4.2.2.1. Рассмотрение заявлений и обращений

4.2.2.1. Рассмотрение заявлений и обращений

При поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявлений и обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, об угрозе причинения вреда или причинении вреда указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ объектам, угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера у данного контрольно-надзорного органа возникает основание для проведения внеплановой проверки.

Формулировки подпунктов "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ позволяют отметить следующее.

В указанных подпунктах приведен закрытый перечень объектов (жизнь, здоровье граждан, животные, растения, окружающая среда, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасность государства), угроза причинения вреда или причинение вреда которым являются основанием для проведения внеплановой проверки. Следовательно, обращения граждан, в которых отсутствуют факты, свидетельствующие об угрозе причинения вреда или непосредственно о причинении вреда именно перечисленным объектам, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки, даже если в обращениях содержатся факты, свидетельствующие о нарушениях субъектами предпринимательской деятельности прав и законных интересов граждан, нарушениях обязательных требований.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Уральского округа от 26 июня 2012 г. N Ф09-4994/12 по делу N А60-41475/2011, от 9 ноября 2012 г. N Ф09-10211/12 по делу N А07-7067/2012).

Формулировка "угроза причинения вреда" носит оценочный характер, поэтому определение наличия или отсутствия угрозы в значительной степени передано на усмотрение органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В связи с этим особое значение имеет проведение органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля систематического обобщения практики контрольно-надзорной деятельности. Определение типовых случаев причинения вреда, угроз причинения вреда позволит ориентировать должностных лиц контрольно-надзорных органов на принятие правильных решений о наличии или отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки не могут служить обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Необходимо указать, что нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, отнесено к грубым нарушениям организации и проведения проверок, влекущим за собой отмену результатов проверки (пункт 2 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ).

Следует отметить, что содержащиеся в обращениях граждан факты могут быть неполными, неточными или даже ложными, в связи с чем возникает вопрос о правомерности проведения внеплановой проверки по подобным обращениям.

Вместе с тем механизмы установления автора обращения, а также верификации содержащихся в обращении фактов отсутствуют.

Как и любые обращения граждан, заявления и обращения граждан, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, подпадают под действие Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 59-ФЗ под действие данного Федерального закона подпадают и обращения юридических лиц.

В связи с этим в целях рассмотрения обращений и заявлений граждан, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, необходимо использовать положения Федерального закона N 59-ФЗ.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ установлена обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. Указанная формулировка - о возможности рассмотрения обращения с участием гражданина - позволяет органу государственного контроля (надзора), органу муниципального контроля принять меры, направленные на привлечение автора обращения к процессу рассмотрения обращения.

С учетом специфики контрольно-надзорной деятельности предоставленная Федеральным законом N 59-ФЗ возможность привлечения гражданина к рассмотрению заявления или обращения должна широко использоваться контрольно-надзорными органами. Целью привлечения гражданина к рассмотрению заявления или обращения может быть как установление лица, обратившегося в контрольно-надзорный орган с заявлением или обращением, так и верификация изложенных в обращении или заявлении фактов, свидетельствующих об угрозе причинения вреда или непосредственно о причинении вреда.

Порядок и формы участия гражданина в рассмотрении обращения Федеральным законом N 59-ФЗ не установлены, что позволяет контрольно-надзорным органам определить их самостоятельно. В частности, в целях уточнения фактов, изложенных в заявлении или обращении гражданина, у него могут быть запрошены дополнительные документы или материалы (предоставление дополнительных документов или материалов является правом, но не обязанностью гражданина).

Контакт с гражданином позволит не только установить автора заявления или обращения (лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля), но и получить информацию, необходимую для подготовки и проведения внеплановой проверки, уточнения ее целей и задач.

Пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. Реализация указанного права также позволит контрольно-надзорному органу получить информацию как о гражданине - авторе заявления или обращения (при невозможности контакта с ним), так и о субъекте предпринимательской деятельности, в отношении которого по обращению гражданина может быть проведена внеочередная проверка.