1. Общие требования охраны труда

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для наладчика железнодорожных строительных машин (далее - Инструкция) устанавливает основные требования охраны труда для наладчика железнодорожных строительных машин (далее - наладчик).

1.2. В структурных подразделениях ОАО "РЖД", эксплуатирующих железнодорожные строительные машины (далее - ЖДСМ), разрабатывают инструкцию по охране труда с учетом местных условий (организационных форм эксплуатации техники, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для ее эксплуатации и ремонта и т.п.) и требований:

настоящей Инструкции;

руководства по эксплуатации конкретной ЖДСМ.

1.3. К самостоятельной работе в качестве наладчика допускаются работники:

не моложе 18 лет;

не имеющие медицинских противопоказаний;

имеющие квалификацию слесаря не ниже 3-го разряда;

прошедшие в установленном порядке обязательные предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры;

прошедшие аттестацию работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования;

прошедшие вводный инструктаж по охране труда;

прошедшие первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, с практическим показом безопасных приемов и методов работы;

прошедшие вводный противопожарный инструктаж;

прошедшие обучение мерам пожарной безопасности в объеме первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте и пожарно-технического минимума без отрыва от производства в комиссии структурного подразделения;

прошедшие обучение и проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности, а также дополнительное обучение и проверку знаний работы на высоте при выполнении работ на высоте 1,8 м и более;

прошедшие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

В процессе трудовой деятельности машинист должен систематически повышать свои практические и теоретические знания по охране труда, пожарной и электробезопасности и проходить:

повторные инструктажи по охране труда, правилам пользования и способам проверки исправности коллективных и индивидуальных средств защиты (далее - СИЗ) с тренировкой навыков по их применению - не реже 1 раза в 3 месяца;

внеплановые инструктажи по охране труда;

внеплановые и целевые противопожарные инструктажи;

повторные противопожарные инструктажи - не реже 1 раза в 12 месяцев;

проверку знаний по электробезопасности - не реже 1 раза в 12 месяцев;

очередную и при необходимости внеочередную проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.

1.4. При исполнении служебных обязанностей наладчик должен иметь при себе:

служебное удостоверение;

удостоверение на право выполнения соответствующих работ;

удостоверение или допуск на работу с подъемными сооружениями (далее - ПС), при выполнении работ с применением ПС;

свидетельство о допуске к работе на высоте (при выполнении работ на высоте 1,8 м и более);

удостоверение о присвоении группы по электробезопасности (не ниже III группы до 1000 В) при обслуживании электроустановок со своевременно сданным экзаменом;

удостоверение о проверке знаний по охране труда со своевременно сданным экзаменом;

предупредительный талон по охране труда.

1.5. Наладчику запрещается находиться на работе и выполнять работу в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения.

1.6. Наладчик должен знать (в объеме должностных обязанностей):

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок;

Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях;

Правила по охране труда при работе на высоте;

порядок организации контроля по Комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственном объекте;

устройство и принцип действия оборудования ЖДСМ и его компонентов, правила их эксплуатации и ремонта;

требования охраны труда, электро- и пожарной безопасности;

технологию работы;

безопасные методы выполнения работы;

маршруты служебных проходов по территории железнодорожной станций, структурного подразделения, негабаритные места;

правила внутреннего трудового распорядка;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность;

порядок применения первичных средств пожаротушения;

инструкцию о мерах пожарной безопасности;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

правила производственной санитарии и личной гигиены;

правила пользования спецодеждой, спецобувью и СИЗ;

место расположения медицинской аптечки;

порядок действий при возникновении аварийной ситуации;

действия при возникновении несчастного случая на производстве и способы оказания первой помощи пострадавшим;

телефоны экстренных служб;

требования настоящей Инструкции.

1.7. Наладчик в процессе работы обязан:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

соблюдать требования безопасности при следовании на работу, с работы, при нахождении на железнодорожных путях, при подъеме и сходе с ЖДСМ;

выполнять только входящую в его обязанности работу, а дополнительно поручаемую работу выполнять только после проведения целевого инструктажа по охране труда и получения необходимых навыков;

применять безопасные приемы выполнения работ;

носить во время работы спецодежду, спецобувь, содержать их в исправном состоянии и чистоте, а при необходимости пользоваться другими СИЗ;

носить защитную каску при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением подъемных сооружений, при выполнении работ в смотровой канаве под кузовом ЖДСМ или нахождении в месте, требующем ее ношения;

соблюдать правила личной гигиены и производственной санитарии;

соблюдать требования охраны труда, электро- и пожарной безопасности;

соблюдать технологию работы;

обладать практическими навыками использования первичных средств пожаротушения;

руководствоваться требованиями запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов;

оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;

принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

соблюдать требования настоящей Инструкции.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", наладчик, исходя из характера выполняемой им работы, обязан:

использовать выдаваемые ему дополнительные СИЗ в соответствии с рекомендациями по их применению;

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время, наладчик должен проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.

Наладчику запрещается:

исполнять обязанности в болезненном или утомленном состоянии;

пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами во время нахождения на железнодорожных путях;

приступать к выполнению новой работы, не связанной с его прямыми обязанностями, без получения от руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

пользоваться неисправными СИЗ;

прикасаться к работающему или только что остановленному дизельному двигателю или его выхлопному коллектору;

прикасаться к вращающимся частям оборудования;

допускать пребывание посторонних лиц на рабочем месте;

включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в его обязанности или если не пройдено обучение работы на них;

нарушать требования пожарной безопасности.

1.8. Наладчик, направляемый в командировку, должен пройти целевой инструктаж по месту постоянной работы, а по прибытию на место командирования в другое структурное подразделение - вводный и первичный инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы.

1.9. Режимы труда и отдыха наладчика должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, а также с правилами внутреннего трудового распорядка.

1.10. Во время работы на наладчика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав);

подвижные части оборудования и рабочие органы ЖДСМ;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

возможность образования горючей среды, вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей;

расположение рабочего места на высоте относительно земли (существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более);

тяжесть трудового процесса.

1.11. Наладчик должен обеспечиваться следующими спецодеждой, спецобувью и СИЗ (в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением):

костюм "Механик-Л";

ботинки или сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

перчатки диэлектрические;

боты диэлектрические дежурные;

очки защитные открытые;

наушники противошумные;

нарукавники из полимерных материалов;

каска защитная;

жилет сигнальный 2 класса защиты;

костюм для защиты от пониженных температур "Механик";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

рукавицы или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;

подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску);

сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом климатических поясах или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом.

Выдаваемые спецодежда и спецобувь, СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения.

Дополнительно наладчику должны выдавать защитные и регенерирующие кремы, очищающие пасты для рук при выполнении работ, связанных с трудно смываемыми смазками, маслами и нефтепродуктами.

1.12. Наладчик должен соблюдать правила личной гигиены:

хранить личную одежду раздельно со спецодеждой и спецобувью в оборудованных для этого работодателем санитарно-бытовых помещениях, в отдельных шкафчиках содержать места для хранения спецодежды и спецобуви в чистоте и порядке;

следить за исправностью спецодежды и спецобуви (обеспечение спецодеждой и спецобувью, их хранение, ремонт, стирка и химчистка осуществляется за счет средств работодателя);

использовать разрешенные к применению очищающие средства перед и после выполнения работ с вредными и загрязняющими веществами;

мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

использовать для питья воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается:

использовать для питья воду из случайных источников;

принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах;

хранить спецодежду и спецобувь в не предназначенных для этого местах;

выносить спецодежду, спецобувь и СИЗ за пределы структурного подразделения, кроме случая выезда на линию.

1.13. В случае возникновения любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья наладчик должен сообщить о происшествии непосредственному руководителю и приступить к оказанию первой помощи.

В случае получения травмы и внезапно возникшем недомогании, наладчик должен сообщить о происшествии непосредственному руководителю и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

1.14. Наладчик должен сообщать непосредственному руководителю обо всех замеченных нарушениях, в том числе настоящей Инструкции, обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, приспособлений, первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики, СИЗ.

1.15. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях наладчик должен соблюдать следующие требования безопасности:

быть одетым в сигнальный жилет со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению;

проходить вдоль путей по обочине в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса, обращая внимание на движущиеся по смежным путям подвижные составы. На станционных путях допускается проходить посередине междупутья по установленному маршруту служебного прохода;

двигаться в направлении вероятного появления подвижного состава, если не удается соблюсти требуемое расстояние;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

пользоваться переходными площадками вагонов при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и спуске с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место спуска на отсутствие посторонних предметов, о которые можно споткнуться, в темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;

сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава. Сходить следует на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин. до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч).

При нахождении на путях станций допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния.

Запрещается:

находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах отмеченных знаками "Негабаритное место";

выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;

наступать или садиться на рельсы, концы шпал, электроприводы, путевые коробки, устройства заземления и другие напольные устройства;

ходить внутри рельсовой колеи и по концам шпал;

ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе при пересечении стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом, когда расстояние до него менее 400 м;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к стоящему подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста вне площадки убежища во время прохода подвижного состава;

находиться на территории железнодорожной станции, дистанций пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава.

1.16. При следовании на работу и с работы, к месту стоянки ЖДСМ или передвижениях по территории железнодорожной станции или структурного подразделения наладчику следует соблюдать следующие требования:

проходить к месту стоянки транспорта или ЖДСМ необходимо по маршруту служебного прохода, разработанному и утвержденному установленным порядком (пешеходные мосты и настилы, тоннели, переезды, путепроводы и др.);

остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте, выходя в темное время суток из помещения или иного ярко освещенного места;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижного состава и выходить на путь, только убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек.

1.17. Наладчик должен соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не оставлять свободно висящие провода и кабели;

не наступать на электрические провода и кабели;

не прикасаться к оборванным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования, находящегося под напряжением;

не включать электрооборудование с неисправным заземлением;

следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо, масло и другие жидкости;

следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, соединения проводов были надежно изолированы и закреплены;

не заменять плавкие предохранители промышленного производства самодельными, некалиброванными, нестандартными;

не использовать временную или неисправную электропроводку;

не проводить переоборудование электрической сети ЖДСМ без проекта переоборудования.

Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:

приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети и воздушной линий электропередач (далее - ВЛ) на расстояние менее 2 м;

касаться электроприборов, их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;

прикасаться к посторонним предметам, находящимся на проводах контактной сети, ВЛ, независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций;

приближаться ближе, чем на 8 м к любым провисающим, оборванным и лежащим на деревьях, земле, балластной призме или шпалах проводам контактной сети, ВЛ. Эти провода следует считать находящимися под напряжением.

1.18. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (например, из-за отсутствия СИЗ, сигналистов или квалифицированного руководителя работ, наличие которых обязательно во время производства работ), наладчик имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.19. Ответственность за соблюдение технологических процессов, требований охраны труда, пожарной и электробезопасности во время обслуживания ЖДСМ несет наладчик.

Наладчик, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.