Комментируемая статья устанавливает особенности исчисления срока давности взыскания налоговых санкций.
Статьей 115 НК РФ регулируется установление срока давности взыскания штрафов налоговым органом с налогоплательщика, однако положения данной статьи не подлежат применению при рассмотрении заявления налогоплательщика в отношении признания сумм штрафов безнадежными и исключении их из лицевых счетов налогоплательщика.
Такие выводы приведены в Постановлении ФАС Московского округа от 01.06.2011 N КА-А40/4680-11.
Пропуск налоговым органом срока на взыскание налоговых санкций в судебном порядке, установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 16.05.2012 N Ф03-1400/2012 пришел к аналогичному выводу.
При этом налоговый орган вправе заявить ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
В пункте 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Ю.М. Лермонтов
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ()
Комментарий к статье 115 НК РФ ч.1
Комментируемая статья устанавливает особенности исчисления срока давности взыскания налоговых санкций.
Статьей 115 НК РФ регулируется установление срока давности взыскания штрафов налоговым органом с налогоплательщика, однако положения данной статьи не подлежат применению при рассмотрении заявления налогоплательщика в отношении признания сумм штрафов безнадежными и исключении их из лицевых счетов налогоплательщика.
Такие выводы приведены в Постановлении ФАС Московского округа от 01.06.2011 N КА-А40/4680-11.
Пропуск налоговым органом срока на взыскание налоговых санкций в судебном порядке, установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 16.05.2012 N Ф03-1400/2012 пришел к аналогичному выводу.
При этом налоговый орган вправе заявить ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
В пункте 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Ю.М. Лермонтов
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ()
2016 год