Статья 191 НК РФ ч.2. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Статья 191. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
1. При ввозе подакцизных товаров (с учетом положений статьи 185 настоящего Кодекса) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется:
1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма:
их таможенной стоимости;
подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со статьей 187.1 настоящего Кодекса.
2. Таможенная стоимость подакцизных товаров, а также подлежащая уплате таможенная пошлина определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, партии подакцизных товаров.
Если в составе одной партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории.
4. При ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории налоговая база определяется в соответствии с положениями настоящей статьи.
5. Налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии со статьей 187 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 191 НК РФ ч.2
Комментируемая статья закрепляет порядок определения налоговой базы по акцизам при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 191 НК РФ при ввозе подакцизных товаров (с учетом положений статьи 185 НК РФ) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении.
Судебная практика.
В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 N 17АП-1136/2015-АК делается вывод из положений подпункта 1 пункта 1 комментируемой статьи, что при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, порядок определения налоговой базы находится в зависимости от того, какие налоговые ставки установлены в отношении ввезенных подакцизных товаров.
(Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.06.2015 N Ф09-2949/15 данное Постановление оставлено без изменения. Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2015 N 309-КГ15-9952 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам.)
Также на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 191 НК РФ налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, подлежит определению как сумма их таможенной стоимости; подлежащей уплате таможенной пошлины.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 191 НК РФ при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому таможенная стоимость подакцизных товаров и подлежащая уплате таможенная пошлина определяются в соответствии с положениями НК РФ.
Также налоговая база подлежит определению отдельно по каждой партии подакцизных товаров, которая ввозится на территорию РФ или иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, что следует из пункта 3 статьи 191 НК РФ.
Абзац 2 пункта 3 статьи 191 НК РФ регулирует ситуацию, когда в составе одной партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам. В такой ситуации налоговая база по акцизам подлежит определению отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.
В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории.
В пункте 4 статьи 191 НК РФ установлено, что при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории налоговая база определяется в соответствии с положениями комментируемой статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 191 НК РФ налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии со статьей 187 НК РФ.
На основании части 1 статьи 37 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны определяются Соглашением о СЭЗ.
Так, согласно части 1 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010, свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 116-ФЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут быть помещены товары, установленные в соответствии с Соглашением о СЭЗ. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Важно!
Обращаем внимание, что Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.10.2012 N 1096 и применяется с 1 января 2013 года.
Ю.М. Лермонтов
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 22 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "АКЦИЗЫ"
2016 год