3.1. Общие требования охраны труда при работе на ВРМ
3.1.1. Маневровые работы, постановка и закрепление вагонов на ремонтных позициях, выделенных для производства работ на ВРМ, ограждение путей, ведущих на ремонтные позиции, должны производиться в соответствии с утвержденным технологическим процессом и местной инструкцией по маневровой работе.
Закрепление вагонов на специализированных путях ремонта тормозными башмаками производится в соответствии с установленными расчетом нормами закрепления подвижного состава.
Железнодорожные пути, ведущие на специализированные пути ремонта, выделенные для производства работ на ВРМ, после выполнения маневровой работы и выезда локомотива на станцию должны быть ограждены. Ограждение производят ответственные лица, назначенные приказом руководителя структурного подразделения.
3.1.2. Перед началом маневровых работ работник должен проверить и убедиться, что все механизмы ВРМ выведены за пределы габарита подвижного состава и находятся в исходном (транспортном) положении, при этом должен гореть зеленый свет светофора.
Подавать вагон или подвижной состава в зону работы ВРМ допускается только при зеленом свете светофора.
3.1.3. На тупиковом специализированном пути во время выполнения маневровой работы, связанной с подачей и выводом грузовых вагонов, вагоноремонтные машины должны находиться в конце тупика и ограждаться тормозными башмаками, установленными перед вагоноремонтной машиной на расстоянии не менее 5 м.
3.1.4. При маневрах на сквозных специализированных путях при наличии на них вагоноремонтных машин скорость движения подвижного состава не должна превышать 3 км/ч.
3.1.5. Место производства работ ограждается на весь период работ. Снимать сигналы ограждения должен руководитель работ после окончания работ и удаления всех работников от вагона (группы вагонов) на безопасное расстояние.
3.1.6. При выполнении работ на ВРМ работник должен:
соблюдать утвержденный технологический процесс ремонта и обслуживания грузовых вагонов, требования инструкций по охране труда при работе с грузоподъемными кранами, управляемыми с пола, при работе с гидравлическими домкратами и настоящей Инструкции;
быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и не отвлекать других.
3.1.7. Во время работы машины, а также при неисправности, когда один из механизмов не установлен в исходное положение, на машине должен гореть красный сигнал светофора.
В зависимости от места проведения ремонтных работ работник должен включить верхнее или нижнее освещение.
3.1.8. При подъеме-спуске и передвижении по лестницам и площадкам ВРМ руки работника должны быть свободны. Работник при передвижении по лестницам и площадкам ВРМ должен держаться за перила и ограждения. Инструмент следует носить в сумке, перекинутой через плечо.
3.1.9. Передвижение ВРМ следует осуществлять только при исходном (транспортном) положении всех рабочих механизмов. Во время движения ВРМ должны подаваться звуковой и световой (проблесковый маяк) сигналы.
3.1.10. Перед включением привода передвижения ВРМ работник должен осмотреть рельсовый путь и убедиться в отсутствии людей и препятствий в зоне движения машины. Управлять передвижением ВРМ работник должен с той стороны машины, на которой обеспечен лучший обзор и контроль за процессом передвижения. Скорость передвижения ВРМ не должна превышать 10 км/ч при передвижении по свободному рельсовому пути и 3 км/ч при передвижении во время ремонтных работ (при перемещении вагона, при подаче ВРМ для правки элементов вагона и др.).
3.1.11. Перемещение полувагона, поднятого за один край подъемником ВРМ, на необходимое расстояние должно ограничиваться тормозными башмаками.
Запрещается использовать ВРМ для перемещения 2-х и более вагонов.
3.1.12. Во время работы на ВРМ работник должен пользоваться исправным ручным слесарным инструментом.
Запрещается при отвертывании и завертывании гаек и болтов удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. При необходимости следует применять ключи с длинными рукоятками.
При работе ударным ручным инструментом необходимо пользоваться защитными очками.
3.1.13. Пополнение запасными частями, выгрузка неисправных деталей и снятие их с вагонов должны производиться в специально выделенных местах во время перерывов в работе.
3.1.14. Складирование запасных частей не должно мешать передвижению ВРМ и проведению ремонтных работ. В технологическом процессе должно быть отражено место расположения площадки для складирования крупногабаритных запасных частей (дверей, люков и т.п.). Мелкие запасные части в необходимом для ремонта одного вагона количестве допускается подносить и складировать на специальные площадки ВРМ в удобном для использования месте таким образом, чтобы они не мешали производству работ, не могли упасть или рассыпаться с машины.
3.1.15. Управление механизмами ВРМ должно осуществляться только с пультов управления ВРМ. Запрещается касаться руками любых механизмов во время их работы.
3.1.16. Снятие и навешивание боковых дверей вагонов, перемещение колесных пар и другие работы по перемещению грузов следует производить с использованием электротали ВРМ.
3.1.17. При установке дверей, крышек люков, бортов, если они не могут быть сразу закреплены, необходимо сделать временное крепление, удерживающее их от падения. Запрещается оставлять без временного крепления неустановленные окончательно двери, крышки люка, борта или другие части вагона.
Поднятые борта платформы следует закреплять бортовыми запорами.
3.1.18. Во время работы на ВРМ перемещение площадок следует осуществлять с помощью пультов управления, установленных непосредственно на самих площадках.
Откидывать торцевые площадки рабочих площадок допускается только в случае, когда рабочая площадка выше автосцепки вагона.
3.1.19. Во время работы механизмов работник должен следить за расположением шлангов гидросистемы и не допускать их прижатия механизмами к вагону.
3.1.20. Запрещается при работе на ВРМ:
приводить ее в движение при нахождении людей между порталом машины и вагоном;
находиться в вагоне, на вагоне или под вагоном при его правке, подъеме и перемещении;
находиться на площадках ВРМ во время маневровой работы, при прохождении составов по смежным путям;
заходить в межвагонное пространство и находиться в нем;
работать при открытых дверях пультов управления и закороченных блокировках;
отключать во время работы кабели, соединяющие отдельные составные части ВРМ между собой;
использовать ВРМ для перевозки людей, для буксирования, транспортировки негабаритных предметов во время движения поезда, а также загружать сверх допустимой грузоподъемности;
управлять ВРМ мокрыми или замасленными руками;
сбрасывать детали, приспособления и инструмент с площадок и лестниц ВРМ, а также размещать их на краях площадок и на ступеньках;
проводить техническое обслуживание ВРМ во время ее работы.