Утверждено
Приказом ГУГПС МВД России
от 08.11.2000 N 66

Согласовано
с Госстроем России
(письмо от 11.09.2000 N 9-18/419)
и Госгортехнадзором России
(письмо от 29.11.2000 N 03-35/406)

ИЗМЕНЕНИЕ N 2
В НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НПБ 111-98* "АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ
СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

1. В конце пункта 1* добавить предложение: "Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов".

2. Пункт 2* изложить в следующей редакции:

"В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан - бутан) и сжатый природный газ.

Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система <*> которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

--------------------------------

<*> Термины и определения приведены в обязательном приложении 1.

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом".

3. Первый абзац п. 5* изложить в следующей редакции: "Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС - приложением 3, многотопливным АЗС - разделами I, II, III и IV приложения 6, к автомобильным газозаправочным станциям - разделами I, II, III и IV приложения 6 как для участка технологической системы многотопливной АЗС или разделом V приложения 6 как для АГЗС с одностенными резервуарами, к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям - разделами I, II, III и IV приложения 6 как для участка технологической системы многотопливной АЗС".

4. Второй абзац п. 10* изложить в следующей редакции: "от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются".

5. Первое предложение п. 11 изложить в следующей редакции: "АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:".

В последнем абзаце п. 11 после слова "хранения" добавить - "жидкого моторного".

6. Пункт 12* изложить в следующей редакции:

"Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

┌───┬───────────────────────────────┬──────────┬─────────────────┐
│ N │     Наименование объектов,    │Расстояние│Расстояние от АЗС│
│п/п│    до которых определяется    │от АЗС с  │  с надземными   │
│   │           расстояние          │подземными│ резервуарами, м │
│   │                               │резервуа- ├────────┬────────┤
│   │                               │рами, м   │ тип А  │ тип Б  │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┴────────┤
│1  │Производственные, складские и  │    15    │        25       │
│   │административно - бытовые зда- │          │                 │
│   │ния и сооружения промышленных  │          │                 │
│   │предприятий (за исключением    │          │                 │
│   │указанных в строке 10)         │          │                 │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┬────────┤
│2  │Лесные массивы:                │          │        │        │
│   │  хвойных и смешанных пород    │    25    │   40   │   30   │
│   │  лиственных пород             │    10    │   15   │   12   │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┼────────┤
│3  │Жилые и общественные здания    │    25    │   50   │   40   │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┴────────┤
│4  │Места массового пребывания     │    25    │        50       │
│   │людей                          │          │                 │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┬────────┤
│5  │Индивидуальные гаражи и откры- │    18    │   30   │   20   │
│   │тые стоянки для автомобилей    │          │        │        │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┴────────┤
│6  │Торговые киоски                │    20    │        25       │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┬────────┤
│7  │Автомобильные дороги общей     │          │        │        │
│   │сети (край проезжей части):    │          │        │        │
│   │  I, II и III категории        │    12    │   20   │   15   │
│   │  IV и V категории             │     9    │   12   │    9   │
│   │Маршруты электрифицированного  │    15    │   20   │   20   │
│   │городского транспорта (до      │          │        │        │
│   │контактной сети)               │          │        │        │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┴────────┤
│8  │Железные дороги общей сети (до │    25    │        30       │
│   │подошвы насыпи или бровки      │          │                 │
│   │выемки)                        │          │                 │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┬────────┤
│9  │Очистные канализационные соору-│    15    │   30   │   25   │
│   │жения и насосные станции, не   │          │        │        │
│   │относящиеся к АЗС              │          │        │        │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┴────────┴────────┤
│10 │Технологические установки      │             100            │
│   │категорий Ан, Бн, Гн, здания и │                            │
│   │сооружения с наличием радиоак- │                            │
│   │тивных и вредных веществ       │                            │
│   │1 и 2 классов опасности по     │                            │
│   │ГОСТ 12.1.007                  │                            │
├───┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│11 │Линии электропередач, электро- │            По ПУЭ          │
│   │подстанции (в том числе транс- │                            │
│   │форматорные подстанции)        │                            │
├───┼───────────────────────────────┼──────────┬────────┬────────┤
│12 │Склады: лесных материалов, тор-│    20    │   40   │   30   │
│   │фа, волокнистых горючих ве-    │          │        │        │
│   │ществ, сена, соломы, а также   │          │        │        │
│   │участки открытого залегания    │          │        │        │
│   │торфа                          │          │        │        │
└───┴───────────────────────────────┴──────────┴────────┴────────┘

Примечания: 1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.

2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11).

3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м".

7. Пункт 13* изложить в следующей редакции:

"Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

┌───┬──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ N │   Наименование   │   Минимальное расстояние между соответствующими    │
│п/п│     зданий и     │   зданиями и сооружениями в порядке их записи в    │
│   │    сооружений    │             графе "Наименование...", м             │
│   │       АЗС        ├────┬─────┬─────┬────┬───┬─────┬─────┬─────┬────┬───┤
│   │                  │ 1  │  2  │  3  │ 4  │ 5 │  6  │  7  │  8  │ 9  │10 │
├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤
│1  │Подземные резер-  │ -- │  4  │ --  │ 3/9│ 9 │ 9/15│  15 │  -- │  6 │  9│
│   │вуары для хранения│    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │топлива           │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤
│2  │Топливораздаточные│  4 │  -- │ --  │ 6/9│ 9 │12/15│  15 │  4  │  9 │  9│
│   │колонки           │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤
│3  │Площадка, для АЦ  │ -- │  -- │ --  │ 6/9│ 9 │12/15│  15 │  -- │  9 │ 12│
├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤
│   │Здания для персо- │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │нала АЗС и сервис-│    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │ного обслуживания │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │транспортных      │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │средств:          │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│4  │I, II и III степе-│ 3/9│  6/9│  6/9│  6 │ 9 │  9  │   9 │  3/9│--/9│  6│
│   │ни огнестойкости  │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │класса С0 или С1  │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤
│5  │IV степени огне-  │  9 │  9  │  9  │  9 │12 │  9  │  12 │  6/9│ 6/9│  9│
│   │стойкости класса  │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │С0                │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤
│   │Здания сервисного │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │обслуживания води-│    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │телей и пассажи-  │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │ров:              │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│6  │I, II и III степе-│9/15│12/15│12/15│  9 │ 9 │  6  │   9 │ 9/15│--/9│  9│
│   │ни огнестойкости  │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │класса С0 или С1  │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤
│7  │IV степени огне-  │ 15 │ 15  │ 15  │  9 │12 │  9  │  12 │12/15│ 6/9│ 12│
│   │стойкости класса  │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │С0                │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤
│8  │Очистные сооруже- │ -- │  4  │ --  │ 3/9│6/9│ 9/15│12/15│  -- │  6 │  9│
│   │ния для атмосфер- │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │ных осадков, заг- │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │рязненных нефте-  │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │продуктами        │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤
│9  │Площадка для      │  6 │  9  │  9  │--/9│6/9│ --/9│  6/9│  6  │ 12 │  6│
│   │стоянки транспорт-│    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
│   │ных средств       │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤
│10 │Котельная на ди-  │  9 │  9  │ 12  │  6 │ 9 │  9  │  12 │  9  │  6 │ --│
│   │зельном топливе   │    │     │     │    │   │     │     │     │    │   │
└───┴──────────────────┴────┴─────┴─────┴────┴───┴─────┴─────┴─────┴────┴───┘

Примечания: 1. Расстояния указаны: в числителе - до стен зданий, в знаменателе - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные "--", не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.

2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.

3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств - не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30%.

4. Расстояния не нормируются:

а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной;

б) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.

5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 ед. транспортных средств. В строке 9 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50%.

6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ".

8. В первом предложении п. 14* после слова "АЗС" добавить - "жидкого моторного топлива".

9. Пункт 20* изложить в следующей редакции:

"На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.

Помимо указанных на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, многотопливных АЗС, АГНКС или АГЗС, отвечающих требованиям разделов I, II, III и IV приложения 6, допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы, для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей.

На территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и АГЗС с одностенными резервуарами (раздел V приложения 6) размещение котельной не допускается.

Магазин сопутствующих товаров, размещаемый на территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива или АГЗС с одностенными резервуарами, не должен иметь торгового зала".

10. Пункт 21* изложить в следующей редакции:

"На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий "А", "Б" (за исключением помещений для оборудования со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС) и "Г" (за исключением котельной).

В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли (например, окраска и т.п.)".

11. Пункт 22* изложить в следующей редакции:

"Здания и сооружения <*>, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или III степени огнестойкости класса С0 или С1 или IV степени огнестойкости класса С0 и, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 кв. м, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

--------------------------------

<*> Здесь и далее под сооружениями АЗС следует понимать сооружения, размещаемые на территории АЗС, за исключением технологических систем.

При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 град. C. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.

Допускается применять котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе с температурой вспышки более 45 град. C. Котельные на дизельном топливе должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило, в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ. Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов. Оборудование хранения и линии подачи топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии".

12. В п. 25 после слова "средств" добавить: "(за исключением помещений механизированной мойки автомобилей, работающих на жидком моторном топливе)".

13. Пункт 29 изложить в следующей редакции:

"В случае, если выход из помещений зданий АЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону".

14. Второй абзац п. 30* изложить в следующей редакции: "Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и СУГ не допускается".

15. Пункт 32 изложить в следующей редакции:

"Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС, ТРК традиционных и модульных АЗС, а также раздаточные колонки АГЗС и АГНКС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами. На АЗС для заправки крупногабаритной техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника и т.п.) крепление защитных устройств к блокам и контейнерам хранения топлива не допускается".

16. В первом предложении п. 35* после слова "АЦ" добавить: "с жидким моторным топливом".

17. Заголовок IV раздела изложить в следующей редакции:

"Общие требования к технологическому оборудованию АЗС жидкого моторного топлива".

18. Пункт 94 изложить в следующей редакции:

"Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов). Общая вместимость противопожарных водоемов АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС должна составлять не менее 100 куб. м, которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.

Расход воды на наружное пожаротушение АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода воды на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов).

Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяется по СНиП 2.04.02-84* (для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также зданий для персонала АЗС - как для общественных зданий, для зданий сервисного обслуживания транспортных средств - как для производственных зданий). Общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов) следует принимать не менее 15 л/с".

19. Пункт 95 изложить в следующей редакции:

"Наружное противопожарное водоснабжение АГНКС или АЗС жидкого моторного топлива, размещенных вне населенных пунктов, допускается не предусматривать в следующих случаях:

на АЗС жидкого моторного топлива, если применяются только двустенные надземные резервуары общей вместимостью не более 40 куб. м или подземные резервуары;

на АГНКС или АЗС на жидком моторном топливе, если отсутствуют помещения сервисного обслуживания.

На таких АЗС необходимо предусматривать дополнительные стационарные или передвижные огнетушители. Тип дополнительных огнетушителей и их количество определяются по согласованию с территориальными подразделениями ГПС".

20. Пункт 96 изложить в следующей редакции:

"Все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.

Помещения категорий В1 и В2 по пожарной опасности площадью более 20 кв. м (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ЛВЖ и ГЖ - независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При определении необходимости оснащения автоматическими установками пожаротушения торгового зала магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнивать к складским помещениям.

В качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания".

21. В приложение 1* "Термины и определения" добавить следующее определение: "АГЗС с одностенными резервуарами - АГЗС, технологическая система которой не отвечает требованиям пп. 20.2 и 20.3 приложения 6 настоящих норм".

"Аварийный расход газа по трубопроводу - расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы".

"Безопасное перекрытие утечки топлива - перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от НКПР".

22. Заголовок приложения 2 изложить в следующей редакции: "Требования к топливозаправочному пункту жидкого моторного топлива".

23. Пункт 1 приложения 2 изложить в следующей редакции:

"Минимальные расстояния от технологического оборудования и сооружений топливозаправочного пункта жидкого моторного топлива до зданий, сооружений и наружных установок предприятия, на котором он размещается, следует принимать в соответствии с таблицей.

┌───┬──────────────────────────────┬────────┬───────┬──────┬─────┐
│ N │     Наименование зданий,     │Подзем- │Надзем-│Топли-│Пло- │
│п/п│    сооружений и наружных     │ные ре- │ные ре-│вораз-│щадка│
│   │          установок           │зервуары│зервуа-│даточ-│для  │
│   │                              │для топ-│ры для │ные   │АЦ   │
│   │                              │лива и  │топлива│колон-│     │
│   │                              │очистные│       │ки    │     │
│   │                              │сооруже-│       │      │     │
│   │                              │ния     │       │      │     │
├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤
│1  │Производственные здания и по- │   30   │   30  │  30  │  30 │
│   │мещения категорий А, Б, Г;    │        │       │      │     │
│   │наружные установки категорий  │        │       │      │     │
│   │Ан, Бн, Вн, Гн; площадки хра- │        │       │      │     │
│   │нения транспортных средств для│        │       │      │     │
│   │перевозки опасных грузов клас-│        │       │      │     │
│   │сов 2 - 4, 8 и подкласса 9.1  │        │       │      │     │
│   │по ГОСТ 19433                 │        │       │      │     │
├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤
│2  │Производственные здания кате- │        │       │      │     │
│   │горий В и Д, помещения катего-│        │       │      │     │
│   │рий В1 - В4 и Д, наружные ус- │        │       │      │     │
│   │тановки категории Дн:         │        │       │      │     │
│   │  здания I, II степени огне-  │    6   │   12  │   6  │   9 │
│   │стойкости классов С0 и С1 и   │        │       │      │     │
│   │III степени огнестойкости     │        │       │      │     │
│   │класса С0                     │        │       │      │     │
│   │  здания III степени огне-    │    9   │   16  │   9  │  12 │
│   │стойкости класса С1 и IV сте- │        │       │      │     │
│   │пени огнестойкости класса С0  │        │       │      │     │
│   │  здания IV, V степени огне-  │   12   │   20  │  12  │  18 │
│   │стойкости и наружные установки│        │       │      │     │
│   │категории Дн                  │        │       │      │     │
├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤
│3  │Административные и бытовые    │   18   │   25  │  18  │  25 │
│   │здания                        │        │       │      │     │
├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤
│4  │Открытые площадки и навесы для│    6   │   12  │   6  │   9 │
│   │хранения транспортных средств │        │       │      │     │
├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤
│5  │До оси внутренних железнодо-  │   10   │   15  │  10  │  15 │
│   │рожных путей предприятия      │        │       │      │     │
├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤
│6  │До края проезжей части автомо-│    5   │    9  │   5  │   9 │
│   │бильных дорог предприятия     │        │       │      │     │
├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤
│7  │Здания и сооружения с наличием│  100   │  100  │ 100  │ 100 │
│   │радиоактивных и вредных ве-   │        │       │      │     │
│   │ществ I и II классов опасности│        │       │      │     │
│   │по ГОСТ 12.1.007-76*;         │        │       │      │     │
│   │площадки хранения транспортных│        │       │      │     │
│   │средств для перевозки опасных │        │       │      │     │
│   │грузов классов 1, 5 - 7 и под-│        │       │      │     │
│   │класса 9.2 по ГОСТ 19433      │        │       │      │     │
└───┴──────────────────────────────┴────────┴───────┴──────┴─────┘

Примечания: 1. Расстояния до зданий, указанные в строке 2, не нормируются, а расстояния, указанные в строке 3, допускается уменьшать на 50%, если стена здания, обращенная в сторону топливозаправочного пункта, является противопожарной и не имеет проемов.

2. В таблице приведены расстояния до очистных сооружений, относящихся к топливозаправочному пункту и отвечающих требованиям настоящих норм. Расстояния до очистных сооружений предприятия определяются в зависимости от их категории.

3. Расстояния, указанные в строке 4, приведены до площадок хранения легкового и мототранспорта в количестве не более 10 ед. При увеличении этого количества до 50 ед. указанные расстояния должны быть увеличены на 30%, а свыше 50 ед. - на 60%. При организации стоянок для других транспортных средств расстояния следует увеличивать на 50%.

4. При размещении в зданиях категорий В и Д, не относящихся к топливозаправочному пункту, помещений категорий А, Б, Г расстояния до стен (перегородок) этих помещений должны приниматься не менее 30 м".

24. Заголовок приложения 4 изложить в следующей редакции: "Требования к АЗС жидкого моторного топлива, на которых предусматривается применение одностенных надземных резервуаров".

25. В позиции 6 таблицы п. 3* приложения 4 вместо слов "Торговые палатки и киоски" записать "Торговые киоски".

26. Пункт 1 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"На многотопливных АЗС не допускается размещение:

передвижных АЗС для заправки любым видом топлива;

пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств;

газораспределительного пункта".

27. Пункт 2 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Допускается использование передвижных газозаправочных (СУГ) и газонаполнительных (сжатый природный газ) станций при условии размещения их в безопасных местах и эксплуатации по инструкции, согласованных с территориальными подразделениями ГПС с учетом требований, предъявляемых настоящими нормами к АГЗС с надземными одностенными резервуарами (для газозаправочных станций) и АГНКС (для газонаполнительных станций)".

28. Первое предложение п. 4 приложения 6 изложить в следующей редакции: "Минимальные расстояния от многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) до объектов, к ним не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей П.6.1".

В позиции 6 таблицы П.6.1 приложения 6 вместо слов "Торговые палатки и киоски" записать "Торговые киоски".

29. Таблицу П.6.3 приложения 6 изложить в следующей редакции.

Таблица П.6.3

┌───┬─────────────────────┬───────────┬───────────┬───────────┬─────┐
│ N │Наименование зданий, │Расстояние,│Расстояние,│Расстояние,│Рас- │
│п/п│сооружений и наружных│м, до зда- │м, до на-  │м, до зап- │стоя-│
│   │установок автотранс- │ний с обо- │ружных ус- │равочной   │ние, │
│   │портного предприятия │рудованием │тановок    │колонки    │м, до│
│   │                     │технологи- │технологи- │с наличием │пло- │
│   │                     │ческой     │ческой     │           │щадки│
│   │                     │системы АЗС│системы АЗС│           │для  │
│   │                     │с наличием │с наличием │           │АЦ   │
│   │                     ├───┬───────┼───┬───────┼───┬───────┤с СУГ│
│   │                     │СУГ│сжатого│СУГ│сжатого│СУГ│сжатого│     │
│   │                     │   │ газа  │   │ газа  │   │ газа  │     │
├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤
│ 1 │Производственные зда-│ 40│   30  │ 40│   30  │ 40│   30  │ 40  │
│   │ния и помещения кате-│   │       │   │       │   │       │     │
│   │горий А, Б и Г. На-  │   │       │   │       │   │       │     │
│   │ружные установки ка- │   │       │   │       │   │       │     │
│   │тегорий Ан, Бн, Вн,  │   │       │   │       │   │       │     │
│   │Гн; площадки для хра-│   │       │   │       │   │       │     │
│   │нения транспортных   │   │       │   │       │   │       │     │
│   │средств, предназна-  │   │       │   │       │   │       │     │
│   │ченных для перевозки │   │       │   │       │   │       │     │
│   │опасных грузов клас- │   │       │   │       │   │       │     │
│   │сов 2 - 4, 8 и под-  │   │       │   │       │   │       │     │
│   │класса 9.1 по        │   │       │   │       │   │       │     │
│   │ГОСТ 19433           │   │       │   │       │   │       │     │
├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤
│ 2 │Производственные зда-│   │       │   │       │   │       │     │
│   │ния категорий В и Д, │   │       │   │       │   │       │     │
│   │помещения категорий  │   │       │   │       │   │       │     │
│   │В1 - В4 и Д, наружные│   │       │   │       │   │       │     │
│   │установки категории  │   │       │   │       │   │       │     │
│   │Дн:                  │   │       │   │       │   │       │     │
│   │  здания I, II степе-│ 25│   10  │ 25│   15  │ 25│   15  │ 25  │
│   │ни огнестойкости     │   │       │   │       │   │       │     │
│   │классов С0 и С1 и III│   │       │   │       │   │       │     │
│   │степени огнестойкости│   │       │   │       │   │       │     │
│   │класса С0            │   │       │   │       │   │       │     │
├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤
│   │  здания III степени │ 30│   15  │ 30│   20  │ 30│   20  │ 30  │
│   │огнестойкости класса │   │       │   │       │   │       │     │
│   │С1 и IV степени огне-│   │       │   │       │   │       │     │
│   │стойкости класса С0  │   │       │   │       │   │       │     │
├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤
│   │  здания IV, V степе-│ 35│   20  │ 35│   25  │ 35│   25  │ 35  │
│   │ни огнестойкости и   │   │       │   │       │   │       │     │
│   │наружные установки   │   │       │   │       │   │       │     │
│   │категории Дн         │   │       │   │       │   │       │     │
├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤
│ 3 │Административные и   │ 35│   20  │ 35│   25  │ 35│   25  │ 35  │
│   │бытовые здания       │   │       │   │       │   │       │     │
├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤
│ 4 │Открытые площадки и  │ 20│   10  │ 20│   15  │ 20│   15  │ 20  │
│   │навесы для хранения  │   │       │   │       │   │       │     │
│   │транспортных средств │   │       │   │       │   │       │     │
├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤
│ 5 │До края проезжей час-│ 15│   10  │ 20│   15  │ 15│   10  │ 20  │
│   │ти автомобильных     │   │       │   │       │   │       │     │
│   │дорог предприятия    │   │       │   │       │   │       │     │
├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤
│ 6 │Площадки для хранения│   │       │   │       │   │       │     │
│   │транспортных средств,│   │       │   │  100  │   │       │     │
│   │предназначенных для  │   │       │   │       │   │       │     │
│   │перевозки опасных    │   │       │   │       │   │       │     │
│   │грузов классов 1,    │   │       │   │       │   │       │     │
│   │5 - 7 и подкласса    │   │       │   │       │   │       │     │
│   │9.2 по ГОСТ 19433    │   │       │   │       │   │       │     │
└───┴─────────────────────┴───┴───────┴───┴───────┴───┴───────┴─────┘

Примечание. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений предприятия определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм".

30. Пункт 8 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"При проектировании котельных многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа. Указанные котельные должны размещаться в отдельно стоящих зданиях с учетом требований п. 22* настоящих норм".

31. Первый абзац п. 11 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Сбросная труба паров СУГ должна иметь высоту, диаметр, конструкцию и расположение, исключающие образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств. При этом для аварийного сброса паров СУГ допускается использовать устройства, регламентированные ПУ и БЭФ-91".

32. Первое предложение п. 12 приложения 6 исключить.

33. Второй абзац п. 13 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м. Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС".

34. Пункт 14 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Площадка для автоцистерны с СУГ должна быть оснащена таким образом, чтобы ограничить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. Указанное оснащение площадки для АЦ с СУГ допускается осуществлять следующим образом:

оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ;

поверхность площадки (включая отбортовку) выполнить из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров;

оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей".

35. В п. 17 приложения 6 после слова "АЗС" добавить "и АГНКС".

36. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:

"При наполнении одного из резервуаров топливом (за исключением сосудов сжатого природного газа) должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара, и всех раздаточных колонок АЗС".

37. Первый абзац п. 19.9 изложить в следующей редакции:

"Запорная трубопроводная арматура с ручным и дистанционным приводом (включая электромагнитный), применяемая на технологическом оборудовании, в котором обращается сжатый природный газ и СУГ, должна соответствовать классу В герметичности затворов по ГОСТ 9544".

38. Пункт 19.11 изложить в следующей редакции:

"Конструкция технологических систем должна предусматривать возможность проведения пожаровзрывобезопасного опорожнения от топлива и продувки инертным газом как внутреннего пространства оборудования, в котором находятся сжатый природный газ, СУГ и его пары, без его демонтажа, так и межстенных пространств оборудования для СУГ. При этом должно быть предусмотрено дистанционное (из операторной АЗС) и автоматическое (при срабатывании пожарных извещателей или сигнализаторов довзрывоопасных концентраций) управление процессом сброса сжатого природного газа и опорожнения отсеченных с обеих сторон надземных или расположенных в помещениях трубопроводов и оборудования от СУГ (путем сброса его паров) на сбросные трубы".

39. Пункт 20.1 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.

К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, засыпаемые грунтом на высоту не менее 0,5 м выше их верхней образующей и ширину, обеспечивающую предотвращение разрушения насыпи в условиях эксплуатации, или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить предотвращение образования пустот между резервуаром (трубопроводом) и защищающим его материалом в течение времени эксплуатации резервуара (трубопровода).

На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 куб. м, а единичная - 10 куб. м.

Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящими нормами расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой АЗС".

40. Пункт 20.2 приложения 6 изложить в следующей редакции:

    "Технологическая система   должна   обеспечивать   возможность
безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из
резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду,  предотвращающего
выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей  с  концентрацией
указанных  паров  более  20%  от нижнего концентрационного предела
                                              -6
распространения пламени с вероятностью выше 10   в год.

Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Резервуары для хранения СУГ и их оснастка (патрубки, штуцеры, фланцы, заглушки и т.п.), имеющая сварные соединения, а также все разъемные соединения до первой запорной арматуры, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из резервуаров, должны быть двустенными. Они должны быть оснащены системами постоянного контроля герметичности их межстенного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое отключение компрессорного оборудования, прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС".

41. Пункт 20.3 приложения 6 изложить в следующей редакции:

    "Трубопроводы СУГ  и  его паров,  проходящие в зоне возможного
присутствия  водителей  и  пассажиров,   должны   быть   размещены
подземно.  Технологическая система должна обеспечивать возможность
безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из
указанных трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход
за  территорию  АЗС  газопаровоздушных  смесей   с   концентрацией
указанных  паров  более  20%  от нижнего концентрационного предела
                                              -6
распространения пламени с вероятностью выше 10   в год.

Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Помимо патрубков, указанных в п. 20.2, трубопроводы СУГ и его паров, проходящие по территории АЗС, на которой проектом допускается присутствие водителей и пассажиров, должны быть выполнены двустенными по всей длине (включая разъемные соединения) и оснащены системами постоянного контроля герметичности их межтрубного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации, автоматическое прекращение подачи СУГ и его паров в разгерметизированный участок трубопровода с одновременным его перекрытием, операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования".

42. Пункт 20.5 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Резервуары для хранения СУГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема)".

43. Пункт 20.6 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Ввод трубопроводов, штуцеров, патрубков, люков и т.п. в резервуары для хранения СУГ рекомендуется осуществлять в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения".

44. Пункт 20.8 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Наполнение резервуаров СУГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Эти резервуары должны быть оснащены линией их аварийного опорожнения в АЦ.

Допускается предусматривать подачу СУГ на раздаточные колонки АГЗС общего пользования из резервуаров газонаполнительных станций или пунктов при условии:

отсутствия резервуаров СУГ на территории АГЗС;

обеспечения дистанционного (из операторной АГЗС) перекрытия трубопровода подачи СУГ, осуществляемого на территории газонаполнительной станции или пункта;

блокировки подачи СУГ на раздаточные колонки АГЗС при наполнении резервуара, из которого осуществляется указанная подача.

Минимальные расстояния от раздаточных колонок до зданий и сооружений газонаполнительной станции или пункта, с которого осуществляется подача СУГ на раздаточные колонки АГЗС, следует определять в соответствии с таблицей П.6.1 настоящих норм. При этом расстояния от раздаточных колонок АГЗС до подземных резервуаров газонаполнительной станции или пункта допускается уменьшать, но не более чем на 50%".

45. В приложение 6 добавить п. 20.11 следующего содержания: "На трубопроводах ТС для паровой и жидкой фазы СУГ в непосредственной близости от места их соединения с рукавами АЦ и заправочными устройствами транспортных средств следует предусматривать специальные устройства, обеспечивающие предотвращение поступления газа из трубопроводов ТС в атмосферу при нарушении герметичности указанных рукавов и заправочных устройств".

46. Во втором абзаце п. 22 приложения 6 после слов "должны быть оснащены" исключить слово "кольцевым".

47. Пункт 24 приложения 6 изложить в следующей редакции: "Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара следует предусматривать устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. Системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной.

Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара".

48. Пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания: "Расчетное время подачи воды на охлаждение следует принимать не менее 60 мин.".

49. Пункт 28 приложения 6 исключить.

50. Дополнить приложение 6 разделом "V. Требования к АГЗС с одностенными резервуарами" следующего содержания:

"28. На АГЗС с одностенными резервуарами не допускается размещать здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, за исключением магазина сопутствующих товаров без торгового зала.

29. Здания АГЗС с одностенными резервуарами должны быть I или II степени огнестойкости класса С0 или С1.

30. Применение надземных одностенных резервуаров для хранения СУГ допускается только на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов и предприятий.

31. Минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, принимаются по таблице П.6.4.

Таблица П.6.4

┌───┬───────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│ N │ Наименование объектов, до │Расстояние, м, от зданий, соору-│
│п/п│   которых определяется    │жений и оборудования технологи- │
│   │        расстояние         │ческих систем АГЗС              │
│   │                           ├───────────────┬────────────────┤
│   │                           │ с подземными  │  с надземными  │
│   │                           │ резервуарами  │  резервуарами  │
│   │                           │     с СУГ     │     с СУГ      │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│1  │Производственные, складские│      80       │      100       │
│   │и административно - бытовые│               │                │
│   │здания и сооружения промыш-│               │                │
│   │ленных предприятий (за     │               │                │
│   │исключением указанных в    │               │                │
│   │строке 10)                 │               │                │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│2  │Лесные массивы:            │               │                │
│   │  хвойных и смешанных пород│      60       │      100       │
│   │  лиственных пород         │      40       │       60       │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│3  │Жилые и общественные здания│     100       │      300       │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│4  │Места массового пребывания │     100       │      300       │
│   │людей                      │               │                │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│5  │Индивидуальные гаражи и от-│      50       │      100       │
│   │крытые стоянки для автомо- │               │                │
│   │билей                      │               │                │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│6  │Торговые киоски            │      60       │      100       │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│7  │Автомобильные дороги общей │               │                │
│   │сети (край проезжей части):│               │                │
│   │  I, II и III категории    │      50       │      100       │
│   │  IV и V категории         │      30       │       60       │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│   │Маршруты электрифицирован- │      50       │      100       │
│   │ного городского транспорта │               │                │
│   │(до контактной сети)       │               │                │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│8  │Железные дороги общей сети │      80       │      100       │
│   │(до подошвы насыпи или     │               │                │
│   │бровки выемки)             │               │                │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│9  │Очистные канализационные   │     100       │      100       │
│   │сооружения и насосные стан-│               │                │
│   │ции, не относящиеся к АЗС  │               │                │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│10 │Технологические установки  │     100       │      100       │
│   │категорий Ан, Бн, Гн, зда- │               │                │
│   │ния и сооружения с наличием│               │                │
│   │радиоактивных и вредных ве-│               │                │
│   │ществ 1 и 2 классов опас-  │               │                │
│   │ности по ГОСТ 12.1.007-76* │               │                │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┴────────────────┤
│11 │Линии электропередач, элек-│                                │
│   │троподстанции (в том числе │             По ПУЭ             │
│   │трансформаторные подстан-  │                                │
│   │ции)                       │                                │
├───┼───────────────────────────┼───────────────┬────────────────┤
│12 │Склады лесных материалов,  │               │                │
│   │торфа, волокнистых горючих │      50       │      100       │
│   │веществ, сена, соломы, а   │               │                │
│   │также участки открытого за-│               │                │
│   │легания торфа              │               │                │
└───┴───────────────────────────┴───────────────┴────────────────┘

32. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС с одностенными резервуарами следует принимать по таблице П.6.2. Минимальные расстояния до надземных резервуаров хранения СУГ следует увеличивать на 50% по сравнению с расстояниями до подземных резервуаров, указанными в таблице П.6.2. Расстояния между надземными резервуарами должны быть не менее 20 м.

33. Ввод трубопроводов, штуцеров и патрубков в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения.

Допускается предусматривать ввод трубопроводов ниже номинального уровня заполнения резервуаров при условии оборудования указанных вводов устройствами:

автоматически предотвращающими выход СУГ из резервуара при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;

обеспечивающими безопасное перекрытие трубопроводов;

защищенными от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к их отказу;

отвечающими требованиям п. 19.9 приложения 6.

34. Трубопроводы с СУГ и его парами допускается выполнять одностенными и размещать надземно в местах, исключающих их повреждение транспортными средствами, и вне зон с наличием водителей и пассажиров.

35. Общая вместимость резервуаров не должна превышать 20 куб. м, единичная - 10 куб. м. Общую и единичную вместимость подземных резервуаров для СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

36. На АГЗС допускается не предусматривать:

оснащение площадки для АЦ по п. 14 приложения 6;

датчики довзрывоопасных концентраций на площадке для АЦ и заправочных островках по п. 20.9 приложения 6;

защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара по п. 20.10 приложения 6;

системы водяного орошения технологического оборудования с СУГ по п. 24 приложения 6;

противопожарный водопровод высокого давления.

37. Подачу воды на наружное пожаротушение и охлаждение допускается осуществлять передвижной пожарной техникой от противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью, определяемой расчетом исходя из интенсивностей и времени тушения и охлаждения по п. 25 приложения 6, но не менее 200 куб. м, расположенных от АГЗС на расстоянии не более 200 м".