1. Основные положения
В современных условиях ОАО "РЖД" на основе заключаемых договоров делегирует выполнение отдельных операций перевозочного процесса организациям, являющимся отдельными юридическими лицами. Отношения между сторонами договора в соответствии со статьей 307 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее - часть первая Гражданского кодекса) предусматривают возникновение обязательств вследствие причинения вреда или иных оснований. Договорные отношения между ОАО "РЖД" и организациями, участвующими в перевозках пассажиров и грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД" или являющимися поставщиками оборудования или услуг, используемых при организации и осуществлении движения поездов (далее - сторонние и сервисные организации), предусматривают взаимную ответственность за исполнение условий договора. В случае, когда каждая из сторон договора несет обязательство в пользу другой стороны в соответствии со статьей 308 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, она является одновременно должником в том, что обязана выполнить в пользу другой стороны, и кредитором в том, что имеет права требовать. Невыгодные имущественные последствия для кредитора, возникшие в результате нарушений условий договора должником, определяются Гражданским кодексом как ущерб.
Согласно определению Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" перевозочный процесс является совокупностью организационно и технологически взаимосвязанных операций. Несвоевременное или некачественное выполнение какой-либо из операций ведет к сбою во всей технологической цепочке. Ввиду того, что перевозка грузов или пассажиров на инфраструктуре ОАО "РЖД" осуществляется в составе организованных поездов по установленному графику, неисполнение или ненадлежащее исполнение технологической операции, как правило, ведет к сбою, выражающемуся в форме инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) ОАО "РЖД", как перевозчик, несет ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем, а перед компаниями-перевозчиками, в ведении которых находятся пассажирские перевозки, как владелец инфраструктуры. Одновременно "РЖД", как холдинг, в состав которого входят дирекции-филиалы, обеспечивающие большую часть функций перевозочного процесса, несет дополнительные расходы, вызванные задержками поездов.
Настоящая Методика применяется для определения величины ущерба ОАО "РЖД" от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов на инфраструктуре ОАО "РЖД", за исключением случаев, классифицируемых как транспортные происшествия и события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта". В соответствии с требованиями стандарта СТО РЖД 02.046-2014 "Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов" причинами инцидентов являются отказы в работе технических средств и технологические нарушения.
Настоящая Методика предназначена для определения величины ущерба в результате нарушений графика движения поездов, вызванных отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, произошедшими по ответственности сторонних и сервисных организаций. Ответственность сторонних и сервисных организаций устанавливается по результатам расследования отказов в работе технических средств или технологических нарушений, которое проводится порядком, установленным Положением по учету, расследованию и проведению анализа случаев отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАС АНТ (далее - Положение по системе КАС АНТ) и Положением о порядке учета, расследования и проведения анализа случаев технологических нарушений на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАСАТ (далее - Положение по системе КАСАТ), утвержденных распоряжениями ОАО "РЖД" от 23 декабря 2013 г. N 2852р и N 2851р, соответственно.
Методика позволяет на основании данных, содержащихся в отраслевых автоматизированных системах и в установленных формах статистической отчетности, определить величину ущерба, полученного ОАО "РЖД" от возникновения инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, допущенных из-за невыполнения требований договоров сторонними и сервисными организациями.
При предъявлении претензий, исков о возмещении ущерба необходимо прикладывать первичную документацию, подтверждающую реально понесенные расходы ОАО "РЖД", документы, доказывающие нарушение условий договора сторонними и сервисными организациями и причинно-следственную связь между нарушением условий договора и возникновением ущерба. При отсутствии подтверждающих документов указанные претензии и иски не предъявляются.
Применение настоящей Методики определяется требованиями договоров, заключаемых между ОАО "РЖД" и организациями, участвующими в перевозках пассажиров и грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД" или являющимися поставщиками оборудования или услуг, используемых при организации и осуществлении движения поездов.
Если между ОАО "РЖД" и организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров на инфраструктуре ОАО "РЖД", заключается (заключено) несколько договоров, в том числе договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, то применение настоящей Методики при осуществлении такой организацией деятельности по перевозке пассажиров определяется требованиями договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.