ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2023 г. N 1352

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны и Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, без выделения дополнительных бюджетных ассигнований.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 августа 2023 г. N 1352

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. В Положении о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5394):

1) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2. Объектами федерального государственного надзора (далее - объект надзора) являются:

а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

б) виды продукции, предназначенной для гражданской обороны, по перечню согласно приложению (далее - продукция).

3. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение лицами, указанными в пункте 2 статьи 13.1 Федерального закона "О гражданской обороне" (далее - контролируемые лица):

а) обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования в области гражданской обороны);

б) требований, установленных пунктами 9 - 24, 26 - 29, 31 - 35, 63 - 65, 74 и 78 - 81 технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) (далее соответственно - технический регламент, требования технического регламента).";

2) в пункте 8:

подпункт "б" дополнить словами ", требований технического регламента";

подпункт "и" после слов "гражданской обороны," дополнить словами "требований технического регламента,";

3) в пункте 9:

подпункты "б" и "в" после слов "гражданской обороны," дополнить словами "требований технического регламента,";

в подпункте "е" слова "гражданской обороны, принимать" заменить словами "гражданской обороны, требований технического регламента, принимать", слова "гражданской обороны и о восстановлении" заменить словами "гражданской обороны, требований технического регламента и о восстановлении";

4) подпункт "в" пункта 10 после слов "гражданской обороны" дополнить словами ", требований технического регламента";

5) в пункте 37 слова "гражданской обороны и (или)" заменить словами "гражданской обороны, требований технического регламента и (или)", слова "гражданской обороны до контролируемых" заменить словами "гражданской обороны, требований технического регламента до контролируемых";

6) пункт 40 дополнить словами ", требований технического регламента";

7) пункт 46 изложить в следующей редакции:

"46. В случае наличия у органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента или признаках нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента.";

8) пункт 47 после слов "гражданской обороны" дополнить словами ", требований технического регламента";

9) пункт 48 дополнить словами ", требований технического регламента";

10) пункт 50 изложить в следующей редакции:

"50. Учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента и возражений контролируемых лиц осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента и возражений контролируемых лиц, типовая форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.";

11) подпункт "в" пункта 58 дополнить словами ", требований технического регламента";

12) предложение второе пункта 67 после слов "к его деятельности," дополнить словами "требованиях технического регламента,";

13) в пункте 69 слова "в отношении объектов надзора всех категорий риска" исключить;

14) пункт 78 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) выборочный контроль.";

15) пункт 79 после слов "гражданской обороны" дополнить словами ", требований технического регламента";

16) пункт 99 изложить в следующей редакции:

"99. Внеплановые документарные проверки могут проводиться:

а) в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом "д" пункта 119 настоящего Положения;

б) в целях соблюдения контролируемыми лицами требований технического регламента;

в) в целях оценки выполнения контролируемыми лицами решений органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом "д" пункта 119 настоящего Положения.";

17) пункт 106 изложить в следующей редакции:

"106. Внеплановые выездные проверки могут проводиться:

а) в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска;

б) в целях оценки выполнения контролируемыми лицами решений органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом "д" пункта 119 настоящего Положения.";

18) дополнить пунктами 106(1) - 106(10) следующего содержания:

"106(1). Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований технического регламента.

106(2). Выборочный контроль является внеплановым выборочным контролем и осуществляется с учетом положений части 12 статьи 69 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Плановый выборочный контроль не проводится.

106(3). Выборочный контроль может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия на основании решения органа, осуществляющего федеральный государственный надзор.

106(4). О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.

106(5). В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) получение письменных объяснений;

в) истребование документов;

г) отбор проб (образцов);

д) инструментальное обследование;

е) испытание;

ж) экспертиза.

106(6). В ходе выборочного контроля при выполнении всех контрольных (надзорных) действий осуществляется идентификация продукции в целях:

а) отнесения продукции к объектам технического регулирования технического регламента;

б) подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента;

в) установления соответствия продукции технической документации, образцу и (или) описанию.

106(7). В ходе выборочного контроля инспектор предъявляет контролируемому лицу требование о представлении информации в части регистрационного номера сертификата соответствия, доказательных материалов, использованных при осуществлении подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента, а также необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом требований технического регламента документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных и носителей информации.

106(8). При осуществлении контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы в ходе выборочного контроля используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для технического регламента в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О техническом регулировании", Договором о Евразийском экономическом союзе и перечнем международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, в результате применения которых обеспечивается исполнение требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2023 г. N 78.

106(9). Результаты выборочного контроля оформляются в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы, и направляются контролируемому лицу, у которого осуществляется отбор проб (образцов) продукции, с приложением результатов инструментального обследования, испытания или экспертизы продукции.

106(10). После завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением случаев утраты приобретенной продукцией потребительских свойств) продукция возвращается контролируемому лицу, у которого она была изъята.";

19) пункт 114 после слов "гражданской обороны," дополнить словами "требований технического регламента,";

20) пункт 115 после слов "гражданской обороны" дополнить словами ", требований технического регламента";

21) дополнить пунктами 115(1) - 115(8) следующего содержания:

"115(1). Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в присутствии контролируемого лица или его представителя с применением видеозаписи.

115(2). Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется в случае, если отсутствует возможность оценки соблюдения требований технического регламента иными способами, без отбора проб (образцов).

115(3). Отбор проб (образцов) продукции для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется в количестве, не превышающем норм, установленных документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений.

115(4). Инструментальное обследование проводится инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей и действий (событий), имеющих значение для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.

115(5). Экспертиза проводится по поручению органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в следующем порядке:

а) отбор проб (образцов) продукции;

б) проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);

в) проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции;

г) оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в 3 экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.

115(6). Результаты инструментального обследования, испытания или экспертизы предоставляются контролируемому лицу, у которого осуществлялся отбор проб (образцов) продукции, в течение 24 часов после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы.

115(7). Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

115(8). Экспертное заключение приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.";

22) в пункте 116 слова "образца исследования" заменить словами "образца продукции исходя из его характеристик (габариты, форма, вес, технологические параметры)";

23) в пункте 119:

подпункт "а" после слов "гражданской обороны," дополнить словами "требований технического регламента,";

подпункт "д" дополнить словами ", требований технического регламента";

24) пункт 125 после слов "гражданской обороны" дополнить словами ", требований технического регламента";

25) пункт 126 изложить в следующей редакции:

"126. В обязательном порядке фотосъемка и (или) видеозапись доказательств нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента осуществляются при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, представителями которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий.

При отборе проб (образцов) в ходе выборочного контроля в обязательном порядке осуществляется видеозапись доказательств нарушений требований технического регламента в случае, если отсутствует возможность оценки соблюдения требований технического регламента иными способами, без отбора проб (образцов).";

26) пункт 127 после слов "гражданской обороны" дополнить словами ", требований технического регламента";

27) в пункте 129:

слова "гражданской обороны при помощи" заменить словами "гражданской обороны, требований технического регламента при помощи";

дополнить словами ", требований технического регламента";

28) пункт 130 дополнить словами ", требований технического регламента";

29) пункт 132 после слов "гражданской обороны" дополнить словами ", требований технического регламента";

30) в пункте 135:

подпункт "а" после слов "гражданской обороны" дополнить словами ", требований технического регламента";

в подпункте "б":

слова "гражданской обороны является" заменить словами "гражданской обороны, требований технического регламента является";

дополнить словами ", требований технического регламента";

31) дополнить приложением следующего содержания:

"Приложение
к Положению о федеральном
государственном надзоре в области
гражданской обороны

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ПРОДУКЦИИ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

1. Защитно-герметические устройства и изделия защитных сооружений гражданской обороны:

а) защитно-герметические и герметические двери, ворота и ставни;

б) противовзрывные защитные секции;

в) расширительные камеры;

г) клапаны герметические;

д) клапаны избыточного давления;

е) регулирующие заглушки.

2. Вентиляционные агрегаты, фильтры и регенеративные установки защитных сооружений гражданской обороны:

а) вентиляторы с электроручным приводом;

б) вентиляторы с электрическим приводом;

в) фильтры ячейковые;

г) предфильтры;

д) регенеративные патроны и установки (различных технологий регенерации).

3. Технические средства управления и связи:

а) автоматизированное рабочее место оперативного дежурного;

б) оконечный абонентский терминал;

в) вспомогательное оборудование.

4. Технические средства оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также о чрезвычайных ситуациях:

а) автоматизированное рабочее место оповещения;

б) аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения;

в) оконечное средство оповещения.".

2. В Положении о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013 "О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5400):

1) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение лицами, указанными в подпункте "а" пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - контролируемые лица):

а) обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);

б) требований, установленных пунктом 36, подпунктами "б" - "з" пункта 37, пунктами 38 - 44, 47 - 51, 53 - 65, 74 и 78 - 81 технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) (далее соответственно - технический регламент, требования технического регламента).";

2) подпункты "б" и "и" пункта 7 после слов "чрезвычайных ситуаций," дополнить словами "требований технического регламента,";

3) в пункте 8:

подпункты "б" и "в" после слов "чрезвычайных ситуаций," дополнить словами "требований технического регламента,";

в подпункте "е" слова "чрезвычайных ситуаций, принимать" заменить словами "чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, принимать", слова "чрезвычайных ситуаций и о восстановлении" заменить словами "чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента и о восстановлении";

4) в пункте 9:

подпункт "а" после слов "чрезвычайных ситуаций," дополнить словами "требований технического регламента,";

подпункт "в" после слов "чрезвычайных ситуаций" дополнить словами ", требований технического регламента";

5) пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. В настоящем Положении под объектами федерального государственного надзора (далее - объект надзора) понимается:

деятельность организаций и граждан, эксплуатирующих потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, государственных корпораций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организаций и граждан, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

виды продукции, предназначенной для защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по перечню согласно приложению (далее - продукция).

Учет объектов надзора осуществляется посредством включения сведений об объектах надзора в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - автоматизированная система).";

6) в пункте 35 слова "чрезвычайных ситуаций и (или)" заменить словами "чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента и (или)", слова "чрезвычайных ситуаций до контролируемых" заменить словами "чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента до контролируемых";

7) пункт 38 дополнить словами ", требований технического регламента";

8) пункт 44 изложить в следующей редакции:

"44. В случае наличия у органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента.";

9) в пункте 45 слова "чрезвычайных ситуаций должно" заменить словами "чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента должно", слова "чрезвычайных ситуаций, нормативный" заменить словами "чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, нормативный";

10) пункт 46 после слов "чрезвычайных ситуаций" дополнить словами ", требований технического регламента";

11) пункт 47 дополнить словами ", требований технического регламента";

12) пункт 49 изложить в следующей редакции:

"49. Учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента и возражений контролируемых лиц осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента и возражений контролируемых лиц, типовая форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.";

13) подпункт "в" пункта 57 дополнить словами ", требований технического регламента";

14) предложение второе пункта 66 после слов "к его деятельности," дополнить словами "требованиях технического регламента,";

15) в пункте 68 слова "в отношении объектов надзора всех категорий риска" исключить;

16) пункт 77 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) выборочный контроль.";

17) пункт 78 после слов "чрезвычайных ситуаций" дополнить словами ", требований технического регламента";

18) пункт 96 изложить в следующей редакции:

"96. Внеплановые документарные проверки могут проводиться:

а) в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом "д" пункта 108 настоящего Положения;

б) в целях соблюдения контролируемыми лицами требований технического регламента;

в) в целях оценки выполнения контролируемыми лицами решений органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом "д" пункта 108 настоящего Положения.";

19) пункт 100 изложить в следующей редакции:

"100. Внеплановые выездные проверки могут проводиться:

а) в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска;

б) в целях оценки выполнения контролируемыми лицами решений органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом "д" пункта 108 настоящего Положения.";

20) дополнить пунктами 100(1) - 100(10) следующего содержания:

"100(1). Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований технического регламента.

100(2). Выборочный контроль является внеплановым выборочным контролем и осуществляется с учетом положений части 12 статьи 69 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Плановый выборочный контроль не проводится.

100(3). Выборочный контроль может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия на основании решения органа, осуществляющего федеральный государственный надзор.

100(4). О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.

100(5). В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) получение письменных объяснений;

в) истребование документов;

г) отбор проб (образцов);

д) инструментальное обследование;

е) испытание;

ж) экспертиза.

100(6). В ходе выборочного контроля при выполнении всех контрольных (надзорных) действий осуществляется идентификация продукции в следующих целях:

а) отнесение продукции к объектам технического регулирования технического регламента;

б) подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента;

в) установление соответствия продукции технической документации, образцу и (или) описанию.

100(7). В ходе выборочного контроля инспектор предъявляет контролируемому лицу требование о представлении информации в части регистрационного номера сертификата соответствия, доказательных материалов, использованных при осуществлении подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента, а также необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом требований технического регламента документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных и носителей информации.

100(8). При осуществлении контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы в ходе выборочного контроля используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для технического регламента в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О техническом регулировании", Договором о Евразийском экономическом союзе и перечнем международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, в результате применения которых обеспечивается исполнение требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2023 г. N 78.

100(9). Результаты выборочного контроля оформляются в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы, и направляются контролируемому лицу, у которого осуществляется отбор проб (образцов) продукции, с приложением результатов инструментального обследования, испытания или экспертизы продукции.

100(10). После завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением случаев утраты приобретенной продукцией потребительских свойств) продукция возвращается контролируемому лицу, у которого она была изъята.";

21) дополнить пунктами 105(1) - 105(8) следующего содержания:

"105(1). Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в присутствии контролируемого лица или его представителя с применением видеозаписи.

105(2). Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется в случае, если отсутствует возможность оценки соблюдения требований технического регламента иными способами, без отбора проб (образцов).

105(3). Отбор проб (образцов) продукции для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется в количестве, не превышающем норм, установленных документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений.

105(4). Инструментальное обследование проводится инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей и действий (событий), имеющих значение для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.

105(5). Экспертиза проводится по поручению органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в следующем порядке:

а) отбор проб (образцов) продукции;

б) проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);

в) проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции;

г) оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в 3 экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.

105(6). Результаты инструментального обследования, испытания или экспертизы предоставляются контролируемому лицу, у которого осуществлялся отбор проб (образцов) продукции, в течение 24 часов после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы.

105(7). Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

105(8). Экспертное заключение приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.";

22) в пункте 106 слова "образца исследования" заменить словами "образца продукции исходя из его характеристик (габариты, форма, вес, технологические параметры)";

23) в пункте 108:

подпункт "а" после слов "чрезвычайных ситуаций," дополнить словами "требований технического регламента,";

подпункт "д" дополнить словами ", требований технического регламента";

24) пункт 113 после слов "чрезвычайных ситуаций" дополнить словами ", требований технического регламента";

25) пункт 114 изложить в следующей редакции:

"114. В обязательном порядке фотосъемка и (или) видеозапись доказательств нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента осуществляются при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, представителями которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий.

При отборе проб (образцов) в ходе выборочного контроля в обязательном порядке осуществляется видеозапись доказательств нарушений требований технического регламента в случае, если отсутствует возможность оценки соблюдения требований технического регламента иными способами, без отбора проб (образцов).";

26) предложение первое пункта 115 после слов "чрезвычайных ситуаций" дополнить словами ", требований технического регламента";

27) в пункте 117:

слова "чрезвычайных ситуаций при помощи" заменить словами "чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента при помощи";

дополнить словами ", требований технического регламента";

28) пункт 118 дополнить словами ", требований технического регламента";

29) пункт 120 после слов "чрезвычайных ситуаций" дополнить словами ", требований технического регламента";

30) дополнить приложением следующего содержания:

"Приложение
к Положению о федеральном
государственном надзоре в области
защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ПРОДУКЦИИ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Аварийно-спасательные машины.

2. Аварийно-спасательные робототехнические средства.

3. Аварийно-спасательный инструмент.

4. Средства поиска пострадавших.

5. Средства преодоления водных преград при ведении аварийно-спасательных работ.

6. Средства жизнеобеспечения спасателей и пострадавших:

а) здания и сооружения мобильные;

б) палатки каркасные (пневмокаркасные);

в) специальная защитная одежда (снаряжение) для аварийно-спасательных работ:

специальная защитная одежда спасателя общего назначения;

специальная защитная одежда (снаряжение) спасателя;

средства защиты рук, ног, головы спасателя.

7. Информационно-вычислительные (программно-технические) комплексы мониторинга.

8. Средства передачи данных.

9. Датчики и измерительные средства контроля изменения состояния параметров окружающей среды или отдельных ее компонентов.".