V. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА К ХРАНЕНИЮ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ДЕТАЛЕЙ И ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
V. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА К ХРАНЕНИЮ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ
МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ДЕТАЛЕЙ И ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
5.1. В депо, на ППС и их производственных подразделениях должны быть определены лица, ответственные за хранение и выдачу легковоспламеняющихся, огнеопасных материалов, химических реактивов и ядовитых веществ. Допуск посторонних лиц к обращению с этими материалами запрещается.
Для их хранения и выдачи должны быть отведены специальные, изолированные от других помещения, оборудованные вентиляцией.
5.2. Количество и способы хранения легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов в производственном помещении должны быть согласованы с органом пожарного надзора. Запас этих материалов не должен превышать потребности одной смены.
5.3. Выдача легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов (бензина, керосина, спирта, лаков, красок, масел) должна производиться в емкости с плотно закрывающимися крышками.
5.4. Для хранения материалов, химических реактивов и исключения доступа к ним посторонних лиц должны предусматриваться специальные кладовые, оборудованные вентиляцией.
5.5. Для хранения использованного обтирочного материала в депо и их производственных подразделениях должны быть установлены специальные металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, которые должны очищаться по мере их наполнения, но не реже одного раза в смену.
5.6. Перечень, количество, условия временного накопления отходов на территории структурного подразделения, график вывоза и места накопления должны соответствовать нормативам образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООПР).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральным законом "Об отходах производства и потребления" [3], другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Места накопления отходов должны быть промаркированы по видам отходов. Не допускается смешение отходов различного класса опасности.
Передача и вывоз отходов I - IV классов опасности должны осуществляться организацией, имеющей соответствующую лицензию на утилизацию, обезвреживание, размещение и транспортирование.
Временное накопление твердых коммунальных и производственных отходов должно производиться в раздельных емкостях с закрывающейся крышкой, размещенных на оборудованных площадках с твердым основанием, обозначенных табличками. По мере накопления твердые коммунальные и производственные отходы должны своевременно вывозиться на специализированный полигон.
Отходы ТКО и иные отходы IV и V классов опасности, а также отходы III класса опасности, разрешенные для захоронения на полигоне, должны вывозиться на полигон, включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Условия накопления отходов определяются классом их опасности, способом упаковки и отражаются в НООПР с учетом их агрегатного состояния и надежности тары.
Накопление отходов должно осуществляться таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разлива, чтобы обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, утилизации или размещения.
При этом накопление отходов I, II и III классов опасности допускается в закрытой или герметичной таре (в том числе металлические или пластиковые контейнеры, ящики, бочки).
Накопление отходов производства и потребления IV и V классов опасности (в зависимости от их свойств и за исключением отходов, содержащих летучие вредные вещества) в нестационарных складах и на открытых площадках допускается осуществлять без тары (в том числе навалом, насыпью) с учетом соблюдения требований СанПиН 2.1.3684-21 [175].
Запрещается сжигание отходов, захоронение отходов на территории предприятий, сброс в водоемы, подземные водоносные горизонты, на почву, железнодорожный путь.
5.7. Места Накопления пожароопасных отходов должны быть оборудованы противопожарными устройствами и инвентарем.
5.8. Вышедшие из строя газоразрядные лампы до их вывоза на утилизацию или обезвреживание должны собираться, упаковываться и накапливаться в специальной таре в местах, исключающих повреждение тары. Помещение должно быть защищено от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод.
5.9. Материалы и детали должны складироваться и храниться на специально подготовленных для этого площадках и стеллажах.
При укладке деталей и материалов в штабель необходимо применять стойки, упоры и прокладки. Способ и высота укладки штабелей должны определяться исходя из устойчивости укладываемых предметов и удобства их строповки при использовании ПС.
5.10. Складирование деталей и материалов вдоль железнодорожных путей разрешается производить не ближе 2 м от наружной головки рельса при высоте груза до 1,2 м и не ближе 2,5 м - при высоте груза более 1,2 м.
5.11. На стеллажах и столах, предназначенных для складирования деталей и материалов, должны быть четко нанесены предельно допустимые нагрузки.
Стеллажи, столы, шкафы и подставки по прочности должны соответствовать массе укладываемых на них деталей и материалов.
Ширина проходов между стеллажами, шкафами и штабелями должна быть не менее 0,8 м.
5.12. Для хранения инструмента и приспособлений на рабочем месте должны быть предусмотрены специальные шкафы. Для тяжелых предметов должно быть отведено место на нижней полке.
5.13. Для складирования и транспортирования мелких деталей и заготовок должна быть предусмотрена специальная тара, обеспечивающая безопасную транспортировку и удобную строповку при перемещении ее кранами.
5.14. Хранение колесных пар и их элементов должно производиться в соответствии с Руководящим документом по организации ремонта колесных пар в вагоноколесных мастерских и вагонных депо [84].
5.15. При перекатывании колесных пар по рельсам вручную работникам запрещается находиться впереди движущейся колесной пары.
5.16. Площадки для складирования колесных пар должны быть оборудованы ПС.
Колесные пары должны складироваться в один ряд. Хранение колесных пар должно производиться в специально отведенном месте в закрепленном состоянии.
Отбракованные колесные пары допускается складировать не более чем в два ряда. Второй ряд должен укладываться перпендикулярно первому ряду колесных пар.
Пути колесного парка должны быть оборудованы упорами (стопорами) с двух сторон.
5.17. Запасные части и материалы, необходимые при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов, должны находиться на стеллажах, расположенных вдоль стен вагоносборочного участка депо, на междупутьях ПТО, ППВ или на передвижных вагоноремонтных машинах и ремонтных установках.
5.18. Для транспортирования узлов, деталей и материалов должны использоваться подъемно-транспортные средства.
5.19. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов в депо и их производственных подразделениях должны проводиться в соответствии с Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов [61], Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" [95], ГОСТ 12.3.009 [128], ГОСТ 12.3.020 [130], а также технической документацией, содержащей требования безопасности при производстве работ (технологическими картами, проектами производства работ, нормами или другими нормативными документами).
5.20. На местах производства погрузочно-разгрузочных работ с использованием грузоподъемных механизмов должны быть вывешены утвержденные руководителем структурного подразделения схемы строповки (способы крепления, подвешивания и обвязки груза к крюку грузоподъемной машины с помощью стропов, изготовленных из канатов, цепей и других материалов), зацепки узлов, деталей и тары при транспортировании их кранами и схемы складирования грузов.
5.21. Движение авто- и электрокаров, других транспортных средств на территории депо и его производственных подразделений должно производиться только по предназначенным для этих целей проездам со скоростью не более 10 км/ч, на ремонтных участках - не более 5 км/ч, а в узких проходах и помещениях - не более 3 км/ч.
Транспортные дорожки должны быть обозначены габаритными линиями.
Все транспортные средства должны иметь противоугонные устройства.
Движение транспортных средств на территории депо и его производственных подразделений должно производиться в соответствии со схемой движения транспортных средств, устанавливаемой на щитах на видных местах: у въездных ворот, на ремонтных участках и в других местах интенсивного движения транспортных средств. В местах интенсивного движения транспортных средств должны быть установлены знаки, организующие в нужном режиме движение транспорта и работников.
5.22. Транспортирование запасных частей и материалов по междупутьям должно производиться только при отсутствии движения подвижного состава по смежным путям.
Расстояние между движущимися друг за другом транспортными средствами должно быть не менее 20 м.
5.23. Перевозимые по междупутьям грузы не должны выступать по ширине за габариты транспортных средств. Груз необходимо укладывать на середину платформы транспортного средства и закреплять для предотвращения скатывания при движении. Масса перевозимого груза не должна превышать грузоподъемности транспортного средства.
5.24. Все погрузочно-разгрузочные работы необходимо производить в рукавицах, а при выполнении работ с помощью грузоподъемных механизмов - в рукавицах и касках.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ рабочие места должны находиться вне линии перемещения грузов грузоподъемными средствами.
Работникам запрещается находиться в зоне подъема, перемещения и опускания грузов.
5.25. Перевозка баллонов, наполненных газами, должна производиться на рессорном транспорте или на автокарах, в горизонтальном положении, обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) либо другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.
Разрешается перевозка баллонов в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении обязательно с прокладками между ними и ограждением от возможного падения.
5.26. Транспортирование и хранение баллонов должны производиться с навернутыми предохранительными колпаками.
Транспортирование баллонов для углеводородных газов производится в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением" [96].
Хранение наполненных баллонов до выдачи их потребителям не допускается без предохранительных колпаков.
5.27. Помещение для хранения моющих средств должно быть отделено капитальной перегородкой от помещений для хранения других материалов и запасных частей.
5.28. Лестницы должны храниться в сухих помещениях в местах, где исключены их случайные механические повреждения.
5.29. Обустройство мест, выделенных для хранения тормозных башмаков, должно обеспечивать исключение несанкционированного изъятия тормозных башмаков посторонними лицами.
В местах хранения тормозных башмаков должны быть вывешены инвентарные описи с указанием количества, места хранения тормозных башмаков и их инвентарных номеров, а также должности и фамилии работников, ответственных за их сохранность.
5.30. Тормозные башмаки, находящиеся в запасе, а также изъятые из работы для ремонта или исключения из инвентаря (утилизации) должны храниться на стеллажах в специально выделенных помещениях.