2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Перед началом работы работники должны:
надеть спецодежду и спецобувь. Одежда должна быть застегнута; волосы убраны под головной убор, который не должен препятствовать восприятию звуковых сигналов; спецобувь зашнурована. Не допускается носить спецодежду расстегнутой или с подвернутыми рукавами;
пройти предрейсовый медицинский осмотр (для крановщика);
получить целевой инструктаж по охране труда по своим задачам, виду выполняемых работ и по мерам безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
проверить наличие и исправность СИЗ (электрозащитные средства дополнительно должны быть проверены перед каждым применением);
проверить наличие первичных средств пожаротушения, а также наличие на огнетушителях одноразовых пломб с указанием даты зарядки;
произвести осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары;
проверить чистоту и техническое состояние крана.
2.2. Способы проверки исправности СИЗ работниками:
осмотреть диэлектрические перчатки, ковры и боты на отсутствие внешних повреждений, проверить сроки их испытаний, проверить опытным путем диэлектрические перчатки на наличие проколов (скручиванием от рукава к пальцам);
осмотреть корпус и внутреннюю оснастку каски защитной на отсутствие повреждений, проверить плотность фиксации подбородочным ремнем;
проверить на отсутствие повреждений страховочную систему и работоспособность ее муфт и карабинов;
осмотреть крепления и стекла очков защитных открытых или щитка защитного лицевого на отсутствие повреждений;
проверить исправность указателя напряжения (вольтметра) с помощью предназначенных для этой цели специальных приборов или приближением к токоведущим частям, заведомо находящимся под напряжением.
Неисправные СИЗ, выявленные при проверке, необходимо заменить перед выездом крана на линию.
2.3. Перед осмотром или техническим обслуживанием крана крановщик должен:
затормозить кран согласно руководству (инструкции) по эксплуатации крана;
отключить дизельный двигатель и аккумуляторные батареи, вывесить запрещающий плакат "Не включать! Работают люди" на главном щите;
снять давление в гидравлической и пневматической системах;
обеспечить отсоединение крана от локомотива. Отцепка крана от локомотива должна выполняться составителем поездов или помощником машиниста локомотива после надежного закрепления крана тормозными башмаками и контролироваться руководителем работ, а при его отсутствии - крановщиком;
при необходимости, оградить кран переносными красными щитами на путях с обеих сторон, а в тупиках - со стороны стрелочного перевода.
2.4. При осмотре крана крановщик должен выполнить работы, предусмотренные ежесменным техническим обслуживанием и проверить:
исправность механизмов, систем, узлов и другого оборудования;
отсутствие трещин в несущих или ответственных элементах;
надежность затяжки крепежа и фиксации транспортными креплениями устройств (деталей) от падения на железнодорожный путь;
исправность предохранительных запоров;
исправность пола (настила), ступенек (подножек) и поручней лестниц, отсутствие на их поверхности масляных пятен и наледи (в холодное время года);
исправность замков дверей и шкафов;
состояние и исправность остекления кабины, крепление кресла крановщика, боковых зеркал и солнцезащитных штор;
наличие и комплектность инструмента, запасных частей, инвентаря;
наличие медицинской аптечки;
качество освещения рабочих мест;
наличие и работоспособность средств связи;
наличие и состояние ограждений (кожухов) опасных зон, вращающихся механических и токоведущих частей оборудования;
отсутствие свисающих и оголенных частей электропроводки;
отсутствие посторонних предметов (инструмент, запасные части и т.д.) на рамах тележек и кузове;
отсутствие течи в системах;
наличие на манометрах и электроизмерительных приборах пломб (клейм);
исправность принудительной вентиляции;
наличие и состояние тормозных башмаков;
комплектность сигнальных принадлежностей;
состояние блоков, канатов, их крепления, а также укладки канатов в ручьях блоков и на барабане;
состояние крюка и его крепления в обойме;
исправность выключателей рессор и дополнительных опор (аутригеры);
наличие и исправность приборов и устройств безопасности (ограничители перемещения и высоты);
работоспособность указателя вылета стрелы;
сроки частичного и полного освидетельствования по табличке;
наличие, целостность и чистоту стекол прожектора, переносных сигнальных и буферных фонарей, проблескового маячка и электроламп;
наличие запасных электроламп;
тормоза и сцепные устройства;
действие звукового сигнала;
исправность стопорных устройств автосцепки;
работу световой и звуковой сигнализации.
2.5. При осмотре съемных грузозахватных приспособлений (стропы, кольца, петли) работники должны проверить их исправность и наличие на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности.
2.6. Забракованные съемные грузозахватные приспособления должны быть изъяты из эксплуатации.
2.6.1. Запрещается эксплуатация стальных канатов, у которых:
отсутствуют или повреждены маркировочные бирки;
имеются трещины на опрессовочных втулках;
имеются смещения каната в заплетке или втулках;
имеются повреждения или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
имеются поверхностный и внутренний износ и коррозия;
имеется разрыв хотя бы одной пряди;
имеется местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
имеется уменьшение площади поперечного металлического сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
имеется деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
имеются повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда;
имеется остаточное удлинение после приработки каната.
2.6.2. Запрещается эксплуатация цепных стропов, у которых:
имеется удлинение звена цепи более 3% от первоначального размера;
имеется уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10%.
2.6.3. Запрещается эксплуатация текстильных стропов, у которых:
отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности;
имеются узлы на несущих лентах стропов;
имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;
имеются продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;
имеются местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;
имеются местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10% длины заделки (сшивки) концов лент;
имеются поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10% ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;
имеются повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов) общей длиной более 10% ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10% ширины ленты и длиной более 50 мм;
присутствует выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10% ширины ленты;
имеются сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
имеются прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
имеется загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом) более 50% длины стропа;
присутствует совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10% ширины и длины стропа;
присутствует размочаливание или износ более 10% ширины петель стропа.
2.6.4. Запрещается эксплуатация канатов и стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, крюков, звеньев, коушей), у которых:
имеются трещины любых размеров и расположения;
имеется поверхности элементов или наличие местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% и более;
имеются остаточные деформации, приводящие к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;
отсутствуют предохранительные замки на крюках;
имеются деформации формы коушей;
имеются повреждения резьбовых соединений и других креплений.
2.7. При осмотре тары работники должны проверить ее исправность и наличие на ней надписи о ее назначении, номера, собственной массы и предельной массы груза, для транспортировки которого она предназначена.
Емкость тары должна исключать возможность перегрузки крана.
Запрещается применять тару, имеющую дефекты.
2.8. После осмотра крана крановщик должен опробовать работу крана на холостом ходу и функционирование потребителей электроэнергии путем кратковременного их включения с пульта управления.
2.9. Сцепление крана с локомотивом должно выполняться составителем поездов или помощником машиниста локомотива после надежного закрепления крана тормозными башмаками и контролироваться руководителем работ, а при его отсутствии - крановщиком.
После сцепления с локомотивом крановщик должен проверить:
правильность соединения тормозной магистрали;
работоспособность тормозов;
действие звуковой и световой сигнализации;
работу электроосвещения и прожекторов;
устойчивость связи с машинистом локомотива (если крановщик будет находится в кабине крана во время транспортировки).
2.10. Запрещается выезд крана на линию при неисправности или отсутствии:
укомплектованной медицинской аптечки;
полного комплекта сигнальных принадлежностей и петард;
своевременно испытанных, осмотренных СИЗ (касок, диэлектрических перчаток, бот, ковров и т.п.);
первичных средств пожаротушения;
прибора подачи звукового сигнала;
радиосвязи;
освещения рабочих зон (рабочего места, рабочих органов);
буферных фонарей, прожектора, проблескового маячка;
тормозных башмаков (наличие неисправности или отсутствия хотя бы одного башмака);
поручней, входных дверей и ступенек (подножек).
2.11. В соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности запрещается эксплуатировать кран при выявлении:
трещин или остаточных деформации (выше допустимых пределов) металлоконструкций;
ослабления креплений в соединениях металлоконструкций;
неработоспособности заземления, гидро-, пневмо- или электрооборудования;
неработоспособности или отсутствия предусмотренных конструкцией указателей, ограничителей рабочих параметров, ограничителей рабочих движений, регистраторов, средств автоматической остановки, блокировок и защит;
недопустимого износа крюков, ходовых колес, канатов, цепей, элементов механизмов и тормозов;
неисправности системы управления;
неисправности противоугонных захватов;
других неисправностей, указанных в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана.
2.12. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки и подготовки крана к работе работники должны доложить непосредственному руководителю и инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии.