3.2. Необходимые изменения нормативного обеспечения и тарифных условий контейнерных и интермодальных перевозок

3.2. Необходимые изменения нормативного обеспечения
и тарифных условий контейнерных и интермодальных перевозок

Действующие правила перевозок грузов в контейнерах и система тарифов на перевозку грузов в контейнерах создавались в период, когда вагоны и значительная доля контейнеров принадлежали перевозчику. В настоящее время ОАО "РЖД" не имеет в собственности или распоряжении ни специализированного подвижного состава, ни оборудования (контейнеров) для организации интермодальных перевозок грузов. Вместе с тем, правила перевозок грузов, правила оформления перевозочных документов, тарификация контейнерных перевозок, а также ответственность ОАО "РЖД" остались неизменными.

Проведенный анализ доходности перевозок крупнотоннажных контейнеров (см. Приложение) показывает отсутствие значимых резервов для снижения тарифов на контейнерные перевозки (их оптимизация может осуществляться только на основе реализации технологических инноваций, обеспечивающих снижение эксплуатационных затрат).

Главным инструментом роста эффективности железнодорожных контейнерных перевозок для клиентов должны стать:

- оптимизация издержек во всех элементах логистической цепочки за счет улучшения технологии и минимизации непроизводительных материальных и временных потерь;

- экономия в рамках основных видов деятельности грузовладельцев, достигаемая благодаря повышению качества доставки товаров и совершенствованию уровня логистических услуг.

В этой связи приоритетом Холдинга "РЖД" является проведение эффективной работы с государственными регулирующими органами, направленной на повышение гибкости тарифов на перевозки контейнеров, дерегулирование тарифов на направлениях перевозок с существенным уровнем межвидовой конкуренции, совершенствование тарифной системы в сферах, в которых сохраняется государственное регулирование тарифов.

Одним из ключевых положений Концепции являются: консолидация и контейнеризация мелких и средних отправок, повышение доли перевозок контейнеров организованными полносоставными контейнерными поездами, следующими по расписанию. Реализация этого положения требует, в т.ч., создания рыночных механизмов стимулирования перевода перевозки коммерческих грузов из почтово-багажных вагонов и среднетоннажных контейнеров в крупнотоннажные контейнеры.

В настоящее время правила перевозок грузов в контейнерах и тарифные руководства не содержат условия приема к перевозке только вагонов, погруженных полными комплектами контейнеров, и механизма компенсации неполученного тарифа при неполном использовании вместимости вагонов. Сохраняющаяся тарификация перевозок за контейнер в существующих условиях создает у ОАО "РЖД" риски потери тарифа при неполном использовании вместимости вагона грузоотправителем или оператором.

Для перевозчика и владельца инфраструктуры переход на тарификацию перевозок контейнеров за вагон или за поезд имеет особое значение, так как перевозчик в настоящее время не контролирует использование вместимости вагонов. В условиях полностью приватного парка контейнеров и вагонов Холдинг "РЖД" продолжит работу по совершенствованию системы тарификации перевозок для того, чтобы стимулировать грузоотправителей предъявлять к перевозке вагоны с контейнерами, загруженными до полной вместимости, с целью повышения конкурентоспособности за счет снижения стоимости перевозок и эффективного использования инфраструктуры железнодорожного транспорта и подвижного состава.

Наряду с крупнотоннажными контейнерами серии 1 ИСО длиной 10, 20, 30 и 40 футов, отвечающими стандартам ИСО 830, ИСО 668, ИСО 6346, для перевозки все чаще используются универсальные и специализированные контейнеры иных размеров - длиной 22, 23, 24,5, 41, 43, 45, 48 футов, а также контейнеры новых типов повышенной вместимости как по грузоподъемности - для тяжеловесных грузов, так и по объему - для легковесных грузов, разработанные с использованием стандарта фитинговой решетки контейнеров серии 1 ИСО.

Тарификация перевозок грузов в таких контейнерах только как повагонных отправок приводит к более высокой стоимости перевозки по сравнению с контейнерными отправками и, как следствие, к сдерживанию контейнеризации перевозок.

ОАО "РЖД" формирует новую линейку транспортных продуктов в сегменте грузовых интермодальных перевозок. Повышение качества транспортного обслуживания клиентов достигается за счет увеличения ответственности ОАО "РЖД" за исполнение принятых на себя обязательств по срокам и надежности доставки контейнеров. Для обеспечения конкурентоспособности подобных услуг необходимо разработать методику ценообразования для транспортных услуг повышенного качества, включая услуги по формированию контейнерных поездов силами ОАО "РЖД" на путях общего пользования. Услуга повышенного качества должна приносить дополнительный доход ОАО "РЖД" и вместе с тем не приводить к повышению тарифной нагрузки на пользователей.

Выводы

Для повышения ценовой конкурентоспособности железнодорожных контейнерных перевозок необходимо:

1. Внести изменения и дополнения в правила перевозки грузов в контейнерах с учетом современных технологий, применяемых при осуществлении таких перевозок.

2. Разработать технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах для вагонов новых моделей и контейнеров новых типоразмеров, в т.ч. в случаях перевозки их совместно с контейнерами различных типов.

3. Утвердить правила перевозки грузов в контейнерах в составе контейнерных поездов.

4. Разработать стандарты формирования контейнерных поездов на путях общего пользования силами ОАО "РЖД" и общесетевую методику расчета стоимости таких услуг ОАО "РЖД", обеспечивающие экономическую эффективность маршрутизации перевозок.

5. На основе внесенных изменений и дополнений в правила перевозок грузов в контейнерах и правила перевозок грузов в контейнерах в составе контейнерных поездов подготовить предложения в регулирующие органы по изменению методологии построения тарифов на перевозки контейнеров: переход от тарификации за контейнер к тарификации за вагон с контейнерами и за контейнерный поезд с учетом массы перевозимого груза и тары контейнера.

6. Продолжить взаимодействие с государственными регулирующими органами для решения вопросов дерегулирования тарифов на перевозки контейнеров на направлениях перевозок с высоким уровнем межвидовой конкуренции.