2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Согласно Стратегии развития туризма ключевым конкурентным преимуществом развития туризма в Российской Федерации является наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей. Так, количество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России составляет 18, количество объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО - 11. По этим показателям Российская Федерация занимает в общемировом рейтинге 10-е и 4-е места соответственно.
Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации будут способствовать:
повышение уровня качества и безопасности туристской и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности;
увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры;
повышение доступности актуальной статистической информации в условиях возрастающей потребности в объемах и детализации отраслевых данных со стороны участников туристского рынка и органов власти;
увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры;
продолжение работы по снятию административных барьеров и совершенствование отраслевого законодательства Российской Федерации;
повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли;
достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и бесконтактных сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта;
преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий.
В соответствии со Стратегией развития туризма реализация указанных инициатив создаст существенные возможности для ускорения развития туризма и увеличения его роли в социально-экономическом развитии страны. Прежде всего, к таким возможностям относятся:
создание конкурентоспособного туристского продукта Российской Федерации;
стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках;
обеспечение необходимого разнообразия через формирование туристского продукта с учетом половозрастных, этнических, религиозных и иных особенностей населения;
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма с учетом тенденций развития туристской отрасли;
совершенствование системы управления туризмом в Российской Федерации, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма.
Помимо роста конкурентоспособности и раскрытия потенциала туристского продукта Программа также оказывает влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации, которые определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Так, наибольшее влияние Программа оказывает на национальную цель - сохранение населения, здоровья и благополучие людей, которая достигается путем предоставления гражданам качественных предоставляемых услуг в сфере туризма, которые обладают рекреационными свойствами и влияют на здоровье людей.
Предоставление качественных услуг в сфере туризма приведет к достижению таких целевых показателей в рамках национальной цели - сохранение населения, здоровья и благополучие людей как обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. Учитывая тот факт, что Программа включает в себя мероприятия по развитию спортивной туристской инфраструктуры, также будет достигнут такой целевой показатель, как увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов.
Рост сегментации туристских продуктов и популяризация самостоятельно организованного туризма способствуют усилению разнообразия видов туризма на территории Российской Федерации. Значительное развитие получают туристские продукты, основанные на сочетании нескольких видов туризма. Эти факторы определяют необходимость гибкого подхода к выделению видов туризма. К таким видам туризма относятся детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический, деловой и сельский.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере стратегического планирования основными приоритетами политики субъектов Российской Федерации в рамках реализации Программы являются разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации по обеспечению развития инфраструктуры туризма, поддержки предпринимательства, стимулирования создания рабочих мест.
В целях реализации государственной политики в сфере туризма субъекты Российской Федерации разрабатывают региональные государственные программы в сфере туризма. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении стимулирования внутреннего и въездного (экспортного) туристского потока посредством разработки в субъектах Российской Федерации соответствующих региональных программ.
В основе Программы лежат задачи обеспечения достижения роста социально-экономического развития субъектов, что включает:
с одной стороны, необходимость сфокусировать ресурсы и меры поддержки государства на федеральном и региональном уровнях на развитии туристских макротерриторий, повышая их инвестиционную привлекательность и улучшая условия для вложения в туристический бизнес;
с другой стороны, внедрение комплексного подхода к развитию туристских макротерриторий через концепцию территориального планирования, включая зонирование, архитектурный и дизайн-код, расчет турпотоков, нагрузку на инфраструктуру, экосистемы и многое другое, в том числе последующие целевое и фокусное применение комплексных механизмов поддержки развития туризма, предусмотренных в Программе.
Такой подход позволит стимулировать развитие туристских макротерриторий путем выделения и применения тех или иных мер не только с учетом потребности соответствующего региона, но и с учетом приоритетности туристской макротерритории в целом и вклада каждого субъекта в развитие туризма страны и влияния на рост показателей, предусмотренных в Стратегии развития туризма.
Повышение инвестиционной привлекательности туристских макротерриторий планируется за счет реализации следующих мер государственной поддержки:
льготное кредитование строительства и модернизации коллективных средств размещения и иных объектов туристской инфраструктуры;
продвижение туристских продуктов;
совершенствование законодательства Российской Федерации в части норм, регулирующих турагентскую деятельность (определение правового статуса турагента, повышение уровня защиты интересов потребителей туристских услуг, создание прозрачного и контролируемого рынка турагентской деятельности);
софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости.
В основе определения туристских макротерриторий лежит объединение субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, являющихся туристически привлекательными как для российского, так и для международного туриста (объединение точек притяжения туристов в единый туристский маршрут), в том числе создание единого туристского бренда, увеличение объема въездного туристского потока и количества объектов ЮНЕСКО, объема туристских услуг, а также темпа прироста числа размещенных туристов в коллективных средствах размещения, отражающего динамику развития туризма и социально-экономического развития туристской отрасли для субъектов Российской Федерации.
С учетом примененной классификации сформирован перечень туристских макротерриторий и входящих в них субъектов с учетом потенциала развития туризма в Российской Федерации и приведен в приложении N 1.
При разработке Программы особое внимание уделяется требованиям к политике субъектов Российской Федерации в сфере туризма, которые содержатся в следующих документах:
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р.