1.1. Оценка состояния и перспектив развития рынка контейнерных перевозок
Мировой рынок контейнерных перевозок преодолел последствия экономического кризиса и в ближайшие 10 лет до 2020 г. будет расти темпом около 8% в год. В течение следующих 10 лет объемы контейнерных перевозок могут увеличиться в 2 - 2,5 раза. Рост объемов комбинированных автомобильно-железнодорожных перевозок также составит около 8% в год, что существенно превышает прогнозируемый рост обычных автомобильных и железнодорожных перевозок.
Основной рост объемов контейнерных перевозок будет происходить за счет растущего товарообмена между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и странами Европы, причем большая часть этого грузопотока может пойти транзитом через страны СНГ при создании необходимых технологических, нормативных, правовых и тарифных условий.
Россия по уровню контейнеризации существенно отстает от развитых стран и других стран БРИК (Приложение), что негативно влияет на развитие логистических технологий и оптимизацию транспортных издержек для потребителей.
В целом уровень контейнеризации грузопотоков на железных дорогах России недопустимо мал, и, несмотря на его динамичный рост, без создания необходимой инфраструктуры и новых транспортных продуктов в ближайшей прогнозируемой перспективе его не удастся повысить до мирового уровня. В настоящее время драйверами роста уровня контейнеризации перевозок являются высококонтейнеризованные грузы, в то же время в контейнерные грузопотоки недостаточно интенсивно вовлекаются другие контейнеропригодные грузы. Вывод из оборота средне- и малотоннажных контейнеров увеличит сегмент рынка потенциально контейнеризуемых малых и средних отправок.
Таким образом, на российских железных дорогах существует значительный потенциал увеличения объемов контейнерных перевозок; прогнозируемый темп роста спроса на услуги на российском рынке контейнерных перевозок будет превышать среднемировой показатель в среднем в 1,5 раза.
Основные грузопотоки контейнеров в России проходят через порты Балтийского моря и Дальневосточного бассейна. При этом в настоящее время реализуются проекты увеличения мощностей контейнерных терминалов в портах к 2015 г. на 50%. В настоящее время сухопутные перевозки контейнеров, доставляемых в порты морским транспортом, в основном выполняются автомобильным транспортом. При этом осуществляются перевозки в среднем на расстояния до 1000 - 2500 км и так называемые перевозки "первой и последней мили".
Доля транзитных перевозок контейнеров в России неадекватно мала и не соответствует ее выгодному положению как ключевой сухопутной составляющей международных транспортных коридоров. При этом основным ограничением для роста объемов транзита является меньшая конкурентоспособность железнодорожных перевозок по соотношению "цена - качество" по сравнению с регулярными морскими сервисами.
Выводы
В настоящее время Россия существенно отстает по уровню контейнеризации грузовых перевозок в целом и в частности перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом от стран с развитой и развивающейся экономикой. Потенциал российских железных дорог как оптимального сухопутного транзитного моста между рынками Европы и Азии до настоящего времени не реализован. В то же время в России вследствие существующего низкого уровня контейнеризации темп роста спроса на контейнерные перевозки будет выше мирового уровня. Однако если участники рынка железнодорожных контейнерных перевозок не предложат рынку конкурентоспособные транспортные продукты и уровень сервиса, то большая доля этого потенциала развития будет реализована другими видами транспорта.