2. Анализ существующих транспортных продуктов контейнерных перевозок холдинга ОАО "РЖД"
В настоящее время на рынке железнодорожных контейнерных перевозок клиентам предоставляются следующие виды транспортных продуктов (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся):
- одиночные и групповые перевозки контейнеров осуществляются на все станции, открытые для работы с контейнерами, маршрутная скорость от 75 до 450 км в сутки;
- перевозки в контейнерных поездах между станциями, на которых расположены крупнейшие контейнерные терминалы (в основном экспортно-импортные или транзитные, реже внутренние перевозки), с маршрутной скоростью 800 - 900 км в сутки;
- "Транссиб за 7 суток" (перспективный транспортный продукт) - ускоренный контейнерный поезд в сообщении Находка - Красное (в планах Марцево - Находка), маршрутная скорость до 1362 км в сутки;
- сопутствующие услуги - терминальная обработка контейнеров и грузов, доставка "до двери" заказчику контейнеров автотранспортом, таможенное оформление, услуги таможенных складов временного хранения, экспедиторские услуги.
Конкуренцию железнодорожным транспортным продуктам контейнерных перевозок составляют:
- автомобильные перевозки - маршрутная скорость 500 - 700 км в сутки, отправка по готовности, охрана в пути следования, доставка "от двери до двери", тарифы на расстоянии до 1200 - 2000 км ниже, чем железнодорожные;
- морские перевозки - маршрутная скорость 500 - 550 км в сутки, маршруты движения в 2 - 3 раза длиннее железнодорожных маршрутов, стоимость перевозки в 1,5 - 2,0 раза ниже.
Оценки потребительских свойств железнодорожных контейнерных перевозок со стороны клиентов показали, что ключевыми факторами при выборе железнодорожных контейнерных перевозок являются: доступность парка платформ и контейнеров, уровень развития сети терминалов и их оснащение, стоимость комплексной услуги по перевозке грузов в контейнерах, надежность предлагаемого сервиса.
Оценка клиентами степени удовлетворенности стоимостью и качеством услуг компаний холдинга "РЖД" проводилась по пятибалльной шкале (рис. 2, 3).
Следует отметить, что в целом уровень удовлетворенности стоимостью услуг значительно выше, чем их качеством. При этом ни по одному из элементов сервиса клиенты не оценили уровень качества услуг выше среднего, что свидетельствует о достаточно низкой степени удовлетворенности уровнем обслуживания контейнерных перевозок холдингом "РЖД". Наиболее проблемными, с точки зрения клиентов, элементами сервиса в сфере перевозок контейнеров холдингом "РЖД" являются: стоимость терминальных, логистических и таможенных услуг, качество экспедирования и перевозок.
С учетом данных об удовлетворенности клиентов проведен SWOT-анализ транспортных продуктов (табл. 2) и услуг, предлагаемых организациями холдинга "РЖД" в сфере контейнерных перевозок.
Таблица 2
SWOT-АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОДУКТОВ
┌──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐ │ Сильные стороны │ Слабые стороны │ ├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ ├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤ │Относительно низкий тариф при │Относительно низкая скорость перевозки│ │перевозках на большие расстояния; │контейнеров, особенно на расстояния │ │отсутствие реальных альтернатив │менее 2000 км; │ │для некоторых маршрутов перевозок;│недостаточная ценовая конкуренто- │ │высокая маршрутная скорость │способность при перевозках до 2000 км;│ │ускоренных контейнерных поездов, │высокие динамические нагрузки, │ │особенно в транзитном сообщении; │создающие риски повреждениям грузов; │ │эксплуатационные затраты на │неразвитость сервиса "от двери до │ │расстояние перевозок более 1000 км│двери", низкое качество сопутствующих │ │ниже, чем у автотранспорта; │перевозке услуг; │ │возможность эффективно │необходимость дополнительных затрат на│ │осуществлять массовые перевозки │охрану контейнеров; │ │контейнеров; │относительно слабое таможенное │ │разветвленная сеть терминалов для │сопровождение грузов; │ │работы с контейнерами и маршрутов │сложность в организации курсирования │ │перевозок; │новых контейнерных поездов и организа-│ │высокая экологическая │ции их формирования/расформирования; │ │эффективность перевозок │недостаточная техническая оснащенность│ │ │терминалов, неготовность терминалов к │ │ │работе с полносоставными поездами; │ │ │необходимость переоформления │ │ │транспортных документов при │ │ │международных перевозках; │ │ │недостаточная степень интеграции со │ │ │смежными видами транспорта и портами; │ │ │негибкость и устаревшая методология │ │ │государственного регулирования тарифов│ │ │на перевозки; │ │ │несогласованность действий компаний │ │ │холдинга "РЖД" │ ├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤ │ Возможности │ Угрозы │ ├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤ │Динамичное развитие внешнеторговых│Снижение стоимости новых иностранных │ │связей, в т.ч. между Европой, │автопоездов, рост автопарка; │ │Россией, Китаем, странами │увеличение бюджетных инвестиций в │ │Таможенного Союза; │развитие автодорожной сети при │ │выравнивание условий конкуренции с│недостатке средств на развитие │ │автомобильным транспортом при │железнодорожной инфраструктуры; │ │введении платы за проезд │дефицит парка контейнеров для роста │ │тяжеловесных грузовиков; │контейнеризации, усиление контроля над│ │ужесточение экологических │парком контейнеров со стороны морских │ │требований в Европе и России, │операторов; │ │увеличение топливных сборов, рост │увеличение тоннажа контейнерного флота│ │рыночной стоимости топлива; │и снижение ставок на морские перевозки│ │перегруженность автодорог в зонах │контейнеров в международном сообщении;│ │крупных контейнерных терминалов │инфраструктурные ограничения для │ │и развитие на территории термина- │увеличения числа контейнерных поездов │ │лов железнодорожной инфраструктуры│и/или повышения скорости их движения; │ │и тыловых сухих портов; │вследствие потепления климата развитие│ │повышение рисков движения морского│навигации по северному морскому пути -│ │транспорта через Суэцкий канал; │сокращение сроков доставки контейнеров│ │расширение применения контейнеров │морем из Азиатско-Тихоокеанского │ │для перевозок грузов различной │региона в порты Европы до 2 раз; │ │номенклатуры (металлы, зерно, │усиление дисбаланса потока груженых и │ │лесные грузы, продукция химической│порожних контейнеров │ │промышленности, сжиженные газы); │ │ │расширение практики применения │ │ │накладной ЦИМ/СМГС, совершенство- │ │ │вание работы таможенных органов; │ │ │повышение качества сервиса │ │ │компаний холдинга "РЖД" │ │ └──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘
Выводы
1. Основными видами транспортных услуг в части контейнерных перевозок, предоставляемых железными дорогами, являются одиночные контейнерные отправки и контейнерные поезда, а также сопутствующие услуги.
2. Удовлетворенность клиентов стоимостью транспортных услуг контейнерных перевозок холдинга "РЖД" средняя, а удовлетворенность качеством оказываемых услуг - ниже среднего.
3. Основными проблемами существующих транспортных продуктов являются:
- относительно низкая маршрутная скорость по большинству осуществляемых перевозок;
- недостаточная ценовая конкурентоспособность перевозок контейнеров на малых и средних расстояниях;
- недостаточный ассортимент и качество сервиса и экспедиторских услуг;
- низкий уровень развития логистической и терминальной инфраструктуры;
- сложность технологического и коммерческого взаимодействия с ОАО "РЖД".
4. Уровень развития технологий контейнерных перевозок и смежных услуг недостаточен и является сдерживающим фактором для реализации потенциала контейнеризации и наращивания объемов транзитных перевозок.
5. Для интенсивного наращивания объемов перевозок контейнеров и обеспечения контейнеризации грузопотоков холдингу "РЖД" необходимы разработка и реализация комплекса организационных, технологических и коммерческих мероприятий и активное вовлечение партнеров в повышение уровня сквозного сервиса и улучшение ценового предложения клиентам.