2. Термины и определения
2.1. В соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (статья 2) опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
2.2. В соответствии с Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50, перевозка опасного груза - совокупность операций, которым подвергается опасный груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя, и включает в себя: прием груза к перевозке, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку с одного вида транспортного средства на другой, транзитное хранение и его выдачу грузополучателю.
В настоящей Методике учитываются все операции при перевозке опасного груза, указанные в пункте 2.3 настоящего раздела, за исключением подготовки груза и транспортных средств, погрузка (выгрузка) опасного груза в (из) транспортного средства.
2.3. Инцидент при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом - это случай допущенного нарушения условий и требований безопасности при перевозке опасных грузов, связанный с просыпанием (проливом или парением), задымлением, вызванным непосредственным воздействием на груз или объект удержания, неисправностью или нарушением целостности конструкции объекта удержания, не имеющий последствий, указанных в Положении о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденном приказом Минтранса России от 18.12.2014 N 344 (далее - инцидент).
2.4. Объект удержания при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом - это кузов (котел) железнодорожного подвижного состава, универсальный (УК) или специализированный контейнер (СК), или переносная цистерна (ПЦ), контейнер-цистерна (КЦ), тара и упаковка, применяемые при перевозке (транспортировке) опасных грузов в соответствии с требованиями Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту 05.04.1996; ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка" (далее - объект удержания).
2.5. Просыпание при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом - несанкционированный выход опасного груза (находящегося в твердом агрегатном состоянии) за пределы объекта удержания, (далее - просыпание).
2.6. Пролив при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом - несанкционированный выход опасного груза (находящегося в жидком агрегатном состоянии) за пределы объекта удержания, в том числе капельная течь (далее - пролив).
2.7. Парение при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом - несанкционированный выход опасного груза (находящегося в газообразном агрегатном состоянии) за пределы объекта удержания (далее - парение).
2.8. Задымление при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом - несанкционированный выход за пределы объекта удержания или в его границах продуктов физико-химической реакции без сопровождения ее открытым пламенем (далее - задымление).