ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2019 г. N 1902
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ГРАНТОВ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ КРУПНЫХ
НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2019 г. N 1902
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ГРАНТОВ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ КРУПНЫХ
НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития в рамках подпрограммы "Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее соответственно - проект, грант).
2. Гранты предоставляются на конкурсной основе научным организациям и образовательным организациям высшего образования для государственной поддержки проектов (с объемом финансирования до 100 млн. рублей ежегодно) по приоритетным направлениям, определяемым президиумом федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук".
3. Перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант, включает затраты на оплату труда работников всех участников проекта, а также лиц, привлекаемых к реализации проекта на условиях гражданско-правовых договоров, приобретение изделий, комплектующих, материалов, оборудования, программного обеспечения, необходимого для реализации проекта, транспортные и командировочные расходы работников всех участников проекта, а также лиц, привлекаемых к реализации проекта на условиях гражданско-правовых договоров, расходы на содержание инфраструктуры проекта.
4. Гранты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства науки и высшего образования Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
5. Основанием заключения соглашения о предоставлении гранта является победа в конкурсе на предоставление гранта (далее соответственно - соглашение, конкурс).
6. Предметом конкурса является отбор проектов.
7. Продолжительность проектов составляет 3 года с возможным продлением на 2 года.
8. Участниками конкурса могут быть научные организации и образовательные организации высшего образования, подавшие заявку на предоставление гранта и соответствующие требованиям, установленным в объявлении о проведении конкурса (далее соответственно - участник конкурса, заявка).
9. В целях формирования тематик проектов и критериев конкурсного отбора проектов Министерство науки и высшего образования Российской Федерации создает экспертный совет, состоящий в том числе из представителей федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (далее - экспертный совет).
10. Для рассмотрения и оценки заявок, а также определения победителей конкурса Министерство науки и высшего образования Российской Федерации формирует конкурсную комиссию, а также утверждает ее состав и положение о ней.
11. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:
а) создает экспертный совет, утверждает положение о нем и его состав;
б) утверждает регламент работы конкурсной комиссии;
в) принимает решение о проведении конкурса;
г) разрабатывает и утверждает конкурсную документацию;
д) утверждает порядок осуществления мониторинга реализации проектов.
12. Конкурсная комиссия:
а) рассматривает поступившие на конкурс заявки и проверяет их на соответствие требованиям, определенным конкурсной документацией;
б) организует проведение экспертизы поступивших на конкурс заявок;
в) по результатам экспертизы заявок определяет победителей конкурса.
13. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утверждает и размещает не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока подачи заявок на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") объявление о проведении конкурса и конкурсную документацию, которые содержат в том числе:
а) требования к содержанию, форме и составу заявки;
б) порядок, место начала и окончания срока подачи заявок;
в) порядок и сроки внесения изменений в объявление о проведении конкурса;
г) порядок, место, дату и время рассмотрения заявок;
д) критерии конкурсного отбора проектов, сформированные экспертным советом, порядок и сроки оценки заявок;
е) сроки размещения на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет" информации о результатах конкурса;
ж) порядок и сроки заключения соглашения.
14. Основанием для отказа от участия в конкурсе является несоответствие участника конкурса следующим требованиям:
а) участник конкурса не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
б) участник конкурса на дату подачи заявки не получает в текущем финансовом году средства из федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
в) у участника конкурса на дату подачи заявки отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;
г) у участника конкурса по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявка, отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
д) участник конкурса на дату подачи заявки не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
15. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации вправе отказаться от проведения конкурса в течение 15 календарных дней со дня начала подачи заявок в случае изменения объемов финансирования государственной программы Российской Федерации "Научно-техническое развитие Российской Федерации", установления нецелесообразности проведения конкурса, а также в случаях выявления необходимости уточнения условий конкурса. При принятии Министерством науки и высшего образования Российской Федерации решения об отказе от проведения конкурса соответствующее уведомление размещается на официальном сайте Министерства науки высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет" в течение одного рабочего дня со дня его принятия.
16. Участник конкурса до истечения срока подачи заявок представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации заявку, включающую в том числе:
а) проект с описанием результатов фундаментального научного исследования и их соответствия мировому уровню, а также объема заявленной потребности в средствах гранта с обоснованием планируемых расходов, рассчитанных на срок реализации проекта;
б) справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у участника конкурса по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявка, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
в) справку, подписанную уполномоченным лицом участника конкурса, подтверждающую отсутствие у участника конкурса на дату подачи заявки просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;
г) справку, подписанную уполномоченным лицом участника конкурса, подтверждающую, что по состоянию на дату подачи заявки участник конкурса не является в текущем финансовом году получателем средств из федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
д) справку, подписанную уполномоченным лицом участника конкурса, подтверждающую, что участник конкурса на дату подачи заявки не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
е) справку, подписанную уполномоченным лицом участника конкурса по состоянию на дату подачи заявки, подтверждающую, что участник конкурса не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
ж) документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени участника конкурса.
17. Государственные организации, за исключением организаций, функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, для участия в конкурсе представляют письменное согласие государственных органов или государственных организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя указанных организаций, на их участие в конкурсе в соответствии с условиями конкурса, оформленное на бланке такого государственного органа или государственной организации.
18. Документы, указанные в пунктах 16 и 17 настоящих Правил, должны быть представлены участником конкурса в полном объеме в соответствии с требованиями к их оформлению, установленными в объявлении о проведении конкурса, и содержать достоверную информацию. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации документов несет участник конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Участник конкурса формирует заявку с учетом потребности в средствах гранта, которая должна соответствовать планируемому к предоставлению размеру гранта, определенному в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил.
20. Датой представления участником конкурса заявки считается день ее поступления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
21. Конкурсная комиссия рассматривает заявки и в срок до 40 рабочих дней со дня окончания их приема Министерством науки и высшего образования Российской Федерации принимает решение об итогах конкурса, подведенных по результатам экспертизы заявок.
22. Экспертиза заявок осуществляется в 2 этапа.
23. Первый этап (техническая экспертиза) проводится в срок до 10 рабочих дней со дня окончания приема заявок.
На первом этапе конкурсная комиссия осуществляет экспертизу заявок на соответствие требованиям, установленным в объявлении о проведении конкурса.
Конкурсная комиссия на первом этапе рассмотрения и оценки заявок принимает одно из следующих решений:
о допуске заявки к участию во втором этапе экспертизы;
об отклонении заявки.
24. Второй этап (содержательная экспертиза) проводится в срок до 30 рабочих дней со дня окончания первого этапа.
На втором этапе экспертиза проводится по критериям, сформированным экспертным советом, с выставлением баллов по каждому критерию с участием отобранных экспертным советом экспертов федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук".
25. Оценка заявок осуществляется конкурсной комиссией путем подсчета баллов по всем критериям, утвержденным экспертным советом. Итоговая оценка заявки в баллах определяется простым сложением баллов по каждому критерию.
26. Победителями конкурса признаются заявки, набравшие наибольшее количество баллов по результатам экспертизы.
27. Основаниями для отказа получателю гранта в предоставлении гранта являются:
а) несоответствие представленных получателем гранта документов требованиям к документам, определенным пунктами 16 и 17 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов в составе заявки;
б) недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных получателем гранта в составе заявки.
28. Итоги конкурса размещаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на своем официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 3 рабочих дней после принятия конкурсной комиссией решения об итогах конкурсного отбора, содержащего перечень победителей конкурса и размер предоставляемых им грантов.
29. Размеры грантов, предоставляемых победителям конкурса, определяются конкурсной комиссией в соответствии с заявками с учетом пунктов 4 и 30 настоящих Правил.
30. Предельный размер гранта на финансовый год составляет 100 млн. рублей.
31. Если размер гранта, предоставляемый получателю гранта меньше запрашиваемой суммы, получатель гранта вправе отказаться от получения гранта, о чем получатель гранта обязан уведомить Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет" решения об итогах конкурса.
32. В случае отказа участника конкурса от получения гранта право заключения соглашения предоставляется участнику конкурса, чья заявка на участие в конкурсе по итогам конкурсного отбора получила следующий порядковый номер после заявок победителей конкурса.
33. Предоставление гранта осуществляется на основании соглашения, заключенного между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и получателем гранта по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, которое содержит в том числе следующие положения:
а) цели предоставления гранта, его размер, условия и сроки (периодичность) перечисления гранта, счета, на которые подлежит перечислению грант;
б) перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил;
в) значения результатов предоставления гранта и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта;
г) последствия недостижения получателем гранта значений результатов предоставления гранта и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта;
д) порядок, форма и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, отчетности о достижении получателем гранта значений результатов предоставления гранта и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта;
е) согласие получателя гранта на осуществление Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченным органом государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, установленных настоящими Правилами и соглашением;
ж) запрет приобретения иностранной валюты за счет полученных из федерального бюджета средств, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением целей предоставления указанных средств;
з) порядок и сроки возврата получателем гранта средств гранта в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в случае установления фактов несоблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, а также в случае недостижения результатов предоставления гранта и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта;
и) обязательство получателя гранта по уплате штрафа, размер которого рассчитывается согласно пункту 37 настоящих Правил;
к) обязательство получателя гранта по использованию средств гранта на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил;
л) условие и порядок заключения дополнительного соглашения о внесении в соглашение изменений, условия расторжения соглашения;
м) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
34. Результатами предоставления грантов является реализация крупных научных или научно-технических проектов по приоритетным направлениям, определяемым президиумом федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук".
Перечень показателей, необходимых для достижения результатов предоставления грантов, должен содержать целевые показатели, обеспечивающие достижение результатов и целевых показателей подпрограммы 3 "Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
35. Перечисление гранта осуществляется:
бюджетным (автономным) учреждениям на лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в сроки, предусмотренные соглашением;
юридическим лицам, за исключением бюджетных (автономных) учреждений, на счета, открытые территориальным органом Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства получателем гранта платежных документов для оплаты денежного обязательства получателя гранта.
36. Оценка эффективности осуществления получателем гранта расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, осуществляется на основе достижения значений результатов предоставления грантов и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления грантов, установленных соглашением.
37. В случае недостижения значений результатов предоставления грантов и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления грантов, предусмотренных соглашением, к получателю гранта применяются штрафные санкции.
Размер штрафных санкций (A) определяется по формуле:
где:
V - объем средств гранта, фактически использованных за отчетный период в рамках соглашения;
M - общее количество результатов предоставления грантов и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления грантов, предусмотренных соглашением;
n - количество результатов предоставления грантов и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления грантов, предусмотренных соглашением, достигнутое значение которых ниже целевого значения;
di - фактическое значение i-го показателя, необходимого для достижения результатов предоставления гранта, предусмотренного соглашением;
Di - плановое значение i-го показателя, необходимого для достижения результатов предоставления гранта, предусмотренного соглашением, установленное на отчетный период.
38. В случае применения штрафных санкций к получателю гранта в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил получатель гранта обязан в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации перечислить указанную в нем сумму штрафных санкций в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
39. В случае недостижения получателем гранта значений результатов предоставления грантов и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления грантов, установленных соглашением, вследствие обстоятельств непреодолимой силы штраф не применяется.
40. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченный орган государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта, установленных настоящими Правилами и соглашением.
41. В случае установления в ходе проверок, проведенных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта несоблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта, а также недостижения результатов, предусмотренных соглашением, соответствующие средства гранта подлежат возврату в доход федерального бюджета в размере выявленных нарушений:
а) на основании требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - не позднее 10-го рабочего дня со дня получения указанного требования получателем гранта;
б) на основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.