAE, CARC, CAAT, CAA, ECAA, DGCA India, CAO.IRI, Uzbekistan CAA, Mexican AFAC, BCAA, IAA, DCA, Управления гражданской авиации Южно-Африканской Республики, Генерального директората гражданской авиации Республики Индонезия, Управления гражданской авиации Эфиопии, Департамента гражданской авиации Гонконга, Управления гражданской авиации Сингапура, Управления гражданской авиации Республики Корея, Управления гражданской авиации Малайзии, Управления гражданской авиации Пакистана;

е) установка компонентов иностранного производства, имеющих статус "Prototype", который указан в документах, указанных в подпункте "д" настоящего пункта, на воздушные суда российского производства допускается по решению разработчика данного воздушного судна;

е(1)) для служебного пользования;

е(2)) для служебного пользования;

е(3)) для служебного пользования;

е(4)) для служебного пользования;

е(5)) для служебного пользования;

е(6)) для служебного пользования;

е(7)) обязательная сертификация авиационной техники, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, допускается без утверждения Федеральным агентством воздушного транспорта документов, предусмотренных федеральными авиационными правилами, изданными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, если такие документы в соответствии с указанными федеральными авиационными правилами прошли экспертизу и согласование подведомственной Федеральному агентству воздушного транспорта организацией, выполняющей оценку соответствия авиационной техники и ответственной за полноту и качество проведения сертификационных работ (далее - подведомственная организация);

е(8)) при проведении обязательной сертификации авиационной техники, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, допускается утверждение подведомственной организацией состава рабочих групп и (или) комиссий для проведения сертификационных работ, а также принятие ею решений об участии сертификационных центров, аккредитованных Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии со статьей 8.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, в указанной сертификации;

е(9)) осуществление сертификации второстепенных изменений типовой конструкции гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, компонентов и (или) комплектующих изделий допускается без утверждения и (или) одобрения Федеральным агентством воздушного транспорта эксплуатационной документации, подготовленной российскими разработчиками указанных изменений типовой конструкции;

е(10)) российские разработчики изменений типовой конструкции гражданских воздушных судов иностранного производства могут предусматривать установку на такие воздушные суда компонентов, одобренных по процедурам, установленным техническими стандартами FAA или EASA, без проведения квалификационных работ, предусмотренных федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;

е(11)) выдача лицу, осуществляющему изготовление компонентов, замещающих компоненты иностранного производства, не оказывающие существенного влияния на летную годность изделия, сертификата одобрения производственной организации допускается без указания в таком сертификате в перечне разрешенных работ типов авиационной техники и документов об одобрении типовой конструкции в отношении таких компонентов;

е(12)) выполнение российскими эксплуатантами и организациями по техническому обслуживанию установки компонентов и (или) комплектующих изделий на беспилотные авиационные системы, гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, компоненты гражданских воздушных судов иностранного производства осуществляется при наличии документов, удостоверяющих летную годность устанавливаемых компонентов и (или) комплектующих изделий, определенных разработчиками модификаций при утверждении изменений типовых конструкций беспилотных авиационных систем, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, компонентов гражданских воздушных судов иностранного производства и подтверждающих соответствие устанавливаемых компонентов и (или) комплектующих изделий конструкторской документации, а также при условии утверждения разработчиками модификаций дополнений к эксплуатационной документации беспилотных авиационных систем, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, компонентов гражданских воздушных судов иностранного производства, содержащих требования к таким документам, удостоверяющим летную годность устанавливаемых компонентов и (или) комплектующих изделий;

е(13)) выдача сертификата летной годности на вновь изготовленное и (или) эксплуатируемое гражданское воздушное судно иностранного производства, ввезенное в Российскую Федерацию, при отсутствии экспортного сертификата летной годности, выданного авиационной администрацией иностранного государства, осуществляется при наличии оформленного российским эксплуатантом в соответствии с локальным нормативным актом российского эксплуатанта акта проверки соответствия гражданского воздушного судна иностранного производства требованиям к летной годности и карте данных сертификата типа;

е(14)) внесение изменений в карту данных российского сертификата типа, выданного в отношении гражданского воздушного судна иностранной разработки Федеральным агентством воздушного транспорта, при необходимости ее приведения в соответствие с картой данных сертификата типа, выданного государством разработчика такого гражданского воздушного судна, допускается без взаимодействия с держателем сертификата типа, выданного государством разработчика такого гражданского воздушного судна;

е(15)) при отказе иностранных разработчиков компонентов от выполнения обязанностей разработчика в отношении компонентов иностранного производства, устанавливаемых на гражданские воздушные суда российского производства, допускается:

выполнение российскими разработчиками гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и компонентов конструкторского сопровождения в отношении указанных компонентов иностранного производства, предусматривающего осуществление контроля соответствия этих компонентов квалификационному базису и отсутствия небезопасных состояний таких компонентов, обеспечение функционирования системы учета и анализа данных об отказах, неисправностях, дефектах и авиационных событиях, информирование о событиях, которые привели или могут привести к угрозе безопасности полетов, разработку и модификацию таких компонентов иностранного производства, утверждение технической и ремонтной документации (в случае привлечения для конструкторского сопровождения указанных российских разработчиков российским держателем сертификата типа гражданских воздушных судов);

изменение российскими разработчиками компонентов, осуществляющими конструкторское сопровождение указанных компонентов иностранного производства, документов по технической эксплуатации компонента по процедуре, согласованной с держателем сертификата типа гражданского воздушного судна российского производства, путем издания дополнений к таким документам;

е(16)) эксплуатационная документация, издаваемая российским держателем сертификата типа в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, должна содержать информацию о российском разработчике гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта и компонента, осуществляющем конструкторское сопровождение компонента иностранного производства;

ж) подтверждение соответствия юридических лиц, претендующих на получение документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения выездной проверки в отношении таких лиц и допускается на основании сертификатов (одобрений) или эквивалентных им документов, выданных до 1 апреля 2022 г. FAA или EASA, в срок, не превышающий 5 рабочих дней, без проведения выездной проверки в отношении таких лиц и с последующим внесением в приложение к выдаваемым им сертификатам разрешенных видов работ, содержащихся в сертификатах (одобрениях) или эквивалентных им документах, выданных FAA или EASA;

з) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 16.04.2024 N 482;

и) выполнение функций специалистов авиационного персонала по техническому обслуживанию в отношении гражданских воздушных судов иностранного производства, внесенных в реестр в период с 1 марта по 31 декабря 2022 г., допускается в том числе на основании свидетельств специалистов авиационного персонала и эквивалентных им документов, выданных в соответствии с требованиями EASA (EASA Part-145) и BCAA (OTAR Part-145).

2. Установить, что срок действия сертификатов летной годности гражданских воздушных судов иностранного производства, выданных Федеральным агентством воздушного транспорта, продлевается до 31 декабря 2022 г. в случае окончания срока их действия в период с 1 марта по 31 декабря 2022 г.

2(1). Установить, что:

а) для служебного пользования;

б) для служебного пользования.

2(2). Установить, что:

а) при невозможности выполнения российскими эксплуатантами работ по устранению неисправностей гражданских воздушных судов иностранного производства и (или) гражданских воздушных судов, в состав которых входят компоненты и (или) комплектующие изделия иностранного производства, в сроки, установленные в перечнях минимально необходимого исправного оборудования, предусмотренных Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации, допускается продление срока устранения таких неисправностей Федеральным агентством воздушного транспорта по запросам российских эксплуатантов;

б) при невозможности выполнения и (или) организации выполнения российскими эксплуатантами работ по техническому обслуживанию в зарубежном аэропорту в связи с отсутствием организации по техническому обслуживанию, имеющей сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, и (или) специалистов по техническому обслуживанию, имеющих свидетельства, выданные в соответствии со статьей 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, допускается привлечение российскими эксплуатантами к таким работам специалистов по техническому обслуживанию, имеющих соответствующие свидетельства, выданные авиационными администрациями иностранных государств, при условии проведения российскими эксплуатантами процедур одобрения таких специалистов в соответствии с локальными нормативными актами российских эксплуатантов и согласования с Федеральным агентством воздушного транспорта таких специалистов;

в) при невозможности проведения и (или) организации проведения российскими эксплуатантами и (или) организациями по техническому обслуживанию работ по калибровке и (или) поверке инструментов и (или) оборудования, подлежащего калибровке и (или) поверке, в сроки, указанные в эксплуатационной документации инструментов и (или) оборудования, допускается продление срока проведения калибровки и (или) поверки таких инструментов и (или) оборудования Федеральным агентством воздушного транспорта по запросам российских эксплуатантов и (или) организаций по техническому обслуживанию.

3. Установить, что:

а) по 31 декабря 2024 г. срок выдачи Федеральным агентством воздушного транспорта сертификата разработчика и сертификата изготовителя, выдаваемых в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявки;

б) срок перевода Федеральным агентством воздушного транспорта второстепенных изменений типовых конструкций гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, компонентов иностранного производства в ранг главных изменений в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, не может превышать 90 календарных дней со дня поступления материалов от российских разработчиков гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, компонентов.

4. Установить, что:

а) - б) утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 16.04.2024 N 482;

в) сроки проведения плановых проверок образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов авиационного персонала гражданской авиации, находящихся на территории государств, входящих в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р, предусмотренных федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и устанавливающими требования к таким организациям, переносятся на период после 31 декабря 2024 г.;

г) сроки действия свидетельств диспетчеров управления воздушным движением продлеваются на 12 месяцев в случае окончания этих сроков в период с 1 января по 31 декабря 2024 г.

5. Установить, что:

до 31 декабря 2024 г. прохождение специалистами авиационного персонала гражданской авиации, входящими в состав летного экипажа гражданского воздушного судна, подготовки и проверки навыков в кабине гражданского воздушного судна по утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта программам подготовки осуществляется не реже одного раза в течение 90 календарных дней в случае отсутствия на территории Российской Федерации или территориях иностранных государств, не входящих в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р, тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля членов летных экипажей гражданских воздушных судов;

до 1 марта 2024 г. допускается оформление свидетельств диспетчеров управления воздушным движением на бланке, изготовленном до 31 декабря 2022 г.;

до 31 декабря 2024 г. не допускаются:

приостановление действия сертификатов эксплуатанта по решению Федерального агентства воздушного транспорта в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии с пунктом 3 статьи 8, статьей 10 и пунктом 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, в случае нахождения эксплуатантов в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии по итогам 2 кварталов подряд;

введение ограничений в действие сертификатов эксплуатанта Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии с пунктом 3 статьи 8, статьей 10 и пунктом 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, по заявлениям от собственников воздушных судов о прекращении законных оснований владения воздушными судами у эксплуатантов в случае, если такими собственниками являются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, входящими в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), либо лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (за исключением случаев, если местом их регистрации является Российская Федерация) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

6. Установить, что:

а) в отношении членов кабинного и летного экипажа гражданского воздушного судна, допущенного к эксплуатации в соответствии со статьей 36 Воздушного кодекса Российской Федерации, связанной с выполнением задания на полет, подготовкой и выполнением полета гражданского воздушного судна, не применяются Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям (должностям) и Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, при условии соблюдения такими лицами требований федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, в том числе требований к сертифицированной типовой конструкции гражданского воздушного судна и требований к его эксплуатации;

б) до 31 декабря 2024 г. к гражданским воздушным судам не применяются требования, касающиеся оснащения воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, утвержденные в соответствии с пунктом 10 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, в части оснащения этих воздушных судов компонентами и комплектующими изделиями иностранного производства.