4.1. Комплексные мероприятия по технологическому обеспечению повышения качества существующих и создания перспективных транспортных продуктов
4.1. Комплексные мероприятия по технологическому
обеспечению повышения качества существующих и создания
перспективных транспортных продуктов
Для развития существующих и реализации новых транспортных продуктов контейнерных перевозок Холдингом "РЖД" будет реализован ряд технических и технологических мероприятий.
1. Развитие перспективной технологии концентрации контейнеропотоков на регулярных контейнерных поездах между крупными терминалами с постепенным сокращением объемов перевозок в составе сборных поездов.
┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Существующая технология │ Перспективная технология │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │Подача контейнерной платформы под │Местный контейнерный поезд <*> │ │погрузку на контейнерную площадку │подается под погрузку на │ │ │контейнерную площадку │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │Погрузка контейнера │Местный контейнерный поезд по │ │ │готовности следует на терминал │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │Формирование поезда │Перегрузка контейнера на маршрутный │ │ │контейнерный поезд <**>, следующий │ │ │на терминал региона назначения │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │Следование поезда до станции │Следование маршрутного контейнерного│ │переработки составов │поезда на терминал региона │ │ │назначения │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │Формирование нового поезда │Перегрузка контейнера на местный │ │ │контейнерный поезд │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │Следование поезда до станции │Следование местного контейнерного │ │назначения │поезда на контейнерную площадку │ │ │станции назначения │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │Расформирование поезда и подача │- │ │вагона на разгрузку на контейнерную │ │ │площадку │ │ └────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
--------------------------------
<*> Местный контейнерный поезд - поезд, осуществляющий перевозки контейнеров между контейнерными площадками/вспомогательными терминалами и интермодальными центрами (имеет формат сборного, участкового или передаточного поезда).
<**> Маршрутный контейнерный поезд - поезд, осуществляющий контейнерные перевозки между интермодальными центрами, терминалами-хабами, крупными терминалами в портах и погранпереходах.
Основные достоинства новой технологии:
- отказ от формирования поезда на станции отправления в пользу поезда постоянного формирования, что позволяет экономить временные и материальные ресурсы за счет существенного уменьшения маневровой работы и ряда подготовительных операций;
- сокращение затрат времени на переработку состава на участковых и сортировочных станциях, а также исключение возможных повреждений вагонов, контейнеров и груза в процессе сортировочной и маневровой работы;
- высокая маршрутная скорость доставки контейнеров между терминалами за счет использования маршрутных контейнерных поездов, в т.ч. ускоренных, регулярно следующих по жесткой нитке графика движения с удлиненными гарантийными плечами следования вагонов и минимальными простоями на промежуточных станциях;
- сокращение затрат времени на расформирование поезда и подачу вагонов под грузовые операции за счет сокращения маневровой работы.
Принципиальным отличием данной технологии организации перевозок является гарантированное время доставки контейнеров не от станции до станции, а с терминала на терминал. Для ее внедрения необходимо формирование на основных направлениях контейнерных перевозок станционной инфраструктуры, обеспечивающей прием и отправление полносоставных контейнерных поездов, а также создание сети терминалов, подъездные пути которых способны принимать полносоставные поезда либо группы не менее 30 условных вагонов.
В целом применение новой технологии позволяет значительно сократить время простоя контейнеров и вагонов, повысить маршрутную скорость, улучшить уровень точности перевозок и предсказуемости времени доставки контейнеров для клиентов, снизить повреждения вагонов, контейнеров и груза.
2. Формирование сети регулярного сообщения контейнерных поездов следующих категорий:
- местный контейнерный поезд - поезд, осуществляющий перевозки контейнеров между контейнерными площадками/вспомогательными терминалами и интермодальными центрами (имеет формат сборного, участкового или передаточного поезда);
- маршрутный контейнерный поезд - поезд, осуществляющий контейнерные перевозки между интермодальными центрами, терминалами-хабами, крупными терминалами в портах и погранпереходах;
- ускоренный маршрутный контейнерный поезд, в т.ч. в транзитном сообщении, - поезд, связывающий терминалы в морских портах и на погранпереходах, обеспечивающий повышенную маршрутную скорость свыше 550 км/сут. (свыше 1000 км/сут. в транзитном сообщении).
Формирование системы перевозок регулярными контейнерными поездами предусматривает решение ряда технических и технологических вопросов:
- использование мультисистемных грузовых электровозов на маршрутах с различными родами тока;
- вождение контейнерных поездов длиной до 1050 м для эффективного использования инфраструктуры;
- использование перспективных платформ, в т.ч. восьмиосных, нагрузкой на ось 25 тс, гарантийными плечами вагонов не менее 1000 км, с погрузкой контейнеров в пространстве над автосцепкой и, возможно, в два яруса для перевозок в одном поезде от 160 до 240 ДФЭ;
- масса поезда - до 3600 т на существующем подвижном составе, до 6000 т на перспективном подвижном составе;
- поезд постоянного формирования;
- маршрутная скорость от 700 до 1400 км/сут.
Технологические особенности местных контейнерных поездов:
- преимущественно односистемные локомотивы;
- длина поезда 300 - 500 м;
- масса поезда до 1400 т;
- использование существующего подвижного состава или нового подвижного состава с пониженной нагрузкой на ось;
- маршрутная скорость от 350 до 700 км/сут.
Для максимального повышения экономической эффективности таких перевозок должны быть существенно улучшены показатели производительности локомотивов и вагонов и их ежегодные пробеги:
- локомотивы в составе ускоренных маршрутных контейнерных поездов - 300 тыс. км;
- локомотивы в составе маршрутных контейнерных поездов - 240 тыс. км;
- локомотивы местных контейнерных поездов - 200 тыс. км;
- средний пробег фитинговой платформы - 125 тыс. км.
3. Консолидация и контейнеризация мелких и малотоннажных отправок.
Данная задача может быть решена путем интеграции мелких отправок с концентрацией соответствующей работы на грузовых дворах и контейнерных терминалах. С учетом этого перспективная технология доставки мелких отправок должна состоять из следующих этапов:
- отправитель заказывает услугу доставки мелкой отправки у экспедиторской (логистической) компании, в качестве которой может выступать, в т.ч., ОАО "РЖД Логистика";
- отправитель собственным транспортом или транспортом экспедиторской компании доставляет отправку на склад экспедиторской компании, где из отправок формируется сборный контейнер;
- экспедиторская компания собственным транспортом доставляет его на контейнерную площадку, где контейнер грузится на поезд;
- прямые сборные контейнеры доставляются на терминал или контейнерную площадку станции назначения, где его автотранспортом забирает экспедиторская компания;
- экспедиторская компания растаривает контейнер и автотранспортом доставляет отправки получателям.
Для реализации этой технологии ОАО "РЖД Логистика" совместно с предприятиями Холдинга "РЖД" проводит следующие мероприятия по организации перевозок мелких партий грузов:
- определяется перечень опорных станций обслуживания перевозок мелких партий грузов с учетом укрупнения малодеятельных станций по работе со среднетоннажными контейнерами до консолидационных узлов-хабов, привязанных к конкретной территории;
- создается сеть консолидационных складов на базе терминалов Холдинга "РЖД", оснащенных необходимым оборудованием, квалифицированными работниками и информационными системами учета и тарификации отправок;
- разрабатываются логистическая схема по осуществлению перевозок мелких партий грузов, конкурентоспособная система ценообразования, а также четкое расписание приема грузов и их отправок;
- разрабатывается стандарт оказания комплексной услуги клиенту, включая автодоставку к местам приема/выдачи грузов, консолидацию мелких партий грузов и их последующую погрузку в крупнотоннажные контейнеры и крытые вагоны, информационное сопровождение/отслеживание процесса перевозки и управление качеством предлагаемой услуги.
4. Конкурентоспособность данной услуги будет обеспечена, если скорость продвижения мелкой отправки (с учетом всех переработок и перегрузок) будет составлять не менее 350 км/сут. при дальности перевозок до 1500 км и более 500 км/сут. при дальности перевозок свыше 2000 км. Стимулирование развития парка специализированных контейнеров и сменных кузовов, предназначенных для эффективной контейнеризации повагонных отправок контейнеропригодных грузов и приспособленных к существующим пунктам и технологиям погрузки-выгрузки. Наличие такого парка позволит при относительно небольших затратах:
- повысить уровень контейнеризации контейнеропригодных грузов;
- унифицировать технологии погрузки-разгрузки и организации хранения грузов вне зависимости от их номенклатуры;
- повысить уровень заполнения регулярных контейнерных поездов за счет привлечения дополнительной номенклатуры грузов;
- снизить затраты времени и ресурсов на переработку такого рода грузов, а также снизить ее себестоимость.
5. Для реализации указанных комплексных мероприятий по технологическому обеспечению существующих и перспективных транспортных продуктов контейнерных перевозок Холдингом будут последовательно внедряться следующие изменения в существующие технологические процессы:
- уменьшение продолжительности стоянок контейнерных поездов по расписанию под сменой локомотива до 20 мин. и под сменой локомотивной бригады до 15 мин. за счет совершенствования технологии и сокращения продолжительности технологических операций;
- максимально возможное сокращение стоянки ускоренных контейнерных поездов по расписанию путем построения соответствующего графика;
- установление диспетчерского контроля за пропуском контейнерных поездов;
- максимальное совмещение станций технического обслуживания вагонов и станций смены локомотивов;
- определение на станциях технического обслуживания, смены локомотивов, смены локомотивных бригад специализированного приемоотправочного пути для контейнерных поездов, установление на вышеуказанных станциях порядка технического и коммерческого осмотров контейнерных поездов;
- организация проведения коммерческого осмотра контейнерного поезда для своевременного выявления коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимого груза, при помощи автоматизированных систем коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ) без его остановок (или с сокращением числа остановок) в пути следования;
- установление регламента оперативного устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, обнаруженных в процессе технического и коммерческого осмотров на станциях, а также в пути следования при помощи АСКО ПВ;
- организация предварительного информирования работников станций о необходимости остановки или отцепки вагонов от состава для организации производства работ по устранению технических или коммерческих неисправностей;
- использование технологии предварительного информирования таможенных органов и декларирования грузов, перевозимых под таможенным контролем в соответствии с проектом концепции ФТС России о таможенном оформлении и таможенном контроле в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации;
- в портах и крупных терминальных комплексах при наличии нескольких операторов и собственников - внедрение системы единого управления маневровой работой с возможностью выезда маневровых локомотивов на пути общего пользования.
6. Реорганизация информационного обеспечения системы контейнерного грузооборота. Информационная структура, обеспечивающая функционирование всех элементов мультимодальной цепочки транспортировки контейнеров, должна быть усовершенствована в следующих сегментах:
внутреннее процессно-ориентированное информационное обеспечение, включая:
- выписку счетов и интеграцию тарифов, сборов и плат всех участников процесса;
- информационно-управляющую систему, обеспечивающую управление отправками, формирование партий контейнеров на поезда, управление терминальными операциями и т.д.;
- управление парками вагонов и локомотивов;
- учет и отчетность;
поддержка цепи поставок, включая:
- управление емкостью склада и диспетчерское управление;
- подготовку бумажных документов;
- терминальные операции;
интеграция с информационными системами партнеров и клиентов, включая:
- обработку заявок;
- синхронизацию процессов планирования отправок;
- отслеживание продвижения отправок, их терминальной и таможенной обработки;
- выставление счетов;
- анализ отклонений от принятых технологических стандартов и согласованных параметров взаимодействия;
организация электронного документооборота, электронного обмена информацией о контейнерах, грузах, грузоотправителях, грузополучателях с информационными системами стивидоров, операторов контейнерных перевозок, экспедиторов, таможенных органов.
Выводы
1. Основными направлениями совершенствования технологического обеспечения развития существующих и внедрения новых транспортных продуктов контейнерных перевозок должны стать:
- создание и внедрение перспективной технологии консолидации и доставки одиночных и групповых контейнерных отправок в составе контейнерных поездов, повышение на основе унификации решений и введения жесткого графика движения скорости перевозок и терминальной обработки;
- развитие технологии консолидации и контейнеризации мелких и малотоннажных отправок;
- активное внедрение специализированных контейнеров и сменных кузовов, в т.ч. в экспортно-импортных перевозках;
- категорирование контейнерных поездов в соответствии с их функциональными и технологическими особенностями;
- реорганизация структуры и технологий информационного обеспечения контейнерных перевозок.
2. Приоритетами при развитии и реформировании технологического обеспечения должны стать:
- эволюционность реформирования существующих технологий без нарушения сложившихся технологических процессов;
- отражение конкурентных преимуществ новых транспортных технологий при формировании ценовой политики интермодальных перевозок;
- максимальное использование существующей инфраструктуры и подвижного состава с их постепенным техническим перевооружением;
- обеспечение главных конкурентных преимуществ новых контейнерных технологий железнодорожных перевозок: скорости доставки на средние и большие расстояния, а также уровень и ассортимент дополнительных услуг.