IV. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

IV. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Особенности расчета тарифов на тепловую энергию (мощность)
без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии

83. Удельная необходимая валовая выручка, относимая на производство тепловой энергии (мощности) источниками тепловой энергии, производящими тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, не может превышать предельную удельную необходимую валовую выручку, умноженную на коэффициент меньше единицы, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету предельной удельной необходимой валовой выручки источников тепловой энергии, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Удельная необходимая валовая выручка, относимая на производство тепловой энергии (мощности) источниками тепловой энергии, за исключением источников, производящих тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, не может превышать предельную удельную необходимую валовую выручку.

Предельная удельная необходимая валовая выручка источников тепловой энергии рассчитывается органом регулирования в соответствии с технико-экономическими параметрами работы источников тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, производящих тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, а также методическими указаниями по расчету предельной удельной необходимой валовой выручки источников тепловой энергии, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

84. При расчете тарифа на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг по передаче тепловой энергии в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на производство тепловой энергии, в том числе расходы на содержание установленной тепловой мощности источника (источников) тепловой энергии, принадлежащего регулируемой организации и включенного в схему теплоснабжения.

Одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии включает в себя полную стоимость единицы тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Двухставочный тариф включает в себя ставку за тепловую энергию и ставку за содержание включенной в схему теплоснабжения установленной тепловой мощности источника тепловой энергии (в том числе в форме резерва, включающего законсервированную мощность).

85. Расчет ставки за тепловую энергию, поставляемую с коллекторов источника тепловой энергии, осуществляется на основании параметров, использованных при определении удельных переменных расходов на производство тепловой энергии, и плановой (расчетной) цены на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение.

Ставка за содержание тепловой мощности определяется на единицу тепловой нагрузки потребителей в соответствии с договорами (с учетом мощности, поддерживаемой для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей, приобретающих услуги по поддержанию резервной тепловой мощности).

86. В отношении регулируемой организации, владеющей на праве собственности или на ином законном основании более чем одним источником тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию без учета стоимости передачи тепловой энергии должны устанавливаться по каждому такому источнику отдельно.

В случае если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, по предложению такой регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии.

Особенности определения тарифов на горячую воду в открытой
системе теплоснабжения

87. Органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).

Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.

Особенности определения тарифов на услуги по передаче
тепловой энергии

88. Одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии определяется как отношение необходимой валовой выручки от деятельности регулируемой организации по передаче тепловой энергии к суммарному объему отпуска тепловой энергии из сетей такой регулируемой организации.

89. При установлении двухставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ставка за тепловую энергию устанавливается равной нулю, а ставка за содержание мощности определяется как отношение необходимой валовой выручки от деятельности регулируемой организации по передаче тепловой энергии к суммарной договорной (заявленной) нагрузке потребителей услуг такой организации по передаче тепловой энергии (с учетом мощности, поддерживаемой для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей, приобретающих услуги по поддержанию резервной тепловой мощности).

90. При установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии определяются в соответствии с абзацем вторым пункта 38 настоящего документа.

В случае если по данным, представляемым регулируемой организацией, владеющей объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на 3 последующих года включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии исходя из необходимости доведения объема таких потерь до уровня потерь тепловой энергии (теплоносителя), установленного в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год.

В случае если по данным, представленным регулируемой организацией, не входящей в число организаций, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

Доля фактического объема отпуска тепловой энергии из тепловых сетей по показаниям приборов учета определяется как отношение объема тепловой энергии, отпуск которого подтвержден показаниями приборов учета, к общему объему отпущенной тепловой энергии, определяемому путем сложения объемов тепловой энергии, отпуск которой подтвержден показаниями приборов учета, и расчетных объемов отпущенной тепловой энергии в условиях отсутствия приборов учета тепловой энергии, определенных в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Фактический объем потерь рассчитывается как разность отпуска тепловой энергии в сеть и фактического объема отпуска тепловой энергии из сети по показаниям приборов учета, деленного на долю фактического объема отпуска тепловой энергии из тепловых сетей по показаниям приборов учета.

91. В случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.

Размер затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей включается в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в размере, предусмотренном методическими указаниями.

92. Расходы регулируемой организации на передачу теплоносителя отдельно не выделяются и считаются расходами на передачу тепловой энергии.

Особенности определения тарифов
на тепловую энергию (мощность) для потребителей и других
теплоснабжающих организаций-покупателей

93. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма следующих составляющих:

а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности);

б) удельная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии;

в) предусмотренные законодательством Российской Федерации расходы регулируемой организации по сомнительным долгам, определяемые в соответствии с подпунктом "а" пункта 47 настоящего документа, расходы на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

94. Единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.

Расходы, указанные в подпункте "в" пункта 93 настоящего документа, подлежат учету при расчете единых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, с одновременным исключением указанных расходов из необходимой валовой выручки регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по производству и передаче тепловой энергии в зоне единой теплоснабжающей организации.

Объем расходов на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя, учитываемый при расчете тарифов в соответствии с настоящим пунктом при первоначальном установлении единых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, для назначенной в установленном порядке единой теплоснабжающей организации (в том числе в случае изменения зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации в соответствии с утвержденной (актуализированной) схемой теплоснабжения), не может превышать суммарный объем соответствующих расходов, учтенных в тарифах организаций, осуществляющих деятельность по сбыту тепловой энергии и теплоносителя, до назначения в установленном порядке единой теплоснабжающей организации (в том числе при изменении зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации в соответствии с утвержденной (актуализированной) схемой теплоснабжения).

95. Единые тарифы на тепловую энергию (мощность) не применяются в отношении потребителей:

а) которые заключили договор теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема, предусмотренного таким договором, в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении";

б) которые заключили долгосрочный договор теплоснабжения с применением долгосрочного тарифа в отношении объема, предусмотренного таким договором;

в) в случае, предусмотренном частью 9 статьи 23 Федерального закона "О теплоснабжении".

96. Тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией теплоснабжающим организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, устанавливается равным средневзвешенной стоимости единицы тепловой энергии (мощности), приобретаемой (производимой и приобретаемой) единой теплоснабжающей организацией.

Тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией прочим теплоснабжающим организациям, устанавливается равным единым тарифам на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, к категории (группе) которых относятся потребители, обслуживаемые указанными организациями.

97. Продажа тепловой энергии (мощности) по договору, указанному в подпункте "б" пункта 95 настоящего документа, осуществляется по тарифам на тепловую энергию (мощность), включающим:

а) стоимость единицы тепловой энергии (мощности), поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, в отношении которого заключен договор;

б) средневзвешенную стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии по тепловым сетям, используемым для поставки тепловой энергии потребителю, - если поставка тепловой энергии потребителю осуществляется с использованием не принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании тепловых сетей.

Особенности ценообразования на теплоноситель

98. Тариф на теплоноситель, поставляемый единой теплоснабжающей организацией потребителям, устанавливается единым для потребителей тепловой энергии (мощности), находящихся в одной зоне ее деятельности и относящихся к одной категории (группе) потребителей, за исключением потребителей, которые заключили договор, указанный в подпункте "б" пункта 95 настоящего документа. Тарифы на теплоноситель устанавливаются с учетом дифференциации по виду теплоносителя (вода, пар).

Тариф на теплоноситель, поставляемый единой теплоснабжающей организацией прочим теплоснабжающим организациям, устанавливается равным тарифу на теплоноситель, поставляемый потребителям.

99. Тариф на теплоноситель, поставляемый единой теплоснабжающей организацией, устанавливается равным средневзвешенной стоимости теплоносителя, производимого источниками тепловой энергии в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, подающими теплоноситель в тепловую сеть, к которой подключены указанные потребители, за исключением источников, в отношении которых заключен договор, указанный в подпункте "б" пункта 95 настоящего документа, исходя из объемов выработки и потребления (невозврата) теплоносителя, включенных в схему теплоснабжения, утвержденную на аналогичный период в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

100. Продажа теплоносителя по договору, указанному в подпункте "б" пункта 95 настоящего документа, осуществляется по ценам (тарифам) на теплоноситель, производимый источником тепловой энергии, в отношении которого заключаются такие договоры.

101. Тариф на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником (источниками) тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, устанавливается равным стоимости 1 куб. метра воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках указанного источника тепловой энергии, и (или) стоимости воды, покупаемой у других организаций, с учетом затрат на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя, и применяется к объему невозвращенного теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Объем невозвращенного теплоносителя определяется в соответствии с правилами коммерческого учета.

Тариф на теплоноситель, поставляемый потребителям регулируемой организацией, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования тарифов в виде одноставочного тарифа.

Тариф на теплоноситель, поставляемый потребителям регулируемой организацией, устанавливается равным средневзвешенной стоимости теплоносителя, произведенного на источнике (источниках) тепловой энергии, которым владеет такая регулируемая организация, и (или) приобретенного такой организацией у иных организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тариф на теплоноситель, поставляемый регулируемой организацией, владеющей источником (источниками) тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, иной регулируемой организации, устанавливается равным удельной стоимости 1 куб. метра воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках указанного источника тепловой энергии, с учетом стоимости воды, покупаемой у других организаций в размере, установленном для такой регулируемой организации, учитываемом при расчете тарифа на тепловую энергию, и применяется к объему невозвращенного теплоносителя (конденсата) в тепловую сеть и (или) на источник тепловой энергии.

Особенности ценообразования при заключении долгосрочных
нерегулируемых договоров

102. Расчет тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую источниками тепловой энергии, введенными в эксплуатацию до 1 января 2010 г., с которых одновременно осуществляется поставка тепловой энергии по договорам теплоснабжения, расчет по которым осуществляется по тарифам, и по долгосрочным договорам теплоснабжения, заключенным в соответствии с частью 9 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - нерегулируемый долгосрочный договор), осуществляется с учетом особенностей, определенных пунктами 103 - 105 настоящего документа.

103. Расчет ставки за тепловую энергию двухставочного тарифа на тепловую энергию (мощность) регулируемой организации, заключившей нерегулируемый долгосрочный договор, осуществляется на основании удельных расходов топлива, определенных как отношение общего расхода топлива на производство тепловой энергии такой организацией к объему поставки тепловой энергии (мощности) по всем договорам, заключенным указанной регулируемой организацией, и учтенных при распределении тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в схеме теплоснабжения между источниками тепловой энергии, входящими в состав системы теплоснабжения.

Ставка за содержание установленной тепловой мощности двухставочного тарифа на тепловую энергию (мощность) для регулируемой организации, заключившей нерегулируемый долгосрочный договор, устанавливается равной необходимой валовой выручке теплоснабжающей организации за вычетом расходов на топливо, деленной на суммарную тепловую нагрузку по всем договорам теплоснабжения (далее - суммарная тепловая нагрузка), рассчитанную с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

В первые 10 расчетных периодов регулирования после заключения нерегулируемого долгосрочного договора тепловая нагрузка по такому договору не включается в суммарную тепловую нагрузку.

В последующие расчетные периоды регулирования тепловая нагрузка по нерегулируемому долгосрочному договору включается в суммарную тепловую нагрузку в полном объеме.

При поступлении заявки на заключение договора по регулируемым тарифам и невозможности удовлетворения указанной заявки теплоснабжающей организацией вследствие отсутствия соответствующей свободной мощности тепловая нагрузка по нерегулируемым долгосрочным договорам начиная со следующего расчетного периода регулирования включается в суммарную тепловую нагрузку в полном объеме.

104. Расчет одноставочного тарифа для регулируемой организации, заключившей нерегулируемый долгосрочный договор, осуществляется на основании необходимой валовой выручки, включающей расходы на топливо и расходы на содержание установленной тепловой мощности, определенные в соответствии с пунктом 103 настоящего документа.

105. В отношении договоров, заключаемых по ценам, определенным соглашением сторон, условия которых не предусматривают дополнительного увеличения тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей, объекты которых введены в эксплуатацию до 1 января 2010 г., орган регулирования осуществляет расчет тарифных последствий посредством сравнения значения установленного единого тарифа на тепловую энергию (мощность) для потребителей в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и значения рассчитанного единого тарифа, определенного без учета приобретения объема тепловой энергии (мощности), производимого источником тепловой энергии, в отношении которого заключен такой договор, в соответствии с правилами подготовки и предоставления заключения об отсутствии отрицательных тарифных последствий, возникающих в результате заключения договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Особенности расчета уровня цены на тепловую энергию
(мощность) в поселениях, городских округах, не отнесенных
к ценовым зонам теплоснабжения

105(1). В поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", органы регулирования ежегодно в целях информирования теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей осуществляют расчет уровня цены на тепловую энергию (мощность), определенного в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 1562 "Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)". Сроки расчета уровня цены на тепловую энергию (мощность), состав и порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об уровне цены на тепловую энергию (мощность) устанавливаются Правилами регулирования цен (тарифов).