ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2021 г. N 128
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ РЕЕСТРА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований;
план-график формирования реестра обязательных требований.
2. Определить:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оператором реестра обязательных требований (далее - реестр);
Министерство экономического развития Российской Федерации уполномоченным органом, осуществляющим методическое обеспечение наполнения реестра;
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор), предоставление лицензий, иных разрешений и аккредитацию, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" уполномоченными органами и организациями по внесению сведений в реестр.
3. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) ввести до 1 марта 2021 г. реестр в опытную эксплуатацию;
б) обеспечить до 1 июля 2021 г. работу публичного портала реестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Уполномоченным органам и организациям по внесению сведений в реестр в соответствии с планом-графиком, утвержденным настоящим постановлением, обеспечить внесение сведений об обязательных требованиях и их актуализацию в реестре в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
5. Министерству экономического развития Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по координации и методическому обеспечению формирования, ведения и актуализации реестра с участием Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и иных органов государственной власти и юридических лиц.
6. Установить, что межведомственная рабочая группа по координации и методическому обеспечению формирования, ведения и актуализации реестра утверждает перечень и план проведения основных мероприятий, направленных на развитие реестра.
7. Реализация полномочий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2021 г., но не ранее дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 128
ПРАВИЛА
ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ РЕЕСТРА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
1. Настоящие Правила определяют порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований (требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации (далее - разрешительная деятельность), оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы) (далее - реестр). Реестр ведется в сферах общественных отношений, к которым применяется Федеральный закон "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
2. Реестр представляет собой федеральную государственную информационную систему, которая создается в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях, установивших их нормативных правовых актах, о сроке их действия, а также в целях обеспечения ведения в электронной форме реестра содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований и базы данных о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования.
3. Задачами создания реестра является автоматизация процессов:
а) формирования, ведения и актуализации реестра содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований;
б) выделения обязательных требований из текстов нормативных правовых актов;
в) информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях.
4. Сведения в реестр вносятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, а также аккредитацию, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", а также в случае, если полномочие Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) или разрешительной деятельности передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию (далее - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации).
5. Реестр включает следующие сведения (атрибуты) в отношении каждого обязательного требования:
а) содержание обязательного требования (условия, ограничения, запреты, обязанности);
б) реквизиты структурной единицы нормативного правового акта, содержащего обязательное требование, и ее текст;
в) срок действия обязательного требования;
г) сведения о статусе обязательного требования (действующее, недействующее требование). Хранение в реестре сведений об обязательных требованиях, в том числе недействующих, осуществляется на постоянной основе;
д) вид, наименование и реквизиты нормативного правового акта, содержащего обязательное требование;
е) ссылка на текст нормативного правового акта на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) или ссылка на прямое скачивание нормативного правового акта с сайта заинтересованного федерального органа исполнительной власти, уполномоченной организации, если он не опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru);
ж) объект установления обязательного требования (осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий, результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования);
з) сферы общественных отношений, затрагиваемые обязательным требованием;
и) виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать обязательное требование, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (в случае, если обязательное требование устанавливается в отношении деятельности лиц);
к) форма оценки соблюдения обязательного требования (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции, иные формы оценки и экспертизы);
л) перечень документов (сведений), подтверждающих соответствие субъекта (объекта) обязательному требованию (при наличии);
м) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации, осуществляющие выдачу документов или предоставление сведений, подтверждающих соответствие субъекта (объекта) обязательному требованию (при наличии);
н) вид государственного контроля (надзора), наименование вида разрешительной деятельности (полномочия по предоставлению лицензий, иных разрешений и аккредитации), в рамках которых обеспечивается оценка соблюдения обязательного требования, установленного нормативным правовым актом, в соответствии с федеральной государственной информационной системой "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (при наличии);
о) ответственность, предусмотренная за несоблюдение обязательного требования с указанием ее размера (при наличии);
п) наименование и реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего ответственность за несоблюдение обязательного требования;
р) реквизиты структурной единицы нормативного правового акта, устанавливающего ответственность за несоблюдение обязательного требования, и ее текст;
с) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации, осуществляющие государственный контроль (надзор) и оценку соблюдения обязательных требований;
т) субъект административной ответственности за несоблюдение обязательного требования;
у) наименование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций, осуществляющих полномочия по привлечению к административной ответственности за нарушение обязательного требования;
ф) гиперссылки на проверочные листы (после их утверждения) в формате, допускающем их использование для самообследования (при наличии);
х) гиперссылки на руководства по соблюдению обязательных требований, иные документы ненормативного характера, содержащие информацию об обязательном требовании и порядке его соблюдения (при их наличии);
ц) гиперссылки на доклады о достижении целей введения обязательных требований (при наличии).
6. Перечни лиц, ответственных за размещение сведений в реестре (далее - ответственные лица), подлежат утверждению заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями.
7. Размещение в реестре сведений об обязательных требованиях (атрибутов), предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного лица в соответствии с положениями Федерального закона "Об электронной подписи".
8. Руководители и ответственные лица заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций несут ответственность за полноту и достоверность сведений об обязательных требованиях (атрибутов), предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, размещенных в реестре, а также за соблюдение порядка и сроков их внесения в реестр.
9. В случае если федеральный орган исполнительной власти не осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений, контроль за полнотой и достоверностью сведений об обязательных требованиях, размещенных таким органом в реестре, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений.
10. Принципами функционирования реестра являются:
а) публичность и доступность информации, размещаемой в реестре;
б) предоставление доступа к сервисам реестра, осуществляемого с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предполагающего возможность индивидуализированной настройки процессов и информационных ресурсов реестра;
в) авторизованный доступ к реестру, осуществляемый с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
г) информационное взаимодействие реестра с иными информационными системами, осуществляемое в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
11. Участниками реестра являются:
а) оператор реестра - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
б) уполномоченный орган, осуществляющий методическое обеспечение наполнения реестра, - Министерство экономического развития Российской Федерации;
в) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации.
12. Оператор реестра выполняет следующие функции:
а) обеспечивает разработку программного обеспечения реестра в соответствии с функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными требованиями к реестру;
б) обеспечивает функционирование специализированного сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего сведения об обязательных требованиях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - публичный портал), а также круглосуточный доступ граждан и организаций к указанным сведениям;
в) обеспечивает сохранность информации, содержащейся в реестре, и невозможность ее несанкционированного изменения;
г) организует доступ к реестру ответственных лиц и их информационную поддержку по техническим вопросам;
д) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к реестру, а также об ответственных лицах и осуществляет их хранение;
е) обеспечивает администрирование, эксплуатацию, развитие программно-технических средств реестра и его бесперебойное функционирование в соответствии с функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными требованиями к реестру;
ж) обеспечивает соответствие реестра требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты информации.
13. Уполномоченный орган, осуществляющий методическое обеспечение наполнения реестра, выполняет следующие функции:
а) в целях формирования, ведения и актуализации реестра организует методическое сопровождение его работы;
б) определяет направления развития реестра и обеспечивает по согласованию с оператором реестра формирование функциональных, технических, качественных и эксплуатационных требований к реестру;
в) разрабатывает методические рекомендации по формированию, ведению и актуализации реестра, в том числе нормативно-справочную информацию.
14. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации выполняют следующие функции:
а) вносят в реестр сведения о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования;
б) вносят в реестр формулировки обязательных требований, сведения (атрибуты), предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, посредством заполнения электронных форм реестра;
в) определяют лиц, ответственных за размещение сведений в реестр.
15. Министерство юстиции Российской Федерации принимает участие в методическом сопровождении работы реестра.
16. Функциями реестра являются:
а) формирование реестра в соответствии с установленным атрибутивным составом;
б) формирование базы данных о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования;
в) обеспечение возможности формирования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями в автоматизированном режиме проверочных листов на основе сведений реестра;
г) формирование рекомендаций по выделению обязательных требований из текстов нормативных правовых актов, загруженных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями;
д) обеспечение возможности анализа практики применения обязательных требований, в том числе выявления дублирования обязательных требований и оценки затрат на соблюдение обязательных требований;
е) обеспечение возможности автоматического заполнения отдельных сведений (атрибутов) с использованием нормативно-справочной информации реестра и базы данных о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования, формируемой в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, при их наличии, а также обеспечение возможности корректировки ответственными лицами автоматически заполненных значений.
17. Технические и программные средства реестра обеспечивают:
а) защиту информации, содержащейся в информационных ресурсах, в том числе от копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;
б) применение усиленной квалифицированной электронной подписи при размещении, изменении или удалении информации в соответствии с положениями Федерального закона "Об электронной подписи", а также возможность проверки такой электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации средствами реестра;
в) идентификацию, аутентификацию и авторизацию участников, осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, содержащейся в информационных ресурсах;
г) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о лицах, осуществивших изменения;
д) ежедневное копирование информации и электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающий возможность восстановления указанной информации;
е) хранение резервных копий информации и электронных журналов учета операций, полученных в результате ежедневного копирования в течение срока, установленного оператором реестра, но не менее 30 календарных дней.
18. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на публичном портале.
19. Актуализация сведений об обязательных требованиях, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, производится заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями не позднее 5 рабочих дней до даты вступления в силу нормативного правового акта, содержащего новое обязательное требование и (или) вносящего изменения в нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование, либо признающего утратившим силу нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование.
20. Актуализация сведений об обязательных требованиях, установленных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", производится заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями не позднее 10 рабочих дней со дня официального опубликования нормативного правового акта, содержащего новое обязательное требование и (или) вносящего изменения в нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование, либо признающего утратившим силу нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование.
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 128
ПЛАН-ГРАФИК
ФОРМИРОВАНИЯ РЕЕСТРА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Наименование федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации
|
Сфера общественных отношений
|
Форма оценки соблюдения обязательных требований
|
Срок внесения сведений
|
|
1.
|
Роструд
|
охрана труда
|
федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
|
30 апреля 2021 г.
|
2.
|
Роспотребнадзор
|
предоставление услуг населению, оказание услуг общественного питания, оказание услуг предприятиями торговли
|
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
|
30 апреля 2021 г.
|
3.
|
Росаккредитация
|
аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации
|
федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации
|
30 апреля 2021 г.
|
4.
|
МЧС России
|
обеспечение пожарной безопасности
|
федеральный государственный пожарный надзор
|
31 мая 2021 г.
|
5.
|
Минстрой России
|
управление многоквартирными домами
|
лицензионный контроль в отношении лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами
|
30 апреля 2021 г.
|