I ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ. Приоритеты и цели государственной политики, включая направления развития приоритетных территорий Российской Федерации, а также общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"
I. Приоритеты и цели государственной политики,
включая направления развития приоритетных территорий
Российской Федерации, а также общие требования
к государственной политике субъектов Российской
Федерации в сфере реализации государственной программы
Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"
В основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определены целевые установки государственной политики и намечены пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
Приоритеты и цели государственной политики устанавливаются в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция). Концепцией определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал);
улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.
Концепцией установлено, что развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, а также развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей позволят существенно увеличить объемы использования лесов.
Предполагается, что к 2024 году прогнозируемый рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины достигнет уровня государств - лидеров в этой сфере деятельности (Соединенные Штаты Америки, Канада и др.).
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. N 1989-р (далее - Стратегия), определены следующие проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса в Российской Федерации:
низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;
недостаточная эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов;
низкая актуальность сведений о лесных ресурсах;
избыточные административные барьеры;
низкая степень использования лесного сырья, ухудшающая экономику отрасли;
ограниченный масштаб внутреннего рынка, недостаточный для создания новых производств в отрыве от экспортных рынков;
низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная страновыми факторами;
низкий уровень технического, научного и кадрового обеспечения;
несовершенство нормативно-правовой базы и нормативно-технической базы в сфере лесного комплекса и смежных отраслях.
С учетом указанных проблем и системы целеполагания, установленной Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р (далее - Основы государственной политики), Стратегия направлена на достижение целей в области лесного хозяйства и в области лесной промышленности.
В области лесного хозяйства целью Стратегии является достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации в части лесов, которая достигается решением следующих задач:
повышение эффективности государственного управления лесами;
гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства.
В области лесной промышленности целью Стратегии является повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Российской Федерации, которая достигается решением следующих задач:
поддержка проектов развития перерабатывающих производств;
стимулирование спроса и развитие рынков сбыта;
обеспечение доступности существующей сырьевой базы;
развитие кадрового, технологического и научного потенциала.
Государственная политика в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" (далее - Программа) в соответствии с Основами государственной политики основывается на следующих принципах:
признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности, и развитие института частной собственности в лесной отрасли;
ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;
согласованное управление лесами и смежными территориями;
учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей субъектов Российской Федерации;
общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;
обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;
усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.
В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из целей национального проекта по направлению "Экология" является сохранение биологического разнообразия. Условием эффективного достижения указанной цели является решение задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
В ходе реализации Программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в экологической сфере - благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение биосферной роли лесов Российской Федерации и биологического разнообразия;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий.
Достижение целей в области лесного хозяйства и в области лесной промышленности обеспечивается решением следующих задач:
повышение эффективности управления лесным сектором;
интенсификация использования и воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от нелегальных рубок;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
сохранение экологического потенциала лесов;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики;
развитие международного сотрудничества и переговорного процесса по вопросам лесного хозяйства;
формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.
Сведения о целевых показателях (об индикаторах) Программы и их значениях приведены в приложении N 1.
В целях эффективной реализации программно-целевого метода на всех уровнях лесоуправления в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются принятие и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации, охватывающих и учитывающих в полной мере все ключевые направления деятельности в области лесных отношений с учетом региональной специфики.
Государственные программы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений подлежат корреспондированию с Программой и соотнесению с общегосударственной системой целей, задач, целевых показателей (индикаторов), рисков, а также с уровнем финансирования Программы в сфере лесного хозяйства.
Сведения о целевых показателях (об индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2.
Данные целевых показателей (индикаторов) подлежат включению в состав государственных программ субъектов Российской Федерации в области лесных отношений с сохранением наименований и значений целевых показателей (индикаторов), установленных Программой.
В перспективе указанный подход должен найти свое отражение на региональном уровне в отношении установления взаимосвязи между государственными программами субъектов Российской Федерации и муниципальными программами в части вопросов взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти.
Особенно важным является направление охраны лесов в части планирования и проведения совместных и (или) взаимосвязанных (согласованных) мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение возникновения негативных ситуаций в лесной сфере, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, экологии региона, а также объектам экономики.
Также важным является обязательное отражение в государственных программах субъектов Российской Федерации всех источников финансирования по аналогии с Программой.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.
Заключение долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд в целях реализации основных мероприятий Программы не планируется.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведено в приложении N 5.
План реализации Программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов приведен в приложении N 6.
Программой предусматриваются меры по развитию приоритетных территорий Российской Федерации - Дальневосточного федерального округа, Байкальской природной территории, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя (далее - приоритетные территории Российской Федерации).
Направления развития приоритетных территорий Российской Федерации в Программе сформированы исходя из необходимости опережающего развития и особенностей лесов на приоритетных территориях Российской Федерации. Леса Дальневосточного федерального округа рассматриваются как природный комплекс, характеризующийся значительными запасами древесины, технического, лекарственного сырья, недревесных продуктов леса. Леса Байкальской природной территории обеспечивают сохранение природных комплексов региона, выполняя водоохранную, почвозащитную и водорегулирующую функции, играют важную роль в бассейне озера Байкал как фактор, обеспечивающий биологическую очистку стекающих вод, а также являются мощным биологическим поглотителем загрязнений. В Северо-Кавказском федеральном округе находятся леса преимущественно высокогорного типа с высокой долей ценных пород. Здесь сосредоточены почти все буковые леса Российской Федерации, а также значительная часть таких ценных пород деревьев, как дуб, граб, ясень. Леса Калининградской области при относительно низкой лесистости характеризуются большой хозяйственной и средообразующей ценностью. В теплой (южной) части Арктической зоны Российской Федерации представлены значительные лесные ресурсы (лесотундра и хвойные леса). На территории полуострова Крым леса расположены неравномерно - в горной зоне на юге лесистость достигает 60 процентов территории, а в среднем по Республике Крым - лишь 10 процентов. Город Севастополь характеризуется наличием только городских лесов, при этом земли лесного фонда на территории этого субъекта Российской Федерации полностью отсутствуют.
В качестве основных целей реализации Программы на приоритетных территориях Российской Федерации определены:
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия.
Условием эффективного достижения целей реализации Программы на приоритетных территориях Российской Федерации является решение следующих задач:
обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики.
Непосредственно действия по направлениям развития приоритетных территорий Российской Федерации предусматриваются в подпрограмме "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" Программы, целью которой является создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также для рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций, биологического разнообразия, баланса их выбытия и воспроизводства, и которая направлена на решение обеспечения эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия. В последние десятилетия наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, в том числе и на приоритетных территориях Российской Федерации. В связи с этим для сохранения и приумножения уникальных лесных ресурсов на приоритетных территориях Российской Федерации в рамках подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" Программы выделены отдельные мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Кроме того, в целях повышения эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики в Дальневосточном федеральном округе и на Байкальской природной территории в рамках подпрограммы "Стратегическое управление лесным хозяйством" Программы решаются задачи по повышению научно-технического потенциала отрасли, уровня внедрения инновационных разработок в лесное хозяйство.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (об индикаторах) Программы на территории Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 7.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (об индикаторах) Программы на Байкальской природной территории приведены в приложении N 8.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (об индикаторах) Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа приведены в приложении N 9.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (об индикаторах) Программы на территории Калининградской области приведены в приложении N 10.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (об индикаторах) Программы на территории Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 11.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (об индикаторах) Программы на территориях Республики Крым и г. Севастополя приведены в приложении N 12.
На территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий Российской Федерации, осуществляется реализация основных мероприятий Программы, направленных на сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, а также на повышение продуктивности и качества лесов.
Существующая система мероприятий направлена на решение задач, востребованных на текущем этапе реализации Программы, и включает в себя:
повышение эффективности предупреждения, возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения;
повышение эффективности проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов и ликвидации очагов вредных организмов;
проведение мероприятий лесоустройства, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного кадастрового учета лесных участков;
организацию интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование и регламентирование;
осуществление федерального государственного лесного надзора;
создание и содержание объектов лесного семеноводства;
осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов, а также проведение ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшения породного состава лесов;
приобретение лесопатрульной техники и оборудования;
обеспечение исполнения переданных полномочий субъектами Российской Федерации;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров лесного хозяйства, направленных на повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики;
мероприятия по увеличению площади лесовосстановления;
оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению;
мероприятия по формированию запаса лесных семян для лесовосстановления;
оснащение учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территории Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 13.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на Байкальской природной территории приведены в приложении N 14.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа приведены в приложении N 15.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территории Калининградской области приведены в приложении N 16.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территории Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 17.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территории Республики Крым приведены в приложении N 18.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территории г. Севастополя приведены в приложении N 19.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, приведены в приложении N 20.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Байкальской природной территории, приведены в приложении N 21.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, приведены в приложении N 22.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на территории Калининградской области приведены в приложении N 23.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Арктической зоны Российской Федерации, приведены в приложении N 24.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на территории Республики Крым приведены в приложении N 25.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на территории г. Севастополя приведены в приложении N 26.
Размер субвенций из федерального бюджета для каждого субъекта Российской Федерации определяется ежегодно в рамках формирования проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период по методике распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 838 "Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации". Для г. Севастополя соответствующие вопросы регламентируются также распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 1325-р, утвердившим Соглашение между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в области лесных отношений. Размер субвенции из федерального бюджета для г. Севастополя определяется ежегодно в рамках формирования проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период по методике распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на осуществление переданных субъектам Российской Федерации части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 31 "Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на осуществление переданных субъектам Российской Федерации части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".