Статья 325 НК РФ ч.2. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов
1. Налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно.
К расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в частности, относятся:
расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;
расходы на приобретение геологической и иной информации;
расходы на оплату участия в конкурсе (аукционе).
В случае, если налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном статьями 256 - 259.2 настоящего Кодекса, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. В случае, если налогоплательщик получает право пользования участком недр, на котором расположено новое морское месторождение углеводородного сырья или в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку, разведку и (или) разработку нового морского месторождения углеводородного сырья, суммы указанной амортизации либо указанных понесенных расходов учитываются при исчислении налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
В случае, если по результатам конкурса (аукциона) налогоплательщик не заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (не получает лицензию), то расходы, осуществленные в целях приобретения лицензии, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса (аукциона), равномерно в течение двух лет. В случае, если после осуществления предварительных расходов, осуществленных в целях приобретения лицензии, налогоплательщик принимает решение об отказе от участия в конкурсе (аукционе) либо о нецелесообразности приобретения лицензии, то указанные расходы также включаются в состав прочих расходов с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщиком принято указанное решение, равномерно в течение двух лет. При этом указанное решение оформляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов.
2. Расходы на освоение природных ресурсов, предусмотренные пунктом 1 статьи 261 настоящего Кодекса, отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому участку недр (месторождению) или участку территории (акватории), отраженному в лицензионном соглашении налогоплательщика (лицензии на право пользования недрами).
При этом в зависимости от конкретного вида расходов расходы группируются как:
общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом;
расходы, относящиеся к отдельным частям территории разрабатываемого участка;
расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка.
К общим расходам, в частности, относятся:
расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с предоставленными в установленном порядке лицензиями (разрешениями), а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц;
К расходам, относящимся к отдельным частям территории осваиваемого участка, относятся на основании первичных учетных документов расходы, в частности:
расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов;
прочие расходы, связанные с освоением части территории участка.
Сумма общих расходов учитывается по каждой части территории осваиваемого участка (месторождения) в доле, определяемой исходя из отношения суммы расходов, относящихся к отдельным частям территории осваиваемого участка, к общей сумме расходов, осуществленных по освоению данного участка (месторождения).
К расходам, относящимся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка, относятся расходы, непосредственно связанные со строительством сооружений, которые в дальнейшем на основании решения налогоплательщика могут быть признаны постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств.
3. При проведении геолого-поисковых работ и (или) геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых и при проведении работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями статьи 261 настоящего Кодекса.
Налогоплательщик организует налоговый учет указанных расходов по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов.
Аналитические регистры налогового учета должны содержать информацию об окончании работ в разрезе каждого договора, связанного с указанными работами по каждому конкретному участку недр.
Расходы, понесенные по договору с подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору (если иное не установлено пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса). Понесенные расходы равными долями включаются в состав прочих расходов в сроки, предусмотренные статьей 261 настоящего Кодекса.
Текущие расходы на содержание объектов, связанных с освоением природных ресурсов (в том числе расходы на оплату труда, расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией временных сооружений, и иные подобные расходы), а также расходы на доразведку месторождения или его участков, находящихся в пределах горного или земельного отвода организации, в полной сумме включаются в состав расходов того отчетного (налогового) периода, в котором они произведены (если иное не установлено пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса). При этом к расходам на доразведку относятся расходы, связанные с осуществлением работ по доразведке по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям.
Указанный порядок учета относится к расходам по всем геолого-поисковым и геолого-разведочным работам, в том числе осуществленным расходам по работам, признаваемым безрезультатными, бесперспективными, либо продолжение которых признано нецелесообразным (если иное не установлено пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса).
В случае, если осваиваемый участок (часть территории осваиваемого участка) признается налогоплательщиком бесперспективным либо продолжение его освоения признается нецелесообразным, суммы расходов, осуществленные налогоплательщиком по освоению данного участка, включаются в состав прочих расходов в общем порядке, предусмотренном статьей 261 настоящего Кодекса (если иное не установлено пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса).
4. В случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным настоящей главой.
Расходы на строительство временных сооружений (в том числе временных подъездных путей и дорог; площадок, сооружений для хранения плодородного слоя почвы, добываемых пород, отходов; временных сооружений для проживания участников геолого-разведочных работ и иных подобных объектов) включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию на основании актов выполненных работ (если иное не установлено пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса).
5. В случае если скважина оказалась (признана) непродуктивной, то расходы налогоплательщика, осуществляемые по ликвидации такой скважины, относятся также в состав расходов, учитываемых по данному объекту в налоговом учете, в порядке, установленном статьей 261 настоящего Кодекса. Общая сумма расходов, отраженных в налоговом учете по данному объекту, включается в состав прочих расходов в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей статьей.
6. При переходе (передаче) в соответствии с законодательством Российской Федерации права пользования участком (участками) недр к третьему лицу расходы на освоение природных ресурсов, фактически осуществленные налогоплательщиком - прежним владельцем лицензии, учитываются им в порядке, установленном настоящей статьей.
В случае, если переход (передача) права пользования участком (участками) недр происходит в связи с реорганизацией организации, учет расходов осуществляется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 252 настоящего Кодекса.
7. Расходы на выполнение работ по освоению природных ресурсов, предусмотренные пунктом 10 статьи 261 настоящего Кодекса, отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому договору займа на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта.
Комментарий к статье 325 НК РФ ч.2
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ положения абзаца 9 пункта 1 статьи 325 НК РФ изменены, при этом данные изменения применяются в отношении расходов на освоение природных ресурсов, осуществленных после 01.01.2011.
Учитывая данные изменения, можно прийти к следующим выводам.
Расходы организации-налогоплательщика, осуществленные в целях приобретения лицензии, в случае незаключения такого соглашения по результатам конкурса включаются в состав прочих расходов:
- применительно к расходам, осуществленным до 01.01.2011, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет;
- применительно к расходам, осуществленным после 01.01.2011, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение двух лет.
Предварительные расходы организации-налогоплательщика, направленные на приобретение лицензии на право пользования недрами, включаются в состав прочих расходов, если налогоплательщик принял решение о нецелесообразности приобретения лицензии:
- применительно к расходам, осуществленным до 01.01.2011, - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщиком принято указанное решение, равномерно в течение пяти лет;
- применительно к расходам, осуществленным после 01.01.2011, - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщиком принято указанное решение, равномерно в течение двух лет.
Актуальная проблема.
Между налогоплательщиками и налоговыми органами случаются споры относительно включения в расходы на получение лицензии на право пользования недрами разовых платежей за право пользования недрами, которые осуществляются уже после получения лицензии.
Статьей 13.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) установлено, что основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 39 Закона N 2395-1 при пользовании недрами уплачиваются платежи, в частности разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.
Согласно статье 40 Закона N 2395-1 пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.
Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, размер разового платежа не выступает критерием для выявления победителя на право пользования участком недр при проведении конкурса, следовательно, не может рассматриваться в качестве расхода, осуществленного в целях ее получения.
Исходя из этого мнение налогового органа о том, что плата за пользование недрами относится к расходам, связанным с процедурой участия в конкурсе, является необоснованным.
Согласно письму Минфина России от 19.08.2008 N 03-03-06/1/171 расходы в виде разового платежа за пользование недрами учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Как указано в письме Минфина России от 13.01.2011 N 03-03-06/1/8, расходы в виде разового платежа за пользование недрами не включаются в первоначальную стоимость нематериального актива (лицензии), определяемую в порядке, установленном пунктом 1 статьи 325 НК РФ, а учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункте 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов), под которой в рассматриваемом случае понимается дата регистрации лицензии на право пользования недрами и наступления события, указанного в лицензии, поскольку до этой даты у организации отсутствуют права и обязанности недропользователя.
Таким образом, уплата разового платежа относится к лицензионным требованиям и условиям и является обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии, а в целях исчисления налога на прибыль подлежит включению в состав расходов единовременно.
Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2010 N А27-17423/2009, ФАС Поволжского округа от 30.07.2009 N А55-20098/2008.
Актуальная проблема.
По мнению официальных органов, для целей налогообложения прибыли положения пункта 4 статьи 261 и пункта 5 статьи 325 НК РФ могут быть применены только к разведочным скважинам, ликвидированным как выполнившие свое назначение (непродуктивные). Порядок признания расходов на ликвидацию иных видов скважин НК РФ не предусмотрен (письма Минфина России от 11.08.2008 N 03-03-06/1/460, от 28.03.2008 N 03-03-06/1/208).
Однако суды по данному вопросу придерживаются другой позиции. Так, по мнению ВАС РФ, из анализа положений статей 261 и 325 НК РФ, а также содержания нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания и ликвидации скважин, следует, что действующее законодательство предусматривает возможность признания расходов на освоение природных ресурсов в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, и включает расходы налогоплательщика на строительство и ликвидацию всех скважин, связанных с проведением геологоразведочных работ, в том числе и эксплуатационных скважин.
НК РФ предусматривает, что в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются по каждому создаваемому объекту основных средств. При этом такие объекты амортизируются на основании и в порядке, которые установлены статьями 256, 257, 259 НК РФ.
Однако в случае, когда скважина не вводится в эксплуатацию в силу причин объективного характера, в отношении упомянутого объекта, учитывая специфику деятельности по освоению природных ресурсов, подлежит применению порядок учета расходов, определенный статьей 261 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 10592/09).
Учитывая изложенное и руководствуясь позицией официальных органов, включение затрат на строительство и последующую ликвидацию разведочной скважины в расходы в целях исчисления налога на прибыль является правомерным. Возможность включения расходов на строительство и ликвидацию иных видов скважин налогоплательщику придется доказывать в суде.
Внимание!
Как разъяснено в письме Минфина России от 04.08.2010 N 03-03-06/1/521, срок, в течение которого соответствующие расходы учитываются в расходах, связан не со сроком действия договора (соглашения) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, а со сроком эксплуатации отраженного в лицензионном соглашении налогоплательщика соответствующего участка недр (месторождения) или участка территории (акватории).
Внимание!
Необходимо учитывать, что поэтапное списание расходов налогоплательщика на ОПР по договорам на разведку полезных ископаемых, заключенным с подрядчиками в период до 1 января 2009 г., нормами гл. 25 Кодекса не было предусмотрено.
С 01.01.2009 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ (далее - Закон N 224-ФЗ) указанные расходы учитываются поэтапно по мере подписания актов выполненных работ, то есть не дожидаясь полного завершения указанных работ. В целях исчисления налога на прибыль такие расходы учитываются в составе прочих расходов равными долями в течение 12 месяцев начиная с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по договору подряда.
Как разъяснила ФНС России в письме от 19.05.2010 N ШС-37-3/1837@, Закон N 224-ФЗ не содержит нормы переходного периода относительно правоотношений, возникших до 01.01.2009, по поэтапному списанию расходов налогоплательщика на ОПР в 2009 г., в случае если договор с подрядчиком заключен до 01.01.2009, а подписание последнего акта выполненных работ предполагается в 2009 г. и в более поздние периоды.
Положения Закона N 224-ФЗ не предусматривают обратную силу в отношении пункта 3 статьи 325 Кодекса.
Исходя из вышеизложенного и с учетом того, что изменения, внесенные Законом N 224-ФЗ в пункт 3 статьи 325 Кодекса, вступили в силу с 1 января 2009 г. и, следовательно, новый порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов на ОПР распространяется только на те этапы работ, дата подписания акта выполненных работ по которым приходится на период после 01.01.2009, изложенный порядок применяется и по переходящим с 2008 г. на 2009 г. этапам работ, акт по которым будет подписан после 01.01.2009.
В отношении тех этапов работ, которые были завершены до 01.01.2009 и подлежали признанию в целях налогообложения прибыли на основании нормы пункта 3 статьи 325 Кодекса в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 224-ФЗ, сообщается, что расходы по ним учитываются равными долями в течение 12 месяцев начиная с 1-го числа месяца, в котором был подписан последний акт выполненных подрядчиком работ.
В письме Минфина России от 31.01.2012 N 03-03-06/1/44 указано, что в соответствии с пунктом 4 статьи 325 НК РФ при проведении разведочных работ на участке недр в составе прочих расходов могут быть единовременно учтены расходы на строительство временных сооружений, которые для целей налогообложения не признаются амортизируемым имуществом, то есть создаваемых на срок, не превышающий 12 месяцев, и (или) первоначальной стоимостью не более 40000 руб.
Ю.М. Лермонтов
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ()
2012 год