2.1. Требования охраны труда при погрузке, выгрузке, сортировке и складировании рельсов
2.1.1. При подаче на железнодорожные пути РСП железнодорожных платформ, полувагонов, спецсостава для перевозки рельсовых плетей машинисту локомотива не допускается высовываться из кабины при проследовании мест, где нарушен габарит приближения строений. При этом двери кабин машинистов локомотивов должны быть закрыты.
2.1.2. Работы по погрузке и выгрузке с железнодорожных платформ (полувагонов) и другого специального подвижного состава рельсов (рельсовых плетей) и других грузов, а также сортировке и складированию рельсов должны проводиться в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, Правилами электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах, Правилами по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений и Отраслевыми правилами по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте.
После установки железнодорожных платформ (полувагонов) на позицию разгрузки, до отцепки локомотива и производства работ по погрузке и выгрузке, колесные пары железнодорожных платформ (полувагонов) должны быть закреплены тормозными башмаками, препятствующими движению в обе стороны.
2.1.3. На местах производства погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемных машин и механизмов должны быть вывешены утвержденные на РСП схемы строповки и зацепки рельсов.
2.1.4. Перемещение рельсов грузоподъемными машинами следует производить в зоне, в которой нет рабочих мест. Рельсы, перемещаемые над проходами, должны сопровождаться работником РСП, аттестованным в установленном порядке на право проведения указанных работ. Нахождение людей под поднятым рельсом не допускается.
2.1.5. При проведении погрузочно-разгрузочных работ для освещения места работ должна быть обеспечена в зоне работы грузоподъемных машин нормированная горизонтальная освещенность по высоте груза не менее 20 лк.
2.1.6. Место нахождения стропальщика при погрузке и выгрузке рельсов должно определяться технологической документацией и быть оборудовано в местах постоянных работ (применительно к местным условиям) соответствующим образом (с устройством эстакад, специальных площадок и др.).
2.1.7. Строповка рельсов при выгрузке и погрузке должна производиться с применением рельсовых захватов, оборудованных замками, предохраняющими от саморасцепа.
При погрузке и выгрузке захват рельсов необходимо производить не менее чем в двух точках (местах).
2.1.8. Захватные приспособления грузоподъемной машины должны устанавливаться вертикально над рельсом, подлежащим подъему.
2.1.9. Перед подъемом рельса должна быть проверена равномерность натяжения стропов, и необходимо убедиться в том, что ничто не мешает свободному подъему рельса. Косое натяжение стропов не допускается.
2.1.10. Начинать подъем рельса необходимо только по команде стропальщика, убедившись в отсутствии людей в опасной зоне.
2.1.11. В начале подъема рельса необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200 - 300 мм, сделать остановку, проверить правильность строповки и только после этого продолжить дальнейшие операции по подъему и перемещению рельса.
2.1.12. При перемещении рельса и других грузов в горизонтальном направлении поднимать их следует на высоту не менее 0,5 м от встречающихся на пути штабелей рельсов и других предметов, а стропальщики должны находиться со стороны, противоположной движению рельса.
2.1.13. Для разворота или направления рельса, поднятого выше 1 м, необходимо пользоваться багром или специальной оттяжкой. Направлять поднятый рельс руками не допускается.
По окончании погрузки, выгрузки рельсов или перерыве в работе оставлять рельс в подвешенном состоянии не допускается.
2.1.14. При выгрузке рельсы снимают последовательно ряд за рядом, причем снимаются в каждом ряду поочередно крайние рельсы, симметрично расположенные от продольной оси платформы.
Выгружая крайние рельсы ряда, стропальщики при установке захватов должны находиться со стороны, противоположной возможному падению рельсов, не становясь на междурядные прокладки, а после зацепки и проверки надежности захвата рельса должны переходить на свободные площадки на торцах платформ, управляя тельфером.
2.1.15. После выгрузки рельсы должны размещаться на погрузочно-разгрузочных площадках (складах, площадках для временного хранения). Укладку рельсов в штабель необходимо производить на предварительно уложенные на поверхности грунта (пола) подкладки из железнодорожных шпал, брусьев (старогодных рельсов IV группы типа Р43, Р50).
Укладка рельсов на грунт без подкладок не допускается.
2.1.16. Рельсы должны быть рассортированы по типу, группе, виду термической обработки.
2.1.17. Рельсы должны укладываться на подошву в штабель пирамидальной формы высотой не более 2 м. Каждый верхний ряд штабеля по количеству рельсов должен быть меньше нижнего ряда на два рельса (на один от каждого края). Между рядами рельсов должны быть уложены деревянные прокладки толщиной не менее 50 мм: при рельсах длиной 12,5 м - три прокладки, при рельсах длиной 25 м - шесть прокладок. Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля более чем на 100 мм.
Ширина штабеля рельсов должна быть в пределах действия грузоподъемной машины, позволяющей вертикальный захват и подъем рельсов без подтаскивания.
2.1.18. Штабель с рельсами должен располагаться на погрузочно-разгрузочной площадке параллельно железнодорожным путям или технологическим проездам с соблюдением габаритов приближения строений.
Расстояние от рельсов до наружной грани головки крайнего рельса должно быть не менее:
- 2 м при высоте складирования до 1,2 м;
- 2,5 м при высоте складирования более 1,2 м.
2.1.19. При размещении нескольких штабелей рельсов вдоль железнодорожного пути между ними должны предусматриваться разрывы не менее 2 м.
Ширина проходов между штабелями в ряду должна быть не менее 0,8 м.
2.1.20. Работа грузоподъемной машины должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для грузоподъемной машины, снегопаде, дожде или тумане, недостаточной освещенности погрузочно-разгрузочной площадки и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.
2.1.21. Не допускается присутствие посторонних лиц в зоне работы грузоподъемной машины.
2.1.22. В нерабочее время все машины и механизмы должны находиться в положении, исключающем возможность их пуска посторонними лицами, для чего пусковые приспособления следует выключать и запирать.
2.1.23. При погрузке и выгрузке рельсов и других грузов должны применяться проверенные и испытанные грузозахватные приспособления (траверсы, клещи, стропы, крючья, цепи и другие приспособления).
2.1.24. При подъеме, перемещении и опускании рельсов грузоподъемными машинами не допускается:
- перемещать рельс волоком;
- освобождать грузоподъемной машиной защемленные рельсом съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и другие приспособления);
- поднимать, опускать и перемещать рельс грузоподъемной машиной, если имеется опасность задеть людей, находящихся в зоне работы грузоподъемной машины;
- поднимать рельс застропленный неправильно или ненадежными грузозахватными приспособлениями, а также примерзший или защемленный рельс;
- находиться на рельсе во время его подъема или перемещения;
- оттягивать (подтягивать) груз в поднятом положении, во время его подъема, перемещения и опускания, а также выравнивать его положение собственной массой тела;
- работать с неисправными или выведенными из строя приборами безопасности и тормозной системы;
- производить одновременно подъем и опускание двух рельсов, находящихся в непосредственной близости.
Погрузочно-разгрузочные работы с рельсами и другими грузами необходимо выполнять не менее чем двумя работниками.
2.1.25. Пуск в работу рольганга для перемещения рельса или рельсовой плети без подачи звукового или светозвукового сигнала не допускается.
2.1.26. Во время перемещения рельсов по рольгангу переворачивать, поправлять, толкать рельс кантователем или другими приспособлениями, облокачиваться на рольганг, держаться за его борта, касаться руками торца, подошвы и головки рельса, вращающихся частей рольганга, переходить через и под рольгангом, а также любой ремонт рольгангов не допускается.