III. Выявление коррупционных рисков
8. Выявление коррупционных рисков осуществляется для определения условий и обстоятельств, возникающих в конкретном бизнес-процессе, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями для получения выгоды вопреки интересам ОАО "РЖД", установления предмета коррупции (за какие действия (бездействие) предоставляется выгода) и возможных коррупционных схем, которые могли быть использованы.
Выявление коррупционных рисков осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по управлению рисками и внутреннему контролю, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 30 июля 2019 г. N 1645/р (далее - Методические рекомендации по управлению рисками и внутреннему контролю), с учетом особенностей, устанавливаемых настоящими Методическими рекомендациями, а также с учетом анализа:
1) материалов заседаний комиссии по урегулированию конфликта интересов в ОАО "РЖД" (региональных комиссий по урегулированию конфликта интересов) и Комиссии по вопросам деловой этики в ОАО "РЖД";
2) статистических данных, в том числе о состоянии преступности в Российской Федерации;
3) обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных проявлениях и правонарушениях, в частности обращений, поступивших на "Горячую антикоррупционную линию ОАО "РЖД", в Виртуальную приемную на сайте ОАО "РЖД", Единый информационно-сервисный центр и др.;
4) уведомлений представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения работника ОАО "РЖД" к совершению коррупционных правонарушений;
5) сообщений в средствах массовой информации, глобальной сети "Интернет" и других открытых источниках о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения работниками ОАО "РЖД" требований Кодекса деловой этики ОАО "РЖД", Антикоррупционной политики ОАО "РЖД";
6) материалов (предписаний, запросов), направленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации;
7) информации о возбужденных уголовных делах коррупционной направленности, делах об административных правонарушениях в отношении работников ОАО "РЖД" и вынесенных судебных актах по соответствующим делам;
8) информации внешних аудиторов о выявленных нарушениях, имеющих признаки коррупции, и недостатках процедур, направленных на предотвращение коррупции;
9) информации о результатах совещаний рабочих групп по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции;
10) сведений, полученных в ходе анкетирования руководителей и работников подразделений;
11) прочей информации и документации, необходимых для оценки коррупционных рисков.
Перечень источников получения информации, указанный в настоящем пункте, не является исчерпывающим.
9. При выявлении коррупционных рисков первые заместители генерального директора ОАО "РЖД", заместители генерального директора ОАО "РЖД", директоры ОАО "РЖД", руководители подразделений, проектов, владельцы бизнес-процессов (далее - руководители), исходя из мер по противодействию коррупции, определяют возможные события и угрозы, способные:
негативно повлиять на достижение цели;
вызвать негативные последствия (в виде штрафных санкций, репутационных и прочих рисков для подразделения и (или) ОАО "РЖД" в целом).
Основываясь на возможных негативных событиях и угрозах, руководители выявляют следующие коррупционные риски:
1) участие работников, обладающих организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, в предпринимательской деятельности;
2) лоббирование (продвижение частных интересов);
3) торговля инсайдерской информацией;
4) взятки при реализации контрольных и надзорных функций;
5) взятки за назначение на коррупционно опасные должности;
6) взятки за неисполнение должностных обязанностей;
7) взятки за ускорение решения процедурных вопросов;
8) взятки за сокрытие чрезвычайных происшествий;
9) непринятие за вознаграждение мер к коррупционерам и др.
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Для выявленных коррупционных рисков руководители могут выделять риск-факторы (коррупциогенные факторы), коренные причины коррупционных рисков - явление или совокупность явлений, объективные и (или) субъективные предпосылки, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению; положения (проекты) нормативных документов, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования, создающие условия для проявления коррупции.
Объективными предпосылками являются, например, доступность/незащищенность актива, отсутствие регламентации, бесконтрольность при осуществлении бизнес-процесса. К субъективным предпосылкам можно отнести отрицательную, в том числе корыстную мотивацию работника, неприязнь или ложно понятые интересы руководителей, контрагентов, в том числе по причине отсутствия необходимой регламентации и т.д.
По каждой коррупционно опасной функции проводится детальное описание возможных способов совершения коррупционного правонарушения в критической точке (коррупционные схемы), выявление коррупционно опасных должностей, которые могут быть причастны к реализации указанных коррупционных схем, анализируются возможные последствия реализации коррупционных рисков (дополнительные затраты, ущерб, в т.ч. репутационный и др.).
Выявленные риски, коррупционные схемы, коррупционно опасные должности и другие составляющие описываются в реестре коррупционных рисков, составленном по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Владельцами коррупционных рисков являются руководители подразделений, которые в рамках своих задач и функций организуют, обеспечивают и несут ответственность за функционирование системы управления рисками, в том числе коррупционными.
В приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям представлен пример заполнения реестра коррупционных рисков.