2.11. Основные требования к транспортным работам и откаточным путям
311. Применение и выбор вида транспорта при переустройстве тоннеля должны быть обоснованы в проекте с учетом соблюдения требований безопасного ведения работ в особо стесненных условиях и при движении поездов. Как правило, предпочтение должно оказываться механическим средствам транспортирования: электровозная откатка, автомобильный транспорт, железнодорожные платформы и т.д.
312. Запрещается совмещать на одних и тех же участках пути разные виды откатки, в том числе контактными и аккумуляторными электровозами.
313. Откаточные пути и проезды, предназначенные для движения транспортных средств, должны устраиваться на надежном основании.
314. Подошва выработок, по которой производится транспортировка грузов, должна быть покрыта плотным прочным настилом или забалластирована неразмокаемым грунтом. Запрещается загромождать транспортные выработки крепежным лесом, грунтом, оборудованием и материалами.
315. Во всех выработках, по которым осуществляется движение транспортных средств, расстояние от крепи, металлических кружал, конструкций, оборудования до наиболее выступающей кромки габарита подвижного состава должно быть с одной стороны не менее 0,7 м - для прохода работников, с другой - 0,25 м - при креплении рамами, кружалами, арками и 0,2 м - при тюбинговой, бетонной или железобетонной крепи. Расстояние между максимальными габаритами подвижного состава в междупутье при двухпутной откатке должно быть не менее 0,2 м. Устройство проходов для работников между путями запрещается.
316. Подвижной состав должен обеспечивать безопасность процессов погрузки, транспортировки и выгрузки перевозимых материалов, грунта и других грузов. Типы подвижного состава должны быть унифицированы и согласованы с территориальным органом Ростехнадзора.
317. Требования к устройству и содержанию откаточных путей в выработках (укладка рельсов и стрелочных переводов, тип скреплений, профиль и план пути, тип шпал) должны быть отражены в ППР с учетом действующих технических условий на устройство пути в подземных выработках.
318. Электровозом имеют право управлять лица, прошедшие специальную подготовку и получившие удостоверение машиниста электровоза.
319. Каждый электровоз должен быть снабжен исправными тормозами и песочницами. Запрещается эксплуатация электровозов с неисправными тормозами.
320. Максимальная скорость движения электровоза с вагонетками не должна превышать 10 км/ч.
321. На всех вагонетках и платформах должны быть с обеих торцевых сторон буфера, выступающие на длину не менее 150 мм и исключающие взаимные удары кузовов вагонеток друг о друга.
322. Все тупики откаточных путей должны иметь прочные упоры, исключающие опрокидывание вагонеток или электровозов.
323. Опрокидывающиеся кузова вагонеток должны быть оборудованы запорами-замками, исключающими самоопрокидывание. Запоры во время передвижения вагонеток должны быть закрыты.
324. При погрузке грунта запрещается производить одностороннюю загрузку транспортных средств, а также их загрузку выше установленной для данного вида подвижного состава грузоподъемности.
325. Загрузка транспортных средств любого подвижного состава должна производиться ниже бортов на 100 мм, чтобы исключалась опасность случайного падения отдельных камней, досок и другого груза при движении по выработке.
326. Запрещается проезд рабочих в шахтных вагонетках и на электровозах. Сопровождающему персоналу проезд с поездом разрешается только на электровозах со специальным сиденьем или на оборудованных вагонетках.
327. Состав или отдельная подвижная единица, находящиеся на уклоне более 10 градусов, при котором возможно самопроизвольное движение, должны быть заторможены башмаками, устанавливаемыми под каждый отдельно стоящий вагон или под каждый третий вагон в составе.
328. Перевод стрелок разрешается только лицу, сопровождающему поезд, при полностью остановленном составе.
329. При электровозной откатке запрещается:
- откатка несцепленных вагонов и составов, прицепка непосредственно к электровозу платформ, вагонеток, груженных лесом и оборудованием, груз которых выступает за верхний край кузова; при доставке длинномерных лесоматериалов и оборудования в составах необходимо применять жесткие сцепки и специальные платформы;
- толкать платформу с длинномерным материалом впереди электровоза;
- ручная сцепка или расцепка вагонеток при движении состава;
- эксплуатация подвижного состава и локомотивов с неисправными тяговыми устройствами (сцепками, серьгами и т.п.), буферами, днищами кузовов, запорными устройствами и колесами, а также с выгнутыми наружу более чем на 50 мм стенками кузовов.
330. При ручной откатке работник должен толкать вагонетку только впереди себя. Перемещать вагонетку на себя или сбоку запрещается.
331. При откатке составами должны применяться сцепные устройства заводского изготовления, не допускающие самопроизвольного расцепления вагонеток. Сборные элементы обделок (блоки, тюбинги) следует перевозить на специальных платформах, длина которых назначается из расчета, чтобы блоки или тюбинги не доходили до края платформы не менее чем на 100 мм с каждой из сторон.
332. При перемещении состава по подземным выработкам электровоз должен находиться, как правило, в голове состава. Допускается при маневрах на прямых участках пути длиной не более 200 м при наличии в составе не более 5 вагонеток, на уклоне, не превышающем 5 градусов, расположение локомотива в хвосте состава. В этом случае должен выделяться сигналист с сигнальным фонарем и свистком.
333. Подъем вагонеток и электровозов, сошедших с рельсов, необходимо производить предназначенными для этого домкратами или самоставами, находящимися на электровозе. Порядок работ по постановке подвижного состава на рельсы должен определяться инструкцией, разработанной для этого случая.
334. Высота подвески контактного провода во всех подземных выработках должна быть не менее 2,2 м от головки рельса. Каждый путь должен иметь свой контактный провод. При производстве работ вблизи контактного провода он должен быть обесточен или огражден от возможного прикосновения к нему работников.
335. При использовании транспортных средств, оборудованных двигателями внутреннего сгорания, строительное подразделение, ведущее работы, обязано разработать инструкцию по безопасному применению этих машин для данных условий производства работ, согласовать ее с территориальными органами Роспотребнадзора и Ростехнадзора и ознакомить с ней под расписку всех работников, связанных с обслуживанием этих машин.
336. При работе в подземных условиях машины с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) должны быть оборудованы эффективными и надежными газонейтрализаторами.
Машины с дизельными ДВС необходимо оборудовать двухступенчатой системой очистки выхлопных газов (каталитической и жидкостной), а машины с бензиновыми двигателями - каталитическими нейтрализаторами.
Концентрация вредных компонентов в отработавших газах после газоочистки не должна превышать следующих величин (содержание по объему в %): окись углерода - 0,08; окислы азота в пересчете на NO2 - 0,08; альдегиды в пересчете на акролеин - 0,001.
При обнаружении неисправности нейтрализаторов работа машины должна быть немедленно прекращена до устранения неисправности и получения разрешения на продление работы от начальника или механика участка.
337. При обнаружении загазованности рабочих мест руководитель работ должен прекратить работы, вывести работающих на свежий воздух. Работы разрешается возобновлять после приведения рабочих мест в нормальное состояние. Разрешение на работу дает начальник участка.
338. Передвижение нерельсового транспорта (автотранспорта, самоходных вагонов и других транспортных средств) по тоннелю должно производиться со скоростью не более 20 км/ч, а при разминовке - не более 10 км/ч. При въезде в тоннель, на кривых участках, в призабойной зоне (не менее 50 м от забоя) и на участках, где производятся работы по длине выработки, а также при движении задним ходом скорость движения должна быть снижена до 5 км/ч.
339. Не допускается обгон автотранспорта и самоходных вагонов в подземных выработках, а также использование дальнего света фар. При необходимости объезда стоящего транспорта или оборудования водитель должен убедиться в безопасности маневра.
340. Стационарное оборудование, а также элементы крепи или другие препятствия, вызывающие необходимость объезда, должны быть снабжены предупредительными сигналами "Внимание!".
341. Элементы временной крепи, лесов, подмостей, опалубки, технологические тележки должны быть ограждены от возможных ударов и наездов движущегося транспорта. Зону проезда необходимо оградить бордюром или колесоотбойным брусом.
342. Места работ, проводимых в габарите проезда транспорта, должны быть ограждены световыми сигналами и предупредительным сигналом (знак "Внимание!") на расстоянии 50 м от места работ.
343. В тоннелях с шириной проезжей части, не позволяющей разворота нерельсового транспорта, через каждые 200 м необходимо устраивать уширения-разминовки или монтировать специальные разворотные устройства (поворотные круги). При движении задним ходом по тоннелю должен периодически подаваться звуковой предупредительный сигнал с интервалом не более 10 секунд. Длина пути передвижения задним ходом в подземных выработках не должна превышать 200 м.
344. При загрузке автотранспортного средства из бункеров или экскаваторов запрещается водителю и другим лицам находиться в кабине, не имеющей защитного козырька.
345. В выработках, по которым движутся самоходные машины, должны быть установлены типовые дорожные знаки, регламентирующие движение. Схемы движения и установки знаков утверждаются главным инженером строительного подразделения, ведущего работы в тоннеле.
346. Зазор между наиболее выступающими частями кузова машины и обделкой должен быть со стороны прохода для движения работников - не менее 1,2 м, а с противоположной стороны и между кузовами рядом проходящих автомашин не менее 0,5 м.
347. На каждую машину с ДВС, работающую в тоннеле, должен быть заведен журнал осмотра машины, контроля за эксплуатацией газонейтрализаторов, отбора и анализа выхлопных газов. Журнал заполняется водителем согласно инструкциям по эксплуатации оборудования, разрабатываемым строительным подразделением, ведущим работы по реконструкции или ремонту тоннеля. Контроль за выполнением этих работ возлагается на главного механика.
348. Перевозка работников автотранспортом допускается только на специально оборудованных машинах или прицепах к ним заводского изготовления.
349. Все машины, работающие в подземных выработках, должны иметь номер и быть закреплены за конкретными лицами. Каждая машина должна оборудоваться установкой (средствами) пожаротушения.
350. В случае поломки буксировка неисправных машин по подземным выработкам допускается только с помощью жесткой сцепки длиной не более 1 м. При этом во время движения или остановках в пути запрещается выключать фары.
351. Транспортировка и откатка в вертикальных и наклонных выработках должна осуществляться по правилам и требованиям соответствующих разделов Правил безопасности при строительстве подземных сооружений [55].
352. Подвижной состав нормальной колеи, эксплуатируемый строительным подразделением, должен отвечать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [28].
353. Двигатели внутреннего сгорания мощностью свыше 4,4 кВт, применяемые при работах в тоннелях, должны устанавливаться вне тоннеля. Использование этилированного бензина для двигателей, работающих в тоннелях, запрещается.