3.6. Требование охраны труда при эксплуатации герметизированных (не обслуживаемых) аккумуляторных батарей
3.6. Требование охраны труда при эксплуатации
герметизированных (не обслуживаемых) аккумуляторных батарей
3.6.1. К работе с аккумуляторами допускается только обученный персонал с группой по электробезопасности не ниже III.
3.6.2. В процессе эксплуатации необходимо придерживаться требований заводской инструкции по обеспечению безопасных режимов работы конкретных типов аккумуляторных батарей.
3.6.3. При выполнении работ по эксплуатации аккумуляторов необходимо соблюдать следующие общие требования безопасности:
не допускать замыкания клемм аккумуляторов металлическими предметами;
перевозить батареи на специальных тележках с гнездами по размеру батареи, исключающими возможность их падения;
не допускать одновременного прикосновения к двум клеммам аккумуляторов для предотвращения короткого замыкания и искрения;
проверять напряжение аккумуляторных батарей только поверенным вольтметром;
присоединять клеммы аккумуляторов на зарядку и отсоединять их после зарядки при выключенном оборудовании зарядного места;
соединять аккумуляторные батареи освинцованными клеммами, создающими плотный контакт и исключающими искрение.
3.6.4. Любые работы по обслуживанию аккумуляторных батарей необходимо начинать с визуального осмотра электрических соединений на отсутствие механических повреждений, коррозии и грязи.
3.6.5. Очистку наружной поверхности аккумуляторов необходимо производить чистой влажной ветошью с боков (без добавления чистящих средств) и сухой кистью сверху.
3.6.6. Обслуживающий персонал должен помнить, что металлические части (клеммы) аккумуляторов всегда находятся под напряжением, даже после отключения от зарядного устройства. Запрещается класть посторонние и металлические предметы на аккумуляторы.
3.6.7. Контакты необходимо смазывать техническим вазелином. Работы производить с использованием ручного изолирующего инструмента. Излишки вазелина удалять с помощью сухой ветоши.
3.6.8. Вблизи аккумуляторов запрещается использовать открытый огонь и курить.
3.6.9. Перед включением необходимо проверить все элементы/блоки на отсутствие механических повреждений, на правильную полярность подключения, а также прочность закрепления соединений.
3.6.10. Присоединять батареи к зарядной сети постоянного тока и соединять аккумуляторы между собой необходимо в диэлектрических перчатках и диэлектрических галошах (или стоя на диэлектрическом ковре).
3.6.11. При необходимости работы на токоведущих частях следует пользоваться ручным изолирующим инструментом.
3.6.12. Аккумуляторы необходимо переносить и устанавливать в предусмотренном для них месте только в вертикальном положении. При переноске аккумуляторов количество работающих должно быть таким, чтобы масса груза, приходящегося на одного человека, не превышала предельной допустимой нормы - 30 кг для мужчин и 10 кг для женщин. Запрещается перемещать аккумуляторы за их выводы.
3.6.13. Запрещается собирать в батареи аккумуляторы различных типов и электрической емкости.
3.6.14. На стеллажах или монтажных шкафах аккумуляторные батареи должны размещаться на нижней полке, при этом должны быть обеспечены условия для вентиляции. Клеммы аккумуляторов должны быть закрыты изолирующими колпачками.
3.6.15. Помещения, в которых размещаются аккумуляторы, должны быть оборудованы достаточной естественной вентиляцией или системой кондиционирования.
3.6.16. Оборудование, в котором возникают и (или) могут возникать искры, способные привести к воспламенению, должно находиться на расстоянии не менее 0,5 метра (по прямой) от предохранительных клапанов элементов батареи.
3.6.17. Новые аккумуляторные батареи (до 1 года, при условии их применения в буферном режиме в помещениях) не должны иметь сопротивление изоляции менее 1 МОм относительно земли (массы). Для аккумуляторных батарей, находящихся в эксплуатации, следует поддерживать соответствующее значение сопротивления изоляции. Оно должно составлять для стационарных батарей не менее 100 Ом на каждый вольт номинального напряжения. Для других батарей нижней границей является значение 50 Ом на каждый вольт номинального напряжения, при этом общее значение сопротивления изоляции всей батареи не должно быть менее 1000 Ом. Если из-за каких-либо эксплуатационных причин требуются более высокие значения сопротивления изоляции, то необходимо принять дополнительные меры по увеличению изоляции (восстановление лакокрасочного покрытия верхней крышки аккумулятора).