МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 879
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 746
ПРИКАЗ
от 3 ноября 2006 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И ПРЕСЕЧЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ
РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях укрепления межведомственного взаимодействия в работе по выявлению и пресечению административных правонарушений, защите прав потребителей приказываем:
1. Утвердить прилагаемый Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации.
2. Начальникам департаментов МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, руководителям территориальных управлений организовать изучение настоящего Приказа и утвержденного им Регламента взаимодействия МВД России с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министров по курируемым направлениям деятельности.
Министр
внутренних дел
Российской Федерации
Р.НУРГАЛИЕВ
Министр
здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
М.ЗУРАБОВ
Приложение
к Приказу МВД России
и Минздравсоцразвития России
от 03.11.2006 N 879/746
РЕГЛАМЕНТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И ПРЕСЕЧЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ
РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации <*> разработан на основании Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 <**>, в целях стабилизации и оздоровления ситуации на потребительском рынке Российской Федерации <***>.
--------------------------------
<*> Далее - "Регламент".
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; N 47, ст. 4933.
<***> Далее - "Потребительский рынок".
2. Регламент устанавливает правила организации взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке, а также в ходе осуществления карантинных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
3. Органы внутренних дел и территориальные органы Роспотребнадзора осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
II. Принципы взаимодействия
4. Органы внутренних дел и территориальные органы Роспотребнадзора при организации взаимодействия и координации деятельности руководствуются следующими принципами:
4.1. Законность.
4.2. Исключение дублирования функций и полномочий в установленной настоящим Регламентом сфере деятельности.
4.3. Гласность при строгом соблюдении государственной и иной охраняемой законом тайны.
4.4. Самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и средств.
III. Направления взаимодействия
5. Взаимодействие в рамках настоящего Регламента осуществляется по направлениям организации предупреждения и пресечения административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Основные задачи
6. Основными задачами взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора являются:
6.1. Создание единой системы защиты прав потребителей товаров, работ и услуг от противоправных посягательств.
6.2. Защита экономических интересов добросовестных российских и зарубежных предпринимателей.
6.3. Защита потребительского рынка от распространения продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, не отвечающей требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации.
6.4. Создание системы мониторинга административных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров, работ и услуг.
6.5. Формирование негативного общественного отношения к приобретению и распространению контрафактной продукции.
V. Порядок взаимодействия
7. Органы внутренних дел и территориальные органы Роспотребнадзора:
7.1. Анализируют результаты работы по предупреждению и пресечению административных правонарушений на потребительском рынке.
7.2. Обобщают и распространяют передовой опыт в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выявлению и пресечению административных правонарушений на потребительском рынке, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок.
7.3. Организуют и проводят конференции, совещания, семинары с представителями производителей и потребителей товаров, работ и услуг, общественных организаций.
7.4. Разрабатывают методические рекомендации.
7.5. В пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, проводят мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение административных правонарушений, защиту прав потребителей.
7.6. Осуществляют информационный обмен сведениями, представляющими взаимный интерес и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7.7. Координируют и проводят совместные исследования проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере потребительского рынка.
7.8. Обобщают практику применения норм законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях для определения единого подхода к их применению.
7.9. Взаимодействуют с региональными средствами массовой информации.
8. Для выполнения указанных мероприятий могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора.
9. Планы и программы совместных действий в рамках выполнения настоящего Регламента в обязательном порядке утверждаются приказами руководства органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора с указанием сроков их исполнения.
VI. Полномочия органов внутренних дел
и территориальных органов Роспотребнадзора
10. При пресечении административных правонарушений в сфере потребительского рынка органы внутренних дел вправе:
10.1. Получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.
10.2. Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
10.3. Вносить в установленном порядке в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.
10.4. В целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
10.4.1. Производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых в порядке, предусмотренном статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10.4.2. Осуществлять изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов в присутствии двух понятых в порядке, предусмотренном статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10.4.3. Осуществлять арест товаров, иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, в присутствии владельца вещей и двух понятых в порядке, предусмотренном статьей 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10.5. При выявлении административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц Роспотребнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <*>, доставление в служебные помещения органов внутренних дел.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст. 1; 2003, N 27 (часть I), ст. 2700; N 27 (часть II), ст. 2708; ст. 2717; N 46 (часть I), ст. 4434; N 50, ст. 4847; ст. 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1 (часть I), ст. 13; ст. 37; ст. 40; ст. 45; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; ст. 2721; N 30 (часть II), ст. 3124; ст. 3131; N 50, ст. 5247; N 52 (часть I), ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4; N 18, ст. 1907; N 31 (часть I), ст. 3420; ст. 3438; N 45, ст. 4641.
10.6. В установленном порядке осуществлять привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае если их неявка препятствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дел об административных правонарушениях на основании мотивированного определения уполномоченного должностного лица территориального органа Роспотребнадзора.
11. Территориальные органы Роспотребнадзора осуществляют следующие полномочия по предупреждению и пресечению административных правонарушений:
11.1. Осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.
11.2. Принимают меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11.3. Составляют протоколы об административных правонарушениях, выносят постановления по делам об административных правонарушениях, обладают иными полномочиями, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
11.4. Принимают меры по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям.
11.5. Направляют в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалы о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
11.6. Обращаются в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
11.7. Участвуют в судебном деле в случае привлечения к делу судом, а также по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
12. Утратил силу. - Приказ МВД РФ N 737, Минздравсоцразвития РФ N 900 от 18.10.2010.
13. Протоколы об административных правонарушениях, составляемые должностными лицами органов внутренних дел, направляются должностным лицам Роспотребнадзора, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
В случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются должностными лицами органов внутренних дел в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от должностного лица территориального органа Роспотребнадзора, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются должностному лицу территориального органа Роспотребнадзора в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
VII. Порядок обеспечения доступа
к информации о взаимодействии
14. Обмен информацией по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере потребительского рынка производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Порядок размещения в информационных системах общего пользования информации о деятельности органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора и доступа к ней устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Информация о взаимодействии органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора может в установленном порядке размещаться в средствах массовой информации.