ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 сентября 2015 г. N 2236р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАСЧЕТУ УЩЕРБА ОТ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
И ИНЫХ СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
СОБЫТИЙ В ОАО "РЖД"
В целях расчета экономического ущерба, возникающего в результате транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2015 г. прилагаемые Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий в ОАО "РЖД".
2. Признать утратившими силу с 1 октября 2015 г. Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий в ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 3 апреля 2008 г. N 681р.
Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.В.МИХАЙЛОВ
Утверждены
распоряжением ОАО "РЖД"
от 15.09.2015 N 2236р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ УЩЕРБА ОТ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
И ИНЫХ СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В ОАО "РЖД"
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации применяются работниками структурных подразделений и филиалов ОАО "РЖД", дочерних обществ ОАО "РЖД", занимающихся расчетами ущерба, понесенного в результате транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий.
1.2. Установление факта транспортного происшествия и иного связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта события (далее - транспортное происшествие и иное событие) производятся комиссией в соответствии с приказом Минтранса Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта", а также Положением об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 8 мая 2015 г. N 1185р.
Комиссией определяются лицо, либо группа лиц, ответственных за транспортное происшествие и иное событие, а также структурные подразделения Региональных дирекций - структурных подразделений Центральных дирекций - филиалов ОАО "РЖД", которым был причинен ущерб от данного транспортного происшествия.
1.3. Настоящие Методические рекомендации обеспечивают оценку ущерба, возникающего вследствие транспортных происшествий и иных событий.
1.4. При наступлении транспортного происшествия и иного события ответственный работник аппарата главного ревизора РЦКУ в течение суток с момента наступления такого случая сообщает ответственным работникам Региональных дирекций - структурных подразделений Центральных дирекций - филиалов ОАО "РЖД" и железных дорог (региональных центров корпоративного управления - РЦКУ) информацию по данному случаю.
Оперативную информацию о размерах ущерба в форме справки (Приложение А) формируют сотрудники структурных подразделений Региональных дирекций - структурных подразделений Центральных дирекций - филиалов ОАО "РЖД" (далее - структурных подразделений; в случае, если структурное подразделение имеет на балансе поврежденное имущество - первичные балансодержатели) (далее ответственные работники) в течение трех суток после допущенного транспортного происшествия или события. Справка об ущербе должна содержать все виды затрат, которые были понесены в результате транспортного происшествия и иного события, на ремонт (восстановление) имущества, кроме имущества иностранного производства, находящегося на гарантии, в т.ч. расходы на работу аварийно-восстановительных поездов.
Полученные данные направляются для проверки в Региональные дирекции, которые, после согласования заместителями начальников дирекций по экономике и финансам (начальниками экономических отделов), передаются в службу экономики и финансов железной дороги, на которой произошло транспортное происшествие или иное событие (далее - НЭФ) и в подразделения финансово-экономического блока соответствующих Центральных дирекций не позднее 14 календарных дней с момента наступления нарушения безопасности движения. <1>
--------------------------------
<1> Информация о размерах ущерба может корректироваться в течение 3 календарных лет (срок исковой давности).
1.5. Координирующие функции по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных событий возлагаются на:
- Первого заместителя начальника железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации железной дороги, на которой произошло транспортное происшествие или иное событие, который консолидирует суммы всех составляющих ущерба. Ответственный работник НЭФ передает информацию о размере ущерба ответственному работнику аппарата главного ревизора для внесения данных в Автоматизированную систему управления безопасностью движения (АС РБ), по его запросу.
- Работников финансово-экономических подразделений дочерних обществ, которые консолидируют суммы всех составляющих ущерба, причиненного подразделениям соответствующих дочерних обществ. Ответственный работник финансово-экономического подразделения дочернего общества передает информацию о размере ущерба ответственному работнику аппарата главного ревизора для внесения данных в Автоматизированную систему управления безопасностью движения (АС РБ), по его запросу.
1.6. В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ и "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ в ОАО "РЖД" организована страховая защита собственных имущественных интересов, в том числе, в области страхования ответственности.
В целях своевременного и полного возмещения ущерба и получения страхового возмещения по страховым случаям в рамках договоров страхования, в том числе, гражданской ответственности перевозчика, филиалы ОАО "РЖД" руководствуются Регламентом взаимодействия филиалов при организации страховой защиты, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 27 февраля 2013 г. N 531р.
2. Методика расчета ущерба, наносимого транспортными
происшествиями и иными связанными с нарушением правил
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта событиями
Расчет ущерба, наносимого транспортными происшествиями и иными событиями, производится путем определения размера затрат, связанных с повреждением грузовых и пассажирских вагонов, тягового подвижного состава, моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов, путевых машин, элементов инфраструктуры, средств связи, работой восстановительного поезда, повреждением и потерей груза, задержками грузов и пассажиров в пути следования, нанесением вреда здоровью и жизни людей, вовлеченных в транспортные происшествия и иные события.
Расчет ущерба осуществляется по следующей формуле:
Y = Y1 + Y2 + Y3 +...+ Y16 + Y18 + Y19, (1)
где Y - ущерб вследствие транспортных происшествий и иных событий;
Y1 - ущерб от повреждений грузовых вагонов;
Y2 - ущерб от повреждений пассажирских вагонов;
Y3 - ущерб от повреждений тягового подвижного состава;
Y4 - ущерб от повреждения моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов;
Y5 - ущерб от повреждения путевых машин;
Y6 - ущерб от повреждения вагонов пассажирского скоростного и высокоскоростного сообщения;
Y7 - ущерб от повреждений пути и сооружений;
Y8 - ущерб от повреждений устройств электрификации и электроснабжения;
Y9 - ущерб от повреждений устройств автоматики и телемеханики;
Y10 - ущерб от повреждений устройств и сооружений связи;
Y11 - ущерб от повреждений прочих объектов инфраструктуры;
Y12 - ущерб от повреждений и потери груза;
Y13 - затраты на работу восстановительного поезда;
Y14 - ущерб от нарушений графика движения поездов на участках;
Y15 - ущерб от задержек грузов в пути следования;
Y16 - ущерб от нарушения сроков доставки грузов;
Y17 - ущерб от причинения вреда здоровью и жизни людей, вовлеченных в транспортные происшествия и иные события;
Y18 - экологический ущерб;
Y19 - прочие составляющие ущерба.
2.1. Оценка ущерба от повреждения грузовых вагонов Y1.
Во всех случаях повреждения вагона составляется акт о повреждении вагона (форма ВУ-25).
В зависимости от степени повреждения вагоны подлежат текущему (отцепочному или безотцепочному), деповскому, капитальному ремонту или исключению из инвентаря.
Расходы на восстановление подвижного состава включают: затраты на выполнение ремонтных работ и расходы на материалы и запасные части. При заполнении таблицы N 1 приложения Б в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются затраты, непосредственно вызванные ремонтом и восстановлением грузовых вагонов.
Для определения общего значения ущерба при повреждении грузовых вагонов, необходимо учитывать затраты на их доставку с места транспортного происшествия в депо, осуществляющее ремонт.
В случае исключения вагона из инвентаря ущерб определяется исходя из его балансовой стоимости. Документами, в соответствии с которыми принимается решение о списании грузовых и рефрижераторных вагонов является Инструкция по исключению из инвентаря вагонов, утвержденная МПС России 25 декабря 1986 г. N ЦЧУ-ЦВ-4433, в соответствии с которой составляется акт формы ВУ-10 и прикладывается акт формы ВУ-25, а также Регламент исключения из инвентаря и разделки грузовых вагонов N 733-2010 ПКБ ЦВ, утвержденный Распоряжением ОАО "РЖД" от 4 февраля 2010 г. N 248р, Инструкция о порядке списания пришедших в негодность объектов основных средств ОАО "РЖД", утвержденная приказом ОАО "РЖД" от 23 июля 2004 г. N 109.
Размер ущерба определяется на основании калькуляций или сметного расчета, подготовленного подрядной организацией или структурным подразделением, осуществляющим ремонт.
При повреждении грузовых вагонов собственности ОАО "РЖД", ответственность за которое несут работники структурных подразделений ОАО "РЖД", размер ущерба определяется данными структурными подразделениями, которые являются ответственными за подготовку калькуляции и сметного расчета.
В случае повреждения грузовых вагонов собственности ОАО "РЖД", ответственность за которое несут третьи лица, размер ущерба определяется работником службы вагонного хозяйства дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры, на территории которого произошло транспортное происшествие и иное событие. На него же возлагается ответственность за подготовку калькуляции и сметного расчета.
Размер ущерба, причиненного подвижному составу других собственников, определяется в размере фактических выплат, осуществляемых ОАО "РЖД" в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", на основании претензий, поступивших от владельцев подвижного состава, или вступивших в силу судебных решений.
2.2. Оценка ущерба от повреждения пассажирских вагонов Y2.
В случае транспортного происшествия и иного события, в результате которого были повреждены пассажирские вагоны, порядок расчета ущерба принимается аналогичным указанным в пункте 2.1 настоящих Методических рекомендаций. Вид необходимого ремонта определяется на основании всех выявленных неисправностей в соответствии с актом о повреждении пассажирского вагона (форма ВУ-25а). Документом, в соответствии с которым принимается решение об исключении из инвентаря пассажирских вагонов является Инструкция по исключению из инвентаря вагонов, утвержденная МПС России 25 декабря 1986 г. N ЦЧУ-ЦВ-4433, в соответствии с которой составляется акт формы ВУ-10б и прикладывается акт формы ВУ-25а.
Размер ущерба определяется на основании калькуляций или сметного расчета, подготовленного подрядной организацией или структурным подразделением, осуществляющим ремонт.
При повреждении пассажирских вагонов собственности ОАО "РЖД" ответственными за расчет ущерба являются первичные балансодержатели.
Размер ущерба, причиненного подвижному составу других собственников, определяется в размере фактических выплат, осуществляемых ОАО "РЖД" в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", на основании претензий, поступивших от владельцев подвижного состава, или вступивших в силу судебных решений.
2.3. Оценка ущерба от повреждения тягового подвижного состава Y3.
По степени повреждения тягового подвижного состава в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 17 января 2005 г. N 3р "О системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО "РЖД" восстановление тягового подвижного состава может быть совмещено с проведением следующих видов ремонта: техническое обслуживание (ТО) ТО-2, ТО-3, ТО-4, текущий ремонт (ТР) ТР-1, ТР-2, ТР-3, средний ремонт (СР), капитальный ремонт (КР) локомотива, а также возможно проведение восстановления с постановкой локомотива на неплановый ремонт. Во всех случаях повреждения тягового подвижного состава составляется технический акт о повреждениях и неисправностях локомотива, моторвагонного подвижного состава (форма ТЭУ-21). При исключении из инвентаря в соответствии с Инструкцией МПС СССР "О порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава" от 16 октября 1986 г. N ЦТ-4418 составляется акт формы ТЭУ 38.
Для определения общего значения ущерба при повреждении тепловозов, электровозов, необходимо учитывать затраты на их доставку с места транспортного происшествия к месту проведения ремонта и обратно в депо приписки.
В соответствии с расчетом, проводимым по таблице 1 приложения Б, определяется величина затрат, вызванных непосредственно ремонтом тягового подвижного состава.
При повреждении тягового подвижного состава собственности ОАО "РЖД" размер ущерба определяется первичным балансодержателем данного имущества на основании калькуляций или сметного расчета, подготовленного подрядной организацией или структурным подразделением, осуществляющим ремонт.
Размер ущерба, причиненного подвижному составу других собственников, определяется в размере фактических выплат, осуществляемых ОАО "РЖД" в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", на основании претензий, поступивших от владельцев подвижного состава, или вступивших в силу судебных решений.
2.4. Оценка ущерба от повреждения моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов Y4.
По степени повреждения моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов в соответствии с "Правилами текущего ремонта и технического обслуживания электропоездов" N ЦТ-479, утвержденными 10 июля 1997 г. выделяются следующие виды ремонтов: техническое обслуживание (ТО) ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-4, текущий ремонт (ТР) ТР-1, ТР-2, ТР-3, капитальный ремонт (КР) КР-1, КР-2. Во всех случаях повреждения моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов составляется технический акт о повреждениях и неисправностях локомотива, моторвагонного подвижного состава (форма ТЭУ-21). При исключении из инвентаря в соответствии с Инструкцией "О порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава" от 16 октября 1986 г. N ЦТ-4418 составляется акт формы ТЭУ 38.
Для определения общего значения ущерба при повреждении моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов необходимо учитывать затраты на их доставку с места транспортного происшествия в депо приписки.
В соответствии с расчетом, проводимым по таблице 1 приложения Б, определяется размер затрат, вызванных непосредственно ремонтом моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов.
При повреждении моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов собственности ОАО "РЖД" размер ущерба определяется первичным балансодержателем данного имущества на основании калькуляций или сметного расчета, подготовленного подрядной организацией или структурным подразделением, осуществляющим ремонт.
Размер ущерба, причиненного подвижному составу других собственников, определяется в размере фактических выплат, осуществляемых ОАО "РЖД" в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", на основании претензий, поступивших от владельцев подвижного состава, или вступивших в силу судебных решений.
2.5. Оценка ущерба от повреждения путевых машин Y5.
По степени повреждения путевых машин выделяются следующие виды ремонтов: техническое обслуживание (ТО), текущий ремонт (ТР), средний ремонт (СР), капитальный ремонт (КР). Если путевая машина, пострадавшая в результате транспортного происшествия или иного события, относится к самоходному подвижному составу, то во всех случаях составляются документы, перечисленные в п. 2.3, в случае повреждения вагонов путевых машин - документы, указанные в п. 2.1 настоящих Методических рекомендаций.
Для определения общего значения ущерба при повреждении путевых машин необходимо учитывать затраты на их доставку с места транспортного происшествия в место приписки и проведения ремонта.
В соответствии с расчетом, проводимым по таблице 1 приложения Б, определяется величина затрат, вызванных непосредственно ремонтом путевых машин.
При повреждении путевых машин собственности ОАО "РЖД" размер ущерба определяется первичным балансодержателем данного имущества на основании калькуляций или сметного расчета, подготовленного подрядной организацией или структурным подразделением, осуществляющим ремонт.
2.6. Оценка ущерба от повреждения вагонов пассажирского скоростного и высокоскоростного сообщения Y6.
Во всех случаях повреждения вагонов пассажирского скоростного и высокоскоростного сообщения составляется технический акт о повреждениях и неисправностях локомотива, моторвагонного подвижного состава (форма ТЭУ-21). При исключении из инвентаря в соответствии с Инструкцией "О порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава" от 16 октября 1986 г. N ЦТ-4418 составляется акт формы ТЭУ-38.
Для определения общего значения ущерба при повреждении вагонов пассажирского скоростного и высокоскоростного сообщения необходимо учитывать затраты на их доставку с места транспортного происшествия в депо приписки.
В соответствии с расчетом, проводимым по таблице 1 приложения Б, определяется величина затрат, вызванных непосредственно ремонтом вагонов пассажирского скоростного и высокоскоростного сообщения.
При повреждении вагонов пассажирского скоростного и высокоскоростного сообщения собственности ОАО "РЖД" размер ущерба определяется первичным балансодержателем данного имущества на основании калькуляций или сметного расчета, подготовленного подрядной организацией или структурным подразделением, осуществляющим ремонт.
2.7. Оценка ущерба от повреждения железнодорожного пути и сооружений Y7.
Затраты на восстановление железнодорожного пути (далее - пути) определяются объемами повреждений и характеристикой участка, на котором произошло транспортное происшествие или иное событие. В каждом конкретном случае требуется использование различных материалов, машин и специализированной техники. Затраты на выполнение работ, связанных с восстановлением, определяются особенностями верхнего строения пути и стрелочных переводов. Расходы также обусловлены видом материала верхнего строения пути и типом путевых машин, используемых при проведении ремонта.
В случае необходимости восстановления пути в результате транспортного происшествия или иного события для определения затрат на ремонт начальником дистанции пути или лицом его замещающим составляется акт осмотра, в котором перечисляются все повреждения пути (земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения). В соответствии со степенью повреждений определяется вид и объем работ, соответствующий конкретной ситуации.
Затраты на ремонт пути и сооружений складываются из расходов на работу персонала, использования специализированного оборудования, механизмов и машин, стоимости материалов.
При заполнении таблицы 2 приложения Б в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются затраты, вызванные непосредственно ремонтом и восстановление пути.
Структурные подразделения, участвующие в восстановлении пострадавшего имущества, представляют документы первичному балансодержателю для формирования общей суммы ущерба на основании сметных нормативов.
Ответственными за расчет ущерба являются первичные балансодержатели.
2.8. Оценка ущерба от повреждения устройств электрификации и электроснабжения Y8.
Для определения необходимых затрат на проведение работ по восстановлению нормальной работы устройств электрификации и электроснабжения по факту транспортного происшествия или иного события начальником дистанции электроснабжения или лицом, его замещающим, составляется акт, в котором перечисляются все повреждения устройств электрификации и электроснабжения и очередность восстановления их нормальной работы. Акты составляются после окончания восстановительных работ, но не позднее суточного срока от времени окончания этих работ. В актах о повреждениях должны быть подробно описаны все обстоятельства, при которых произошло повреждение. К актам должны быть приложены необходимые для ясного представления о характере повреждения схемы, чертежи и фотографии.
Затраты на ремонт устройств электрификации и электроснабжения складываются из расходов на работу персонала, использования специализированного оборудования, механизмов и машин, стоимости материалов. Расчет производится в соответствии с таблицей 3 приложения Б. При заполнении данной таблицы в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются затраты, вызванные непосредственно ремонтом и восстановлением устройств электрификации и электроснабжения.
Структурные подразделения, участвующие в восстановлении пострадавшего имущества, представляют документы первичному балансодержателю для формирования общей суммы ущерба на основании сметных нормативов.
Ответственными за расчет ущерба являются первичные балансодержатели.
2.9. Оценка ущерба от повреждений устройств автоматики и телемеханики Y9.
Для определения необходимых затрат на проведение работ по восстановлению нормальной работы устройств автоматики и телемеханики по факту транспортного происшествия или иного события начальником дистанции сигнализации, централизации и блокировки или лицом, его замещающим, составляется акт, в котором перечисляются все повреждения устройств автоматики и телемеханики и очередность восстановления их нормальной работы.
Расходы на ремонт и восстановление этих устройств определяются величиной расходов на работу персонала, стоимостью материалов и оборудования, затратами на использование механизмов и машин.
Необходимые данные для проведения расчетов заносятся в таблицу 4 приложения Б. При заполнении данной таблицы в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются затраты, непосредственно вызванные ремонтом и восстановлением устройств автоматики и телемеханики.
Структурные подразделения, участвующие в восстановлении пострадавшего имущества, представляют документы первичному балансодержателю для формирования общей суммы ущерба на основании сметных нормативов.
Ответственными за расчет ущерба являются первичные балансодержатели.
2.10. Оценка ущерба от повреждений устройств и сооружений связи Y10.
Ущерб от повреждений средств связи включает: расходы на ремонт и восстановление устройств связи, стационарных и поездных; убытки в размере выплачиваемых штрафов в связи с простоем каналов связи, вызванным транспортных происшествием или иным событием.
Расходы на ремонт и восстановление устройств и сооружений связи, как стационарных, так и поездных, определяются затратами труда работников и стоимостью материалов и оборудования. Объем необходимых ремонтных работ оценивается на основании первичного акта специалиста по связи.
Необходимые данные для проведения расчетов заносятся в таблицу 5 приложения Б. При заполнении данной таблицы в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются затраты, непосредственно вызванные ремонтом (восстановлением) устройств связи.
Суммы штрафов, выплачиваемых в связи с простоем каналов связи, указываются при расчете полного ущерба отдельной строкой.
Структурные подразделения, участвующие в восстановлении пострадавшего имущества, представляют документы первичному балансодержателю для формирования общей суммы ущерба на основании сметных нормативов.
Ответственными за расчет ущерба являются первичные балансодержатели.
2.11. Оценка ущерба от повреждений прочих объектов инфраструктуры Y11.
Затраты на восстановление прочих объектов инфраструктуры определяются объемами повреждений и характеристиками объекта. В каждом конкретном случае требуется использование различных материалов, машин и специализированной техники.
В случае необходимости восстановления прочих объектов инфраструктуры в результате транспортного происшествия или иного события для определения необходимых затрат на ремонт составляется акт осмотра, в котором перечисляются все повреждения. В соответствии со степенью повреждений определяется вид и объем работ, соответствующий конкретной ситуации.
При заполнении таблицы 2 приложения Б в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются затраты, вызванные непосредственно ремонтом и восстановлением повреждений прочих объектов инфраструктуры.
Структурные подразделения, участвующие в восстановлении пострадавшего имущества, представляют документы первичному балансодержателю для формирования общей суммы ущерба на основании сметных нормативов.
Ответственными за расчет ущерба являются первичные балансодержатели.
2.12. Оценка ущерба от повреждения и утраты грузов Y12.
Ущерб от повреждения и потери грузов определяется в размере фактических выплат, осуществляемых ОАО "РЖД" в соответствии с Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 42 "Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом".
Информация об ущербе в размере фактических выплат от повреждения и утраты груза, произведенных на основании рассмотренных службой коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Дирекции управления движением (М) претензий по несохранным перевозкам, предоставляется работником территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО).
2.13. Затраты на работу восстановительного поезда Y13.
Подъем (уборка) поврежденного подвижного состава производится с помощью восстановительного поезда.
Затраты по подъему (уборке) поврежденного подвижного состава определяются исходя из продолжительности времени использования технических средств восстановительного поезда.
Стоимость одного часа работы технических средств: кранов, бульдозеров, гидравлического и др. оборудования, участвующих в работах, рассчитывается по формуле:
где Eтсi - затраты на работу соответствующих технических средств в течение 1 часа, руб.
Расходы на работу всех технических средств составляют:
Ртс = Зтс * Tупс, (3)
где Tупс - время, затраченное на уборку (подъем) подвижного состава от начала работ до их завершения.
Расходы на предоставление питания персоналу, связанного с ликвидацией последствий схода подвижного состава, определяются на основании Положения о восстановительных поездах железных дорог ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 31 августа 2006 г. N 1807р.
В составе затрат на работу восстановительного поезда также учитываются затраты на его перемещение от места постоянной дислокации к месту работы и обратно.
Работник Дирекции аварийно-восстановительных средств РЦКУ, ответственный за определение расходов по работе аварийно-восстановительного поезда, в установленный срок направляет данную информацию ответственному работнику структурного подразделения ОАО "РЖД", формирующему справку о размере ущерба.
В случае привлечения восстановительных поездов смежных железных дорог для ликвидации последствий безопасности движения, ответственным за предоставление данных о расходах на работу всех восстановительных поездов является работник Дирекции аварийно-восстановительных средств РЦКУ, на территории которого произошло нарушение.
2.14. Ущерб от нарушения графика движения поездов на участках Y14.
Ущерб, возникающий в результате нарушения графика движения поездов, обусловленного транспортным происшествием или иным событием, определяется:
суммой часов задержек поездов сверх нормативного графика движения;
размером фактических выплат штрафов в пользу акционерное общество "Федеральная пассажирская компания", предусмотренных договором от 31 марта 2010 N 252.
Расчет ущерба проводится отдельно по видам движения: грузовому, пассажирскому и пассажирскому в пригородном сообщении.
Информация об ответственных подразделениях и причинах невыполнения расписания фиксируется в системах ГИД "Урал-ВНИИЖТ", КАС АНТ, КАС АТ. За качество информации в информационных системах ответственность несут начальники дирекций управления движением и служб корпоративной информатизации по кругу ведения.
Ущерб, связанный с задержками поездов сверх нормативного графика движения, определяется исходя из стоимости 1 поездо-часа простоя поезда (грузового, пассажирского, пригородного) и количества поездо-часов дополнительного простоя:
где Nt - общее время задержек поездов (грузовых, пассажирских и пассажирских в пригородном сообщении) из-за отклонения от нормативного графика движения, час,
eп.ч. - укрупненная расходная ставка на 1 поездо-час соответствующего вида движения (рассчитанная с учетом принадлежности парка вагонов), руб.
Стоимость 1 поездо-часа определяется на основе данных о величинах единичных и укрупненных расходных ставок, используемых при заключении хозяйственных договоров, в границах железной дороги для каждой категории поездов в соответствующем виде движения и роде тяги. Величины единичных и укрупненных ставок, применяемых при заключении хозяйственных договоров, рассчитываются в соответствии с требованиями нормативных документов ОАО "РЖД", актуализируемых в соответствии с приказом Минтранса России от 12 августа 2014 года N 225 "Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок".
Ответственными за расчет ущерба являются Центральная дирекция управления движением, региональные дирекции управления движением, ОАО "Федеральная пассажирская компания".
2.15. Ущерб от задержек грузов в пути следования Y15.
Ущерб от задержек грузов в пути следования определяется в размере фактических выплат пени за просрочку доставки грузов, в соответствии с приказом Министерства путей сообщения РФ от 18 июня 2003 г. N 42 "Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом".
Информация об ущербе от задержек груза в пути следования предоставляется работником территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО).
2.16. Ущерб от задержек пассажиров в пути следования, порчи и потери багажа Y16.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 473 г. "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом":
затраты, связанные с задержками пассажиров в пути следования определяются в размере фактических выплат штрафа за задержку отправления поезда или опоздания поезда на станцию назначения, осуществляемых ОАО "РЖД";
затраты, связанные с просрочкой доставки багажа определяются в размере фактических выплат за просрочку доставки, осуществляемых ОАО "РЖД";
затраты, связанные с потерей и порчи багажа, грузобагажа определяются в размере фактических выплат ОАО "РЖД";
затраты, связанные с обслуживанием пассажиров в поездах и на вокзалах в условиях длительной задержки поезда (обеспечение пассажиров бесплатным питанием в поездах и на вокзалах, размещение пассажиров в гостиницах, комнатах отдыха, комнатах матери и ребенка, залах повышенной комфортности, предоставление услуг камеры хранения на вокзалах, доставка пассажиров пригородными поездами или другими видами транспорта до станций отправления или назначения) определяются в размере фактических затрат.
Информация об ущербе от задержек пассажиров в пути следования, порчи и потери багажа предоставляется Перевозчиком, на территории которого произошло транспортное происшествие и иное событие.
Ответственными за расчет ущерба являются ОАО "Федеральная пассажирская компания"; региональная служба (отдел) развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре.
2.17. Ущерб от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу людей, вовлеченных в транспортное происшествие или иное событие Y17.
Затраты, связанные с гибелью людей или получением ими телесных повреждений разной степени тяжести, а также ущерб, причиненный имуществу людей, вовлеченных в транспортное происшествие или иное событие, определяются по формуле:
где
Затраты, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работников ОАО "РЖД" с временной потерей трудоспособности включают:
где
Затраты, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью третьих лиц с временной потерей трудоспособности и со смертельным исходом в результате нарушения безопасности движения определяется по формуле:
y3 - затраты, связанные с возмещением вреда, причиненного здоровью третьих лиц с временной потерей трудоспособности;
y4 - затраты, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни третьих лиц.
Размер ущерба определяется в размере фактических выплат, осуществляемых ОАО "РЖД" в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании претензий или вступивших в силу судебных решений.
В результате транспортных происшествий и иных событий имущество третьих лиц, в том числе населения, может быть полностью уничтожено, либо частично повреждено.
Ущерб в результате уничтожения имущества третьих лиц определяется в размере стоимости полностью уничтоженного (утраченного) исходя из его оценочной стоимости. Для определения оценочной стоимости имущества службой управления имуществом железной дороги привлекается независимая оценочная организация.
Ущерб в результате повреждения имущества третьих лиц определяется в размере суммы, на которую уменьшилась стоимость частично поврежденного (утраченного) имущества. Размер снижения стоимости поврежденного имущества определяется независимой оценочной организацией.
Ответственными за расчет ущерба является НЭФ, территориальное подразделение Департамента управления имуществом, юридическая служба железной дороги с привлечением службы охраны труда и промышленной безопасности железной дороги.
2.18. Экологический ущерб Y18
Величина ущерба, причиненного при транспортных происшествиях и иных событиях негативным воздействием на окружающую природную среду в результате пролива, утечки, просыпания опасных грузов, определяется суммой ущербов, причиненных различным природным ресурсам, а также затратами на ликвидацию экологических последствий:
где
Определение размера экологического ущерба осуществляется в соответствии с обязанностью полного возмещения вреда окружающей среде на основании Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ. Ущерб от загрязнения компонентов природной среды учитывается в сумме фактически выплаченного ОАО "РЖД" ущерба, рассчитанного и предъявленного федеральными органами исполнительной власти.
Учет экологического ущерба осуществляется ответственным работником НЭФ на основании данных, предоставленных работниками региональных НЦОП по оценке вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с Регламентом по действиям при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2013 г. N 3014р.
2.19. Прочие составляющие ущерба Y19.
К прочим составляющим ущерба относятся затраты на выявление повреждений подвижного состава и элементов инфраструктуры ОАО "РЖД", организацию дополнительного питания в месте проведения ремонтно-восстановительных работ, расходы на организацию временных (на период проведения ремонтно-восстановительных работ) схем связи с местом происшествия, которые не могут быть заранее спланированы.
Расходы на выявление повреждений подвижного состава и элементов инфраструктуры ОАО "РЖД" и оформление соответствующей документации включают:
затраты на оплату труда всех задействованных работников, рассчитанные исходя из часовой тарифной ставки с учетом соответствующего разряда, надбавок и доплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и фактического времени, затраченного на эту работу;
суммы соответствующих страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, руб.;
инструменты, оборудование, канцелярские товары, прочие материалы, используемые при выявлении повреждений подвижного состава и элементов инфраструктуры;
командировочные расходы.
Расходы на организацию временных (на период проведения ремонтно-восстановительных работ) схем связи определяются затратами труда работников, стоимостью материалов и оборудования и затратами на использование временных каналов (услуг) связи. Объем необходимых работ оценивается на основании первичного акта специалиста по связи.
Приложение А
К методическим рекомендациям по расчету
ущерба от транспортных происшествий
и иных связанных с нарушением правил
безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта событий
СПРАВКА
О РАЗМЕРАХ УЩЕРБА ОТ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
И ИНЫХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА СОБЫТИЙ
N п/п
|
Дата, нарушение БД
|
Виновник (предприятия дорожного подчинения, структурные подразделения функциональных филиалов, ДЗО)
|
Размер ущерба, тыс. руб.
|
|||||||||||||||||||
От повреждений
|
Потери от повреждения груза
|
от задержек пассажиров в пути следования, порчи и потери багажа
|
от задержек грузов в пути следования
|
от нарушений графика движения поездов на участках
|
от причинения вреда здоровью и жизни людей, вовлеченных в транспортные происшествия и иные события
|
затраты на работу восстановительного поезда
|
Экологический ущерб
|
Прочие составляющие ущерба
|
Всего
|
|||||||||||||
Грузовых вагонов
|
Пассажирских вагонов
|
тягового подвижного состава
|
моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов
|
Путевых машин
|
вагонов пассажирского скоростного и высокоскоростного сообщения
|
Пути и сооружений
|
устройств электрификации и электроснабжения
|
повреждений устройств автоматики и телемеханики
|
устройств и сооружений связи
|
прочих объектов инфраструктуры
|
||||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
Приложение Б
К методическим рекомендациям по расчету
ущерба от транспортных происшествий
и иных связанных с нарушением правил
безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта событий
РАСЧЕТ
УЩЕРБА ОТ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
И ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Таблица 1
Определение ущерба от повреждения подвижного состава
|
||||||||||||
N
|
Вид и наименование работ по ремонту (восстановлению) подвижного состава
|
Работы по ремонту
|
Заменяемое оборудование и запасные части
|
Материалы
|
||||||||
Трудоемкость, нормо-час.
|
Стоимость 1 нормо-часа, с учетом всех выплат, а также сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, руб.
|
Затраты, руб.
|
Наименование
|
Количество ед.
|
Стоимость единицы, руб.
|
Затраты, руб.
|
Наименование
|
Количество ед.
|
Стоимость единицы, руб.
|
Затраты, руб.
|
||
ИТОГО РАСХОДОВ, непосредственно вызванных ремонтом (восстановлением) подвижного состава, тыс. руб.
|
||||||||||||
Стоимость списываемого (исключаемого из инвентаря) подвижного состава, тыс. руб.
|
||||||||||||
Расходы на доставку подвижного состава с места транспортного происшествия к месту осуществления ремонта (восстановления), тыс. руб.
|
||||||||||||
ВСЕГО УЩЕРБ, ТЫС. РУБ.
|
Таблица 2
Определение ущерба от повреждения пути
|
|||||||||||||
N
|
Вид и наименование работ по ремонту (восстановлению) пути
|
Затраты на оплату
|
Использование механизмов и машин
|
Затраты материалов
|
|||||||||
Трудоемкость, нормо-час.
|
Стоимость 1 нормо-часа, с учетом всех выплат, а также сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, руб.
|
Затраты, руб.
|
Наименование
|
Количество, ед.
|
Норма машинной смены
|
Стоимость, машинной смены, руб.
|
Затраты, руб.
|
Наименование
|
Количество ед.
|
Стоимость единицы, руб.
|
Затраты, руб.
|
||
ИТОГО РАСХОДОВ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЫЗВАННЫХ РЕМОНТОМ (ВОССТАНОВЛЕНИЕМ) ПУТИ, ТЫС. РУБ.
|
|||||||||||||
ВСЕГО УЩЕРБ, ТЫС. РУБ.
|
Таблица 3
Определение ущерба от повреждения устройств электрификации и электроснабжения
|
|||||||||||||
N
|
Вид и наименование работ по ремонту (восстановлению) устройств электрификации и электроснабжения
|
Работы по ремонту
|
Механизмы, оборудование, машины
|
Материалы
|
|||||||||
Трудоемкость, нормо-час.
|
Стоимость 1 нормо-часа, с учетом всех выплата также сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, руб.
|
Затраты, руб.
|
Наименование
|
Количество, ед.
|
Норма машинной смены
|
Стоимость, машинной смены, руб.
|
Затраты, руб.
|
Наименование
|
Количество ед.
|
Стоимость единицы, руб.
|
Затраты, руб.
|
||
ИТОГО РАСХОДОВ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЫЗВАННЫХ РЕМОНТОМ (ВОССТАНОВЛЕНИЕМ) УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ И ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ, ТЫС. РУБ.
|
|||||||||||||
ВСЕГО УЩЕРБ, ТЫС. РУБ.
|
Таблица 4
Ущерб от повреждения устройств автоматики и телемеханики
|
|||||||||||||
N
|
Вид и наименование работ по ремонту (восстановлению) устройств автоматики и телемеханики
|
Работы по ремонту
|
Механизмы, машины
|
Материалы
|
|||||||||
Трудоемкость нормо-час.
|
Стоимость 1 нормо-часа, с учетом всех выплата также сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, руб.
|
Затраты, руб.
|
Наименование
|
Количество, ед.
|
Норма машинной смены
|
Стоимость, машинной смены, руб.
|
Затраты, руб.
|
Наименование
|
Количество ед.
|
Стоимость единицы, руб.
|
Затраты, руб.
|
||
ИТОГО РАСХОДОВ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЫЗВАННЫХ РЕМОНТОМ (ВОССТАНОВЛЕНИЕМ) УСТРОЙСТВ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ, ТЫС. РУБ.
|
|||||||||||||
ВСЕГО УЩЕРБ, ТЫС. РУБ.
|
Таблица 5
Ущерб от повреждения средств связи
|
|||||||||||||
N
|
Вид и наименование работ по ремонту (восстановлению) средств связи
|
Работы по ремонту
|
Механизмы, машины, оборудование
|
Материалы
|
|||||||||
Трудоемкость, нормо-час.
|
Стоимость 1 нормо-часа, с учетом всех выплат а также сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, руб.
|
Затраты, руб.
|
Наименование
|
Количество, ед.
|
Норма машинной смены
|
Стоимость, машинной смены, руб.
|
Затраты, руб.
|
Наименование
|
Количество ед.
|
Стоимость единицы, руб.
|
Затраты, руб.
|
||
ИТОГО РАСХОДОВ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЫЗВАННЫХ РЕМОНТОМ (ВОССТАНОВЛЕНИЕМ) СРЕДСТВ СВЯЗИ, тыс. руб.
|
|||||||||||||
УБЫТКИ В СВЯЗИ С ПРОСТОЕМ КАНАЛОВ СВЯЗИ, тыс. руб.
|
|||||||||||||
ВСЕГО УЩЕРБ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВ СВЯЗИ, тыс. руб.
|