2. Анализ существующих транспортных продуктов контейнерных перевозок холдинга ОАО "РЖД"

2. Анализ существующих транспортных продуктов
контейнерных перевозок холдинга ОАО "РЖД"

В настоящее время на рынке железнодорожных контейнерных перевозок клиентам предоставляются следующие виды транспортных продуктов (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся):

- одиночные и групповые перевозки контейнеров осуществляются на все станции, открытые для работы с контейнерами, маршрутная скорость от 75 до 450 км в сутки;

- перевозки в контейнерных поездах между станциями, на которых расположены крупнейшие контейнерные терминалы (в основном экспортно-импортные или транзитные, реже внутренние перевозки), с маршрутной скоростью 800 - 900 км в сутки;

- "Транссиб за 7 суток" (перспективный транспортный продукт) - ускоренный контейнерный поезд в сообщении Находка - Красное (в планах Марцево - Находка), маршрутная скорость до 1362 км в сутки;

- сопутствующие услуги - терминальная обработка контейнеров и грузов, доставка "до двери" заказчику контейнеров автотранспортом, таможенное оформление, услуги таможенных складов временного хранения, экспедиторские услуги.

Конкуренцию железнодорожным транспортным продуктам контейнерных перевозок составляют:

- автомобильные перевозки - маршрутная скорость 500 - 700 км в сутки, отправка по готовности, охрана в пути следования, доставка "от двери до двери", тарифы на расстоянии до 1200 - 2000 км ниже, чем железнодорожные;

- морские перевозки - маршрутная скорость 500 - 550 км в сутки, маршруты движения в 2 - 3 раза длиннее железнодорожных маршрутов, стоимость перевозки в 1,5 - 2,0 раза ниже.

Оценки потребительских свойств железнодорожных контейнерных перевозок со стороны клиентов показали, что ключевыми факторами при выборе железнодорожных контейнерных перевозок являются: доступность парка платформ и контейнеров, уровень развития сети терминалов и их оснащение, стоимость комплексной услуги по перевозке грузов в контейнерах, надежность предлагаемого сервиса.

Оценка клиентами степени удовлетворенности стоимостью и качеством услуг компаний холдинга "РЖД" проводилась по пятибалльной шкале (рис. 2, 3).

Следует отметить, что в целом уровень удовлетворенности стоимостью услуг значительно выше, чем их качеством. При этом ни по одному из элементов сервиса клиенты не оценили уровень качества услуг выше среднего, что свидетельствует о достаточно низкой степени удовлетворенности уровнем обслуживания контейнерных перевозок холдингом "РЖД". Наиболее проблемными, с точки зрения клиентов, элементами сервиса в сфере перевозок контейнеров холдингом "РЖД" являются: стоимость терминальных, логистических и таможенных услуг, качество экспедирования и перевозок.

С учетом данных об удовлетворенности клиентов проведен SWOT-анализ транспортных продуктов (табл. 2) и услуг, предлагаемых организациями холдинга "РЖД" в сфере контейнерных перевозок.

Таблица 2

SWOT-АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОДУКТОВ

┌──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│         Сильные стороны          │            Слабые стороны            │
├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│                1                 │                  2                   │
├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Относительно низкий тариф при     │Относительно низкая скорость перевозки│
│перевозках на большие расстояния; │контейнеров, особенно на расстояния   │
│отсутствие реальных альтернатив   │менее 2000 км;                        │
│для некоторых маршрутов перевозок;│недостаточная ценовая конкуренто-     │
│высокая маршрутная скорость       │способность при перевозках до 2000 км;│
│ускоренных контейнерных поездов,  │высокие динамические нагрузки,        │
│особенно в транзитном сообщении;  │создающие риски повреждениям грузов;  │
│эксплуатационные затраты на       │неразвитость сервиса "от двери до     │
│расстояние перевозок более 1000 км│двери", низкое качество сопутствующих │
│ниже, чем у автотранспорта;       │перевозке услуг;                      │
│возможность эффективно            │необходимость дополнительных затрат на│
│осуществлять массовые перевозки   │охрану контейнеров;                   │
│контейнеров;                      │относительно слабое таможенное        │
│разветвленная сеть терминалов для │сопровождение грузов;                 │
│работы с контейнерами и маршрутов │сложность в организации курсирования  │
│перевозок;                        │новых контейнерных поездов и организа-│
│высокая экологическая             │ции их формирования/расформирования;  │
│эффективность перевозок           │недостаточная техническая оснащенность│
│                                  │терминалов, неготовность терминалов к │
│                                  │работе с полносоставными поездами;    │
│                                  │необходимость переоформления          │
│                                  │транспортных документов при           │
│                                  │международных перевозках;             │
│                                  │недостаточная степень интеграции со   │
│                                  │смежными видами транспорта и портами; │
│                                  │негибкость и устаревшая методология   │
│                                  │государственного регулирования тарифов│
│                                  │на перевозки;                         │
│                                  │несогласованность действий компаний   │
│                                  │холдинга "РЖД"                        │
├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│           Возможности            │                Угрозы                │
├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Динамичное развитие внешнеторговых│Снижение стоимости новых иностранных  │
│связей, в т.ч. между Европой,     │автопоездов, рост автопарка;          │
│Россией, Китаем, странами         │увеличение бюджетных инвестиций в     │
│Таможенного Союза;                │развитие автодорожной сети при        │
│выравнивание условий конкуренции с│недостатке средств на развитие        │
│автомобильным транспортом при     │железнодорожной инфраструктуры;       │
│введении платы за проезд          │дефицит парка контейнеров для роста   │
│тяжеловесных грузовиков;          │контейнеризации, усиление контроля над│
│ужесточение экологических         │парком контейнеров со стороны морских │
│требований в Европе и России,     │операторов;                           │
│увеличение топливных сборов, рост │увеличение тоннажа контейнерного флота│
│рыночной стоимости топлива;       │и снижение ставок на морские перевозки│
│перегруженность автодорог в зонах │контейнеров в международном сообщении;│
│крупных контейнерных терминалов   │инфраструктурные ограничения для      │
│и развитие на территории термина- │увеличения числа контейнерных поездов │
│лов железнодорожной инфраструктуры│и/или повышения скорости их движения; │
│и тыловых сухих портов;           │вследствие потепления климата развитие│
│повышение рисков движения морского│навигации по северному морскому пути -│
│транспорта через Суэцкий канал;   │сокращение сроков доставки контейнеров│
│расширение применения контейнеров │морем из Азиатско-Тихоокеанского      │
│для перевозок грузов различной    │региона в порты Европы до 2 раз;      │
│номенклатуры (металлы, зерно,     │усиление дисбаланса потока груженых и │
│лесные грузы, продукция химической│порожних контейнеров                  │
│промышленности, сжиженные газы);  │                                      │
│расширение практики применения    │                                      │
│накладной ЦИМ/СМГС, совершенство- │                                      │
│вание работы таможенных органов;  │                                      │
│повышение качества сервиса        │                                      │
│компаний холдинга "РЖД"           │                                      │
└──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘

Выводы

1. Основными видами транспортных услуг в части контейнерных перевозок, предоставляемых железными дорогами, являются одиночные контейнерные отправки и контейнерные поезда, а также сопутствующие услуги.

2. Удовлетворенность клиентов стоимостью транспортных услуг контейнерных перевозок холдинга "РЖД" средняя, а удовлетворенность качеством оказываемых услуг - ниже среднего.

3. Основными проблемами существующих транспортных продуктов являются:

- относительно низкая маршрутная скорость по большинству осуществляемых перевозок;

- недостаточная ценовая конкурентоспособность перевозок контейнеров на малых и средних расстояниях;

- недостаточный ассортимент и качество сервиса и экспедиторских услуг;

- низкий уровень развития логистической и терминальной инфраструктуры;

- сложность технологического и коммерческого взаимодействия с ОАО "РЖД".

4. Уровень развития технологий контейнерных перевозок и смежных услуг недостаточен и является сдерживающим фактором для реализации потенциала контейнеризации и наращивания объемов транзитных перевозок.

5. Для интенсивного наращивания объемов перевозок контейнеров и обеспечения контейнеризации грузопотоков холдингу "РЖД" необходимы разработка и реализация комплекса организационных, технологических и коммерческих мероприятий и активное вовлечение партнеров в повышение уровня сквозного сервиса и улучшение ценового предложения клиентам.