4.4. Работы со льда и пропуск ледохода
520. Движение по льду или работа на нем разрешается специальным приказом руководителя строительного подразделения после обследования состояния ледяного покрова, ограждения опасных мест и установки необходимых указательных знаков (вехи, дорожные знаки, сигнальные огни).
В приказе должны в обязательном порядке быть указаны дата начала движения по льду и дата окончания. После окончания действия приказа движение по льду закрывается и может быть возобновлено только после тщательного обследования состояния льда и издания нового приказа.
Ледовые дороги должны сооружаться по ППР на основании данных обследования.
521. Запрещаются какие-либо работы непосредственно со льда в руслах и на озерах, если толщина льда не достигла 20 см.
522. Грузоподъемность льда в зависимости от его толщины определяется по таблице 2.5 Приложения 2 настоящих Правил.
523. Толщина льда и состояние ледовой дороги должны контролироваться в течение всего времени эксплуатации ее не реже чем 1 раз в 10 дней, на реках со скоростью течения более 1,5 м/с - не реже 2 раз в 10 дней, в оттепель - ежедневно.
Для измерения толщины льда должны устраиваться проруби не менее двух на каждые 100 м ледяной дороги, а на протяжении всей ледовой дороги - не менее четырех. Проруби необходимо располагать на расстоянии 25 м от дороги. Из полученных измерений для расчета допускаемой нагрузки должно быть принято наименьшее.
Результаты промеров толщины льда во всех случаях должны оформляться актом.
524. Ледовые дороги должны быть удалены от полыней не менее чем на 150 м и с обеих сторон ограждены вехами высотой не менее 2,5 м, установленными через 50 м одна от другой.
525. Дороги должны устраиваться только с односторонним движением. Расстояние между дорогами противоположного направления должно быть не менее 150 м.
526. Около ледовых дорог должны быть установлены знаки ограничения нагрузки, а в периоды ослабления прочности льда и во время оттепели - организованы круглосуточные дежурства.
527. Сопряжения дорог с берегом должны быть оборудованы съездами и въездами, обеспечивающими надежность переходного участка.
Сечение, в котором подвижная нагрузка начинает передаваться на ледяной покров, должно находиться на расстоянии не менее 4 м от свободной кромки льда.
528. Запрещается эксплуатация ледовой дороги без определения прочности льда, при наличии у берегов трещин на льду и при отсутствии сопряжения дороги с берегом.
529. Запрещается передвижение по льду и выход на ледовую дорогу транспортных средств и механизмов в туман, пургу. При внезапном появлении тумана, пурги транспорт с грузом с предосторожностями выводится на ближайший берег. Передвижение по льду в одиночку, независимо от погоды и состояния ледового покрова, категорически запрещается.
530. При движении транспортных средств и механизмов на льду в кабине должен находиться только водитель. Скорость движения по ледовой дороге автомобилей не должна превышать 40, а тракторов - 10 км/ч. Запрещаются рывки, развороты и обгон. Дверь кабины должна быть открытой.
При заправке машин не допускается проливать на лед горючее и смазочные материалы.
531. За состоянием льда под всеми неподвижными грузами должно быть организовано наблюдение, время их нахождения на льду необходимо доводить до минимума.
532. Производство работ (забивка свай, бурение и т.п.) со льда разрешается, если лед в районе площадки имеет расчетную толщину не менее 30 см.
533. Для повышения грузоподъемности ледяного покрова толщиной менее 30 см необходимо под оборудование укладывать верхнее строение из поперечин и прогонов с заливкой их водой и вмораживанием.
Длина поперечин должна быть на 2 м больше поперечного размера оборудования. Шаг укладки поперечин - в пределах 0,4 - 0,5 м. По поперечинам должна быть устроена колея из досок толщиной не менее 5 см из бревен или из брусьев.
534. Для увеличения грузоподъемности льда на рабочей площадке необходимо произвести наращивание его методом послойного намораживания поверх ледяного покрова на толщину не более 30% его начальной толщины.
535. Забивку свай со льда разрешается производить только по специально разработанному проекту производства работ. При забивке свай со льда рабочая площадка должна быть очищена от снега. Под передние, наиболее нагруженные части копра должны укладываться щиты из бревен диаметром не менее 20 см и длиной на 3 м больше ширины копра.
Складывать сваи и другие материалы на льду разрешается только после проверки соответствия нагрузки толщине и структуре льда. Располагать материалы следует на расстоянии не менее 50 м от места забивки.
536. При работе на льду все транспортные средства, тракторы и оборудование должны быть экипированы спасательными средствами (досками, вагами, канатами, ломами, топорами, пилами), а люди должны иметь лыжи, веревки и длинные шесты.
Во всех случаях на рабочих площадках необходимо оборудовать специальные будки для обогрева, как правило, с двойным теплоизолирующим дном.
537. Установку оборудования и временных помещений на льду следует выполнять так, чтобы между полом, где установлено оборудование, и льдом обеспечивалось проветриваемое пространство не менее 0,2 м. Время нахождения оборудования на льду определяется производителем работ. Установка его на льду и снятие должно фиксироваться в специальном журнале.
538. Прорубаемые во льду лунки до установки в них свай и шпунтин необходимо закрывать щитами. Проруби размером в плане более 70 - 70 см разрешается делать при обоснованной необходимости.
Майна для опускания свай должна иметь минимально необходимые размеры и раскрываться по мере забивки свай.
539. Устройство майн для опускания конструкций со льда должно осуществляться только под руководством производителя работ или мастера. Ручное выполнение этих работ должно производиться с деревянных щитов шириной не менее 40 см, сделанных из прочных досок толщиной не менее 4 см.
540. Все проруби и полыньи в районе работ должны быть ограждены по их периметру защитными ограждениями.
541. Для получения сведений о сроках подвижки льда, вскрытия рек, о колебаниях (подъем, спад) горизонтов воды во время паводка должна быть заблаговременно установлена связь с органами гидрометеослужбы.
542. Запрещается производство работ со льда при появлении больших трещин или после происшедших подвижек льда.
Оборудование, приспособления, обустройства, будки, материалы и т.п. перед ледоходом должны быть убраны со льда на берег в безопасные от паводка места.
543. Все сооружения, попадающие в зону ледохода и паводка, должны быть защищены от подмыва и повреждения.
544. На время ледохода и паводка приказом начальника строительного подразделения создается специальная комиссия (под руководством главного инженера) и спасательные пункты. Вахта каждого пункта должна состоять не менее чем из двух человек. Спасательные пункты должны иметь катера и шлюпки с необходимым оснащением.
545. Для работы на спасательных пунктах должны привлекаться работники, специально проинструктированные по выполнению спасательных работ, умеющие плавать и грести.